Проектная деятельность как способ раскрытия интеллектуального потенциала учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Все чаще мы слышим разговоры о том, что наша школа отстала от требований, предъявляемых современным обществом к человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Обладание определенной суммой знаний еще не гарантирует успешности на рынке труда, умения адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, да и знания эти требуют постоянного обновления.

В современной педагогике повышенный интерес проявляется к деятельностным технологиям обучения. Ведь именно при таком подходе к обучению не происходит разрыва теории и практики, когда учащиеся обладают знаниями, но при этом порой оказываются беспомощны в простейшей житейской ситуации.  Знания, усвоенные в процессе деятельности учащегося, не забываются со временем, как это часто бывает со сведениями, заученными в отрыве от практического применения.

Одним из примеров деятельностного подхода в процессе обучения является метод проектов. Его определение было дано Евгенией Семеновной Полат, доктором педагогических наук, автором исследований по педагогическим технологиям  личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий в системе образования, а также методу проектов. Определение это звучит так: «Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом». [3]

В последние годы метод проектов активно используется учителями на уроках и во внеурочной деятельности. Как неоспоримое достоинство этого метода отмечается то, что учащиеся «…приобретают коммуникативные умения, навыки работы в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление». [1, с. 157]  Учитель получает возможность вовлечь практически всех учеников в активную деятельность в зависимости от их способностей, возможностей и индивидуальных особенностей.

Ценность учебных проектов состоит еще и в многообразии их типов. Каждый учитель может выбрать подходящий тип проекта в зависимости от ситуации и цели работы. Подробную информацию о типологии учебных проектов можно найти в материалах курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», разработанного Марией Анатольевной Ступницкой, старшим научным сотрудником лаборатории социально-психологического сопровождения образовательного процесса Научно-исследовательского института столичного образования МГПУ, автором ряда книг и статей по вопросам психологии здоровья и педагогической психологии. По продолжительности проекты можно разделить на мини-проекты (один урок или часть урока), краткосрочные (несколько уроков), недельные и долгосрочные (годичные). По количеству участников выделяются два типа: индивидуальные и групповые. Подразделяются проекты и по виду конечного продукта: материальные (конечный продукт – книги, альбомы, буклеты, фильмы, компьютерные презентации и т.п.); действенные (экскурсия, спектакль, выставка, литературная гостиная и т.п.); письменные (статья, брошюра и т.п.).

Конечно, каждый учитель время от времени занимается каким-либо видом деятельности из перечисленных: делает вместе с учениками презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, организует экскурсии и тематические классные часы. Только вот результат не всегда удовлетворяет как учителя, так и учащихся. Нередко тщательно подготовленное мероприятие оказывается скучным и далеким от интересов школьников. Порой учитель получает совсем не тот результат, на который рассчитывал. Как же избежать этих промахов в работе? Прежде всего следует помнить, что подготовка проекта имеет свою технологию. Учитель и ученик (или группа учеников) должны четко определять цели своей работы,  представлять, каким должен быть конечный продукт, на какие этапы будет поделена работа над проектом, как организовать сбор необходимой информации. Кроме того, каждый проект нуждается в презентации и защите. Его авторы должны быть готовы не просто представить конечный результат своей работы, но и ответить на  вопросы, которые могут возникнуть у слушателей.

Метод проектов имеет много неоспоримых достоинств. М.А.Ступницкая  в своем учебном пособии пишет: «…Сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. … Суть этого метода… – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения». [2, с. 7]   

Работа над проектом любого типа подразумевает более глубокое усвоение знаний, овладение умениями и навыками в различных образовательных областях. Приведу пример из своей практики. Ежегодно мои ученики работают над проектами краеведческой направленности. Тематика их достаточно разнообразна: литературное краеведение, история семьи, люди, прославившие наш край. Работа над каждым проектом подразумевает, кроме сбора фактического материала,  изучение исторического и культурного контекста эпохи. Одна из краеведческих работ, «Женщина и эпоха», была посвящена жизни и деятельности Л.А.Румянцевой, доцента кафедры микробиологии ИСХИ,  работника секретариата Иваново-Вознесенского губисполкома в те годы, когда его возглавлял М.В.Фрунзе. Автор работы, ученик 9-го класса, подробно изучил историческую обстановку в Иваново-Вознесенске в первые десятилетия ХХ века, познакомился с документами Иваново-Вознесенского губисполкома, с отзывами современников о личности М.В.Фрунзе. Чтобы собрать необходимый для работы материал, он посетил Государственный архив Ивановской области (в сопровождении руководителя), поработал с фондами музея Ивановской государственной сельскохозяйственной академии, встретился с членами семьи Л.А.Румянцевой и провел с ними беседу по заранее заготовленным вопросам.

Еще один пример. Ученица 8-го класса темой своего проекта выбрала творчество ивановской детской поэтессы С.Л.Сон. Она была приглашена домой к Светлане Леонидовне и после первой же беседы оказалась обладательницей бесценного фактического материала. Но при этом в их беседе встретились имена и понятия, с которыми девочка ранее либо была незнакома,  либо имела о них лишь поверхностное представление. После работы с дополнительной литературой она много узнала об общественной жизни школьников 60-70-х годов прошлого века, о творчестве детских поэтов С.Я.Маршака, А.Л.Барто, Д.Хармса, Ю.Мориц, К.И.Чуковского. Работа с литературным материалом потребовала хороших теоретических знаний, а также  навыков литературоведческого анализа. Так работа над проектами не только обогащает ученика новыми знаниями, но и помогает осознать ценность и необходимость учебного материала, изучаемого на уроке.

Конечно, проектная деятельность способствует также формированию и развитию коммуникативных компетенций. Ученику в процессе работы приходится общаться со многими людьми, и от того, как он построит беседу с ними, какие вопросы задаст, что извлечет из полученного материала, зависит успех всего исследования. Эти умения пригодятся и на заключительном этапе, при публичном представлении  своего проекта. Успешно проведенная работа, ощущение значимости собственной деятельности, интерес со стороны сверстников – все это помогает школьнику повысить собственную самооценку, социально адаптироваться, определить область своих интересов, а как следствие – свой путь в жизни. 

Литература

  1. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/ авт.-сост. Е.Н.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  3. ru.wikipedia.org