В октябре в школе прошёл 1 тур Всероссийской олимпиады школьников
Цель проведения олимпиад:
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,
- пропаганда научных знаний.
Основными задачами олимпиады являются:
- выявление одаренных и талантливых учащихся с целью их дальнейшего интеллектуального роста;
- развитие познавательных интересов школьников к углубленному изучению предметов;
- всестороннее развитие способностей и интересов учащихся;
- подведение итогов работы факультативов, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы по предметам;
- проведение профориентационной работы с целью дальнейшего профессионального самоопределения;
- отбор участников второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Класс | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | ||||
Всего уч-ся | Принимали участие |
%от общего кол-ва |
Всего уч-ся | Принимали участие |
%от общего кол-ва |
|
5-11 | 331 | 137 | 41% | 327 327 | 130 | 40% |
5-9 | 278 | 95 | 34% | 277 | 89 | 32% |
7-11 | 209 | 105 | 50,2% | 211 211 | 114 | 54% |
7-9 | 156 | 63 | 40,3% | 162 | 73 | 45% |
10-11 | 53 | 42 | 79% | 50 | 41 | 82% |
В школьном туре Всероссийской олимпиады приняло участие 428 (повторяющиеся) учащихся 5-11 классов. Увеличилось количество участников 7-9 классов, 10-11 классов.
Все задания школьных олимпиад были разработаны районным методическим кабинетом с учётом рекомендаций по Всероссийским предметным олимпиадам.
Предмет | Класс | Всего | Победители | Призёры | |||
2011- 2012 |
2012- 2013 |
2011- 2012 |
2012- 2013 |
2011- 2012 |
2012- 2013 |
||
Обществознание | 7-11 | 41 | 63 | 5 | 5 | 10 | 9 |
История | 7-11 | 33 | 36 | 4 | 2 | 8 | 10 |
Экология | 7-11 | 15 | 22 | 2 | 3 | 8 | 11 |
Право | 10-11 | 29 | 18 | 2 | 2 | 6 | 4 |
Химия | 9-11 | 18 | 25 | 1 | 2 | 4 | 6 |
Биология | 7-1 | 31 | 29 | 6 | 3 | 12 | 11 |
Английский язык | 5-11 | 30 | 46 | 4 | 6 | 10 | 14 |
Информатика | 9 -11 8-11 | 9 | 7 | 1 | - | 1 | 1 |
Математика | 6-11 5-11 | 41 | 64 | 4 | 3 | 9 | 4 |
Физика | 8-11 | 17 | 15 | 1 | 1 | 6 | 4 |
Русский язык | 8-11 | 42 | 28 | 2 | 11 | ||
5-11 | 42 | 28 | 2 | 1 | 11 | 10 | |
География | 7-11 | 32 | 32 | 4 | 2 | 8 | 9 |
Литература | 7-11 | 18 | 13 | 1 | 1 | 9 | 5 |
физкультура | 7-11 | 16 | 30 | 3 | 3 | 6 | 6 |
372 | 428 | 42 | 34 | 119 | 104 |
Анализ таблицы показывает, что увеличилось количество участников школьного тура. Хотя отмечается и увеличение числа участников по некоторым предметам по сравнению с прошлым годом (обществознание, английский язык, математика, физкультура), количество победителей и призёров снизилось.
В олимпиадах принимало участие 12 учащихся, входящих в школьный банк одарённых детей. Большинство учащихся являются участниками нескольких олимпиад.
Основными мотивами участия в школьных олимпиадах являются: интерес к предмету (10 %), желание принять участие и попробовать свои знания (33%).
Основными формами подготовки к олимпиадам самостоятельная работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (233%); занятия с учителем (12,5%). Однако 5% учащихся в анкетировании указали на отсутствие подготовки вообще.
Победители и призёры школьного тура награждены грамотами и подарками.
Сформирована команда для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Анализ олимпиад по предметам
Биология
Учащиеся 8-9 классов показали удовлетворительные знания по курсу “Биология”. По сравнению с прошлым годом, показатели в % отношении от максимального балла одинаковые. Однако учащиеся допускают ошибки в решении тестов. Хорошие знания учащиеся показали по темам : питание грибов, значение крови, сущность фотосинтеза и эволюционного процесса. Затруднения вызвали вопросы об особенностях строения клеток грибов, расположение в организме эпителиальных тканей, сравнение водорослей и грибов.
Учащиеся 10-11 классов показали хорошие знания. По сравнению с прошлым годом количество балов и % от максимального возможного бала выше. Хорошие знания учащиеся показали по темам: признаки живого; сравнение процессов митоза и мейоза. Затруднения вызвали вопросы о микроскопическом строении и функционировании почек, о росте костей в длину.
Учителю необходимо уделить внимание данным вопросам и отработать с детьми, т.к. учащиеся, принимавшие участие в олимпиаде будут сдавать ЕГЭ по биологии.
