Использование современных информационных технологий на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, стремящейся получить самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность получить образование за границей предполагают наряду с высоким уровнем владения иностранным языком определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, широкий кругозор, знание норм международного этикета, умение «подать» себя. В достижении всех перечисленных целей призваны помочь современные информационные технологии.

Сегодня, в век информационного общества, системы образования передовых стран мира ориентированы на личностно-ориентированный подход и теснейшим образом связанный с ними конструктивизм.

Личностно-ориентированный подход смещает акцент на организацию познавательной деятельности ученика с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития.

Конструктивизм ставит во главу угла осмысление знаний как результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, как способность ученика осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, иными словами, приобретать новые знания на основе критического мышления. Внимание в большей степени акцентируется  на обучаемом, что значительно повышает долю самостоятельной работы учащихся в процессе приобретения языковых знаний.

Работа  с применением информационных технологий на  моих уроках способствует приобретению опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием немецкого языка.

Индивидуальная (или групповая) деятельность, включающая исследование и решение проблем в ходе создания проекта, должна вытекать из интересов учащихся. Моя задача  здесь состоит в том, чтобы помочь учащимся в выборе, предложив список проектов, рассказав о проектах прошлых лет. Используя Интернет – ресурсы на уроках немецкого языка, я всегда стремлюсь к тому, чтобы данный вид современных информационных технологий вносил действительный вклад в цели обучения, имел реальный смысл и был разумным в части доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Работа над проектом  с практическим использованием Интернет-ресурсов дает мне возможность учить детей на уроках немецкого языка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из других областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Работа над проектом позволяет мне использовать на своих занятиях также технологию формирования индивидуального образа речевого поведения. Проблема, которую мы рассматриваем в том или ином проекте,  должна затронуть моих учеников, заставить их задуматься, побудить к собственным размышлениям, желанию высказать  собственные мысли, а не пересказывать чужие. Все это возможно на языковом материале любой сложности.  Мои  ученики попадают в «ситуацию коммуникативного ядра»,  когда  для каждого из них возникает ситуация необходимости говорить своими собственными словами, а не словами чужими. А результат деятельности становится собственным достоянием ученика.       

На уроках немецкого языка  я рассматриваю вместе с ребятами разные виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Нами всегда совместно разрабатывается план работы с учетом всех его этапов. Я четко формулирую учебные задачи для учащихся и даю рекомендации по подбору материала. Разработка проекта завершается вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности. Работа над проектом выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, ибо:

  • работа затрагивает эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
  • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной  темы, самостоятельно добывать необходимую информацию и разных источников, в   том числе и из Интернет-ресурсов;
  • в ходе работы осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом; я становлюсь   для учащихся равноправным партнером и консультантом;
  • я как учитель выстраиваю работу над проектом с учетом интересов, жизненного опыта и   индивидуальных особенностей учащихся;
  • я как учитель решаю задачу  индивидуальной и коллективной ответственности учащихся за  конкретную работу в рамках проекта.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть, практическое владение иностранным языком. Моя задача на уроке немецкого языка состоит в том, чтобы активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для его творческой активности. Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве позволяют мне решать эти задачи.

Интернет является моим эффективным помощником в решении проблемы мотивации. Благодаря современным возможностям, предоставляемых телекоммуникационными системами, учащиеся могут вести переписку по электронной почте со школьниками других стран, создавать и участвовать в совместных телекоммуникационных проектах, конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публиковать свои творческие работы на образовательных и художественных сайтах и получать отзывы на них из всех стран мира. При этом идет интересный захватывающий диалог двух или нескольких культур, расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность в изучении не только языка, но и других предметов, растет уверенность в своих силах. Возможность работать самостоятельно позволяет максимально снизить тревожность у учащихся, избавить их от чувства страха, присущего в реальной ситуации.

Учащийся – центр познавательной активности на уроке. Использование  Интернет-ресурсов на уроке позволяет мне развивать самостоятельное мышление учащегося и учить его не просто запоминать и воспроизводить знания, полученные на уроке, но и умело применять их на практике. Акцент  в процессе обучения, таким образом,  смещается на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность каждой отдельной личности.

Мой выбор в пользу работы с Интернет-ресурсами основывается также на том, что каждый учащийся может  применять мультимедийный потенциал новых информационных технологий не только на уроке немецкого языка или информатики; он может при необходимости подключиться к серверу в любое удобное для него время и найти желаемую информацию либо выполнить тестовое или какое-либо другое задание. Необходимость формулировать запрос на немецком языке при работе с  компьютерными технологиями, например, с CD-ROM-программами, формирует внутреннюю потребность использовать немецкий язык по его прямому назначению, то есть как средство общения.

Я придерживаюсь мнения, что использование Интернет-ресурсов и мультимедийного потенциала новых информационных технологий как на уроках немецкого языка, так и при самостоятельной работе учащихся

  • расширяет лингвистический кругозор ребят;
  • способствует  формированию культуры общения;
  • содействует общему речевому развитию моих учеников;
  • обеспечивает культуроведческую направленность обучения, включая школьников в диалог культур;
  • создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в использовании немецкого языка при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний;
  • способствует приобретению опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием немецкого языка, в том числе, в русле выбранного профиля.

Список использованной литературы

  1. Н.Т. Бунимович. Краткий словарь современных понятий и терминов. – М., 1995.
  2. М.Ю. Бухаркина. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., Академия, 2008.
  3. М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., Академия, 2007.
  4. В.И. Загвязинский. Учитель как исследователь.– М., 1980.
  5. Е.С. Полат. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе – № № 2, 3 – 2000 г.
  6. Е.С. Полат. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., Академия, 2007.