Цель: познакомить понятием “средний”.
Задачи:
- Научить находить среднее арифметическое.
- Показать: где и как применяется среднее арифметическое в жизни.
- Развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь.
- Воспитывать интерес к математике через занимательные задания,.
Оборудование: проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
Настрой на урок.
Звонкий прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте прямо, не шумите,
Всё ль на парте, посмотрите.
Все ль на месте, всё ль на парте:
Книжка, ручка и тетради.
Не забудьте дневника,
Он – документ ученика.
Здравствуйте, ребята.
Сели. Мы приступим к новой теме.
2. Работа по теме урока. Устный счет.
-Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо решить выражения и заполнить буквами таблицу. Буква откроется в том случае, если значение выражения будет найдено верно. Слайд 2
(670, 280, 186, 109, 640, 2, 9400, 35, 0, 32, 3100, 825, 50)
3. Работа над новым материалом. Понятие среднего арифметического.
Прочитайте тему урока.
Сегодня мы должны будем ответить на вопросы:
(что такое среднее арифметическое; как его найти, где применяется)
- Как вы думаете, что такое среднее арифметическое? (ответы детей)
- Если мы посмотрим в словарь Ушакова, то узнаем… (ученик читает). А вот дословный перевод этого определения Слайд 3
- Чтобы ответить на вопрос “Как найти среднее арифметическое?”, решим несколько задач.
- Задача №1 Слайд 4
- Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь.
(182+185+173):3=540:3=180
- Каким свойством сложения надо воспользоваться, чтобы удобнее было считать?
- Решив эту задачу, мы и нашли с вами среднее арифметическое.
- И как ответим на этот вопрос?
- Как мы находили среднее арифметическое?
- Давайте решим ещё одну задачу.
- Задача №2. Слайд5
- Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь.
(300+280+320+340) : 4 = 1240:4=310(м.)
- Как запишем ответ?
- Сравните эти задачи. Что же мы в них находили? Как находили?
- Делаем вывод - что значит найти среднее арифметичкское? (Складывают данные и делят на число слагаемых) Слайд 6
4. Физкультминутка.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На насочках побежим.
На полянку мы выходим
Много ягод мы находим.
Земляника так видна!
Мы едим её с куста.
5. Работа с учебником. Давайте поупражняемся в нахождении среднего арифметического.
а)-Откройте учебник на с. 90, № 449 (работа в парах).
(63+62+70) : 3 = 195 : 3 = 65 (г) – средн. масса куриного яйца.
- Проверка. Кто решил правильно?
б) №450 (устно);
в) №452 самостоятельно по вариантом;
- 1 вариант-верхние примеры;
- 2 вариант-средние примеры;
- 3 вариант-нижние примеры.
6. Задачи на смекалку. Слайд 7
1) На столе лежат три палочки, прибавь к ним ещё два и получи восемь.
2) Сложите три одинаковых квадрата из 11 спичек.
7. Итог.
- А сейчас давайте подведем итог.
- Кому было сегодня трудно?
- У кого осталось отличное настроение?
Домашнее задание: №452, №453; желающим ребус (на полях), с.90
Спасибо за урок! Слайд 8