Экология
6-7 класс. Учащиеся показали хорошие знания по экологии, правильно отвечая на вопросы о среде обитания растений и животных, об экологических факторах и их влиянии на живые организмы. Затруднения вызвали цепи питания; установление правильной последовательности.
8-9 класс. Учащиеся показали средний уровень владения знаниями по экологии. Наибольшее количество правильных ответов связаны с характеристикой мест обитания, охраной окружающей среды. Затруднения вызвали вопросы, связанные с экологическими понятиями.
10-11 класс. Учащиеся показали средний уровень владения знаниями по экологии.
За счёт экологизации преподавания предметов естественнонаучного цикла учащиеся показали хорошие знания по следующим темам: виды экологических загрязнителей; источники шума в городе; накопление кислорода в воздухе, прямое воздействие человека на природу, причины инфекционных заболеваний.
По сравнению с прошлым годом число верных ответов на вопросы, не связанные непосредственно с изучением биологии, значительно увеличилось. Затруднения у учащихся вызвали вопросы, связанные со знанием терминов, понятий, закономерностей и правил экологии.
Результаты олимпиады по экологии 2012-2013 года по сравнению с прошлым годом улучшились, что говорит о целенаправленной подготовке учащихся. Однако учителям биологии Двойновой Г.Н. и Фоминой А.И. необходимо на уроках обращать внимание на отработку понятийного аппарата, связанного с экологическими вопросами.
Английский язык
В олимпиаде принимали участие учащиеся 5-11 классов. Олимпиада по английскому языку включала задания по аудированию, пониманию письменного текста, лексико-грамматическое задание, задание на монологическое высказывание.
Учащиеся неплохо справились с заданиями по аудированию, чтению. Однако задания по грамматике и письму вызвали затруднения. Хорошие результаты показали учащиеся 9 класса, 10 класс.
При подготовке к муниципальному туру учителям необходимо обратить внимание на отработку грамматических умений. Оформление письменной речи, употребление правильно грамматических конструкций в письменной речи.
Информатика
Олимпиада по информатике содержала 5 задач на программирование.
Учащиеся 9-х классов хорошо справились с заданиями при работе с Word и заданием по программированию на решение задачи по блок-схеме. Учащиеся 10-11 классов плохо справились с олимпиадными заданиями. В 10-11 классе информатика изучается как элективный предмет.
Учителю информатики Вавиловой И.В., необходимо уделять внимание работе по подготовке учащихся к олимпиадам, т.к. программирование является единственной темой олимпиадных заданий из года в год.
История
В олимпиаде по истории принимали участие учащиеся 7-11 классов, проявляющих интерес к предмету. Большинство учащихся хорошо справились с заданиями, показав хорошие знания по истории. Однако олимпиада показала, что анализ текста, таблиц, заданий на соответствие остаются самыми трудными вопросами для учащихся из года в год. Слабые знания учащиеся показали по темам: культура, анализ высказываний, написание эссе.
Учителю истории необходимо как на уроках так и во внеурочное время (элективные курсы, дополнительные занятия) продумать систему работы по отработке умений сравнивать, анализировать тексты, таблицы; чаще использовать на уроках задания на соответствия.
Обществознание
В олимпиаде по обществознанию принимали участие учащиеся 7-11 классов. Учащиеся справились с заданиями олимпиады. Учащиеся 7-9 классов показали хорошие знания курса обществознания. Учащиеся 10-11 классов показали средний уровень владения знаниями курса обществознания. С тестовыми заданиями справились все учащиеся. Однако задания на соответствие вызвали затруднения. Не всегда точно определяется понятие, иногда близко по смыслу, но не совпадает с правильным. При написании эссе учащиеся показали умения раскрывать проблему на теоретическом уровне, использование обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Все участники олимпиады посещают элективные предметы по обществознанию.
Учителю Тимофеевой Н.М. при подготовке учащихся к муниципальному туру необходимо обратить внимание на практическую работу по анализу текстов и таблиц, правильному оформлению схем.
Русский язык
Олимпиадные задания по русскому языку охватили все разделы русского языка. Учащиеся 11 класса хорошо справились с задание на перевод текста со старославянского языка.
Учащиеся 8-х классов по сравнению с прошлым годом удачнее выполнили задания, связанные с числительными, деепричастиями. Однако задания, связанные с омонимичными конструкциями вызвали затруднения.
Учащиеся 10 класса по сравнению с прошлым годом успешнее справились с заданиями на заимствование слов, синонимичные конструкции, фразеологизмы. Однако задание на значение устаревших слов у учащихся вызвало затруднение.
У учащихся 8-х классов затруднения вызвал развернутый ответ на высказывание Горация.
Учащиеся 9-х классов хорошо справились с заданиями на определение роли инфинитива, определение тропов. Однако текст, связанный со старославянской письменностью вызвал затруднения.
Литература
В 7-8 классах олимпиада по литературе состояла из комплексного анализа текста.
Учащиеся 7-х классов хорошо справились с данным заданием. Ответы были полные. Нашло отражение идейное содержание рассказа, жанровое своеобразие. Учащиеся обратили внимание на стилевые особенности автора.
Учащиеся 9-11 классов допустили ошибки при сравнительном анализе художественных, стихотворных текстов, плохо знают не программные произведения. Особые затруднения вызвал вопрос на соотношение литературного и музыкального произведения.
Физика
Олимпиада по физике 8-9 классов состояла из решения задач, 10-11 класс из решения задач и экспериментальной задачи.
Учащиеся 8-х классов хорошо справились с задачами на механическое движение, на условие плавления тел. Однако затруднения вызвали задачи на механическую работу и использование формулы плотности со сложными математическими вычислениями.
Учащиеся 10 класса хорошо справились с задачами на механику движения (относительность движения, использование закона Ньютона). Затруднения вызвали задачи на тепловые процессы, т.к термодинамика ещё не изучалась.
Учащиеся 11 класса начали все задания, но не довели до конца правильно расчёты.
Учащиеся 9-х классов показали слабые знания материала по физике.
Химия
Учащиеся 9-11 классов показали средний уровень знаний по химии. Учащиеся умеют находить массовую долю вещества в растворе, выводить формулу вещества, подбирать реагенты для распознавания веществ. Для учащихся 9-х классов задача, связанная с математическими знаниями оказалась сложной.
География
В олимпиаде по географии принимали участие 33 учащихся 7-11 классов. Все учащиеся показали хорошие знания предмета. Большинство учащихся справились с тестовыми заданиями. Учащиеся показали знания масштаба, умения работать с картой, аналитическими таблицами.
Технология
В 2012-2013 уч. году учащиеся 6-8 классов (девочки) принимали участие в олимпиаде первый раз. Проведённая олимпиада состояла из тестовых заданий по разделам: кулинария, материаловедение, машиноведение, рукоделие, технология изготовления швейного изделия. Выполнение заданий олимпиады показало хорошие знания по материаловедению и кулинарии. Однако такие разделы как технология изготовления швейного изделия и машиноведение вызвали у учащихся затруднения.
Математика
В олимпиаде учащиеся 5-11 классов.
Учащиеся 5-х классов показали хорошие знания при делимости чисел на 2, расставлять арифметические знаки и скобки, чтобы получилось верное равенство.
Однако при решении логической задачи учащиеся допустили ошибки.
Учащиеся 6-х классов показали хорошие знания при решении задач на проценты, в решении логической задачи.
Учащиеся 7-х классов справились с задачей на дроби, на проценты.
Однако допустили ошибки при решении на восстановление из букв чисел и на решение геометрической задачи.
Учащиеся 8-х классов показали хорошие знания при решении задач на проценты, при решении задач по теории вероятности.
Однако задача на логическое мышление вызвала затруднение.
Учащиеся 9-х классов показали хорошие знания при решении логической задачи, при решении задач со степенями. Допустили ошибки при решении геометрической задачи, при решении систем неравенств.
Учащиеся 10 класса справились с решением неравенства с параметром. Вызвало затруднения решение иррационального уравнения при решении геометрической задачи.
Учащиеся 11 класса показали хорошие знания при решении геометрической задачи, в решении показательного уравнения. Допустили ошибки в решении системы уравнений. Учителям математики необходимо на факультативах и кружках больше уделять внимания решению нестандартных логических задач, и решению геометрических задач в различных ситуациях.
Право
Все учащиеся хорошо справились с заданиями школьного тура, показав неплохие знания предмета. Однако вопросы на знание конституции, трудового кодекса вызвали затруднения.
Выводы:
Олимпиады показали средний уровень подготовки учащихся с повышенной мотивацией. Большинство учащихся перешагнули призовой барьер (50%), однако % отношение для победителей набрали только 19% участников. Больше всех баллов набрали Стоянова Н. (химия); Захаров Дм.; Маскайкин Н. (англ. яз).
Рекомендации
- Учителям - предметникам учесть все недостатки школьных олимпиад при подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиад
- Использовать во внеклассной работе (в рамках предметных недель) различные виды викторин, конкурсов, повышающих кругозор учащихся
- Заместителю директора Алексеевой О.Н.:
- проанализировать итоги школьных олимпиад на заседании МС.,
- взять под контроль работу учителей по подготовке учащихся к районным олимпиадам,
- провести анализ итогов районных олимпиад на педагогическом совете и заседания МО.
Всем известна “лесенка”, ведущая к вершинам познания:
любопытство - любознательность - познавательная потребность. Эту лесенку должен преодолеть сначала сам педагог, а затем повести по ней своих воспитанников.
Приложение (Справка по итогам входных административных контрольных работ)