Цели:
- Изучить новую орфограмму. Выявить общее грамматическое значение наречия.
- Продолжить развитие творческих возможностей обучающихся. Развивать способности к схематизации в различных формах (графической, буквенной, словесной, смешанной).
- Учиться контролировать осуществленные действия и оценивать полученные результаты с точки зрения соответствия поставленным задачам. Развивать способности к оценке своих возможностей относительно решения новой задачи еще до начала ее решения.
- Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска, взаимного удовлетворения в процессе обмена мыслями, личностно значимыми переживаниями и при групповом, и при коллективном обсуждении.
- Формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками (умение слушать, понимать позицию оппонента, критически оценивать ее, вступать в дискуссию).
- Формировать дружеские отношения между учащимися с продолжением во внешкольное время.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Оборудование: таблица, медиапроектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель, обращаясь к обучающимся с приветствием, создаёт положительный эмоциональный настрой на работу на уроке.
2. Создание ситуации успеха
Учитель. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут служить слова А.С. Пушкина: “Наречие живописует глагол”. Как вы понимаете смысл высказывания А.С. Пушкина?
Ученики. Наречия распространяют глаголы, делают их более живыми, красочными.
Учитель. Что вы знаете о глаголе? Смоделируйте свои знания о глаголе.
Учитель просит учащихся посмотреть на таблицу и помещает модель в графу “знали”.
Учитель. Дайте толкование слова “живописует” при помощи наречий.
Ученики. Ярко, живо, красочно, точно, метко, выразительно.
Учитель. Дайте определение наречию как части речи.
Ученики. Наречие – это неизменяемая часть речи. У наречий нет грамматических значений, поэтому они зависят от других слов в предложении лишь по смыслу. Наречия отвечают на вопросы “Как?”, “В какой степени?”
Наречие обозначает признак действия, признак предмета, признак признака.
В предложении наречие является обстоятельством.
Учитель. Смоделируйте то, о чем вы сказали.
Учитель помещает модель в графу “Знали”.
Учитель: Итак, любая часть речи держится на трех китах:
- общее грамматическое значение;
- морфологические признаки;
- синтаксическая роль.
О какой части речи мы сегодня с вами продолжим разговор?
Ученики. О наречии.
Учитель. Послушайте стихотворение Э. Куклиной “Родное слово”:
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие “светло”,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь “ароматно” ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою сразу вся Россия!
Учитель. Назовите наречия, которые употреблены в этом стихотворении.
Ученики. Высоко, светло, ароматно, красиво.
Учитель. Определите способ образования данных слов.
Высоко высокий (суффиксальный) Светло светлый (суффиксальный) Ароматно ароматный (суффиксальный) Красиво красивый (суффиксальный) Дружно дружный (суффиксальный) Безопасно безопасный (суффиксальный)
Учитель. Какие способы образования слов вы еще знаете?
Ученики. Приставочно-суффиксальный, приставочный, сложение двух основ.
3. Физкультминутка
Во время упражнений дети произносят стихотворный текст.
Дружно встали.
Раз. Два. Три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем.
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу!
Школе нужно поклониться,
В ней учиться, не лениться,
Ниже, ниже поклониться,
А теперь пора садиться.
4. Постановка учебной задачи
Работа с учебником, стр. 113, упр. 372.
Учитель. Запишите пары слов. Орфограммы подчеркните. Определите способ образования наречий.
Левый – слева, светлый – засветло, глухой – наглухо
Ученики. Приставочно-суффиксальный способ образования.
Учитель. С какой проблемой вы столкнулись?
Ученики. Мы не знаем, как проверить слабую позицию в суффиксе наречий.
Учитель. Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ученики. Написание гласных в суффиксах наречий.
Учитель. Какие способы проверки орфограмм в слабых позициях вы знаете?
Ученики.
1. По основному закону русского письма.
2. По словарю.
Учитель. Предложен ряд слов. По каким признакам можно сгруппировать эти слова? Сгруппируйте эти слова, используя разные варианты.
Изредка, снова, начисто, издавна, досуха, влево, сначала, досыта, вправо, насухо, заново.
5. Анализ условия
Учитель. Форму работы выберите сами (пары, группы).
(Обучающиеся группируют слова, демонстрируя различные варианты.)
Возможные варианты группировки:
Слова, в которых приставка состоит из одной буквы или из двух букв
Учитель. На что вы обратили внимание во втором столбце?
Ученики. Если в наречиях приставки из, до, с, пишем а, если приставки в, на, за, пишем о.
Учитель. Попробуйте смоделировать данное правило. Форму работы выберите сами.
(Учащиеся моделируют правило.)
6. Моделирование
Варианты моделирования, предложенные обучающимися
Учитель помещает в таблицу “узнали”
Учитель. Есть еще два волшебных слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, когда на конце пишется о, а когда а.
Учитель. Мы сегодня на уроке вспоминали способы проверки орфограмм слабых позиций. Напомним их еще раз.
Ученики.
1. По основному закону русского письма.
2. По словарю.
Учитель. Есть еще один способ проверки написания и на конце наречий. Попробуйте подставить вместо наречий проверочное существительное среднего рода с окончанием о с предлогом (суффикс наречия совпадёт с окончанием существительного:
-редк- (из окн) , -сух- (на окн).Учитель. Насколько новым показался вам материал сегодняшнего урока?
Ученики. С этим материалом мы столкнулись впервые.
7. Решение частных учебных задач
Работа в рабочей тетради, стр.54, упр.82.
Учитель. Я хочу предложить вам творческую работу.
Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Можете использовать слова справ-, слев-, рядом, налев-, влев-, сначал- .
Обучающиеся составляют текст: “Сначала идешь прямо по улице. Поворачиваешь влево, а потом направо”.
Учитель. Я обращаю ваше внимание на правила безопасного поведения на улице.
Учитель подходит к плакату “Безопасное поведение детей на улице” и акцентирует внимание учащихся на правилах.
8. Рефлексия
Учитель. Как же теперь вы будете определять выбор суффикса в наречиях?
Если вам встретятся наречия с суффиксами а и о, то вы запишете их без сомнения или задумаетесь над их написанием?
Каким будет следующий шаг в изучении наречия?
Предложите соседу по парте свою оценку сегодняшнего урока, в которой прозвучат наречия.
Ученики. Урок прошёл хорошо, увлекательно, интересно, занимательно. В общем, здорово!
Учитель. Да, ребята, сегодня вы поработали отлично, замечательно, великолепно!
Литература.
- Развивающее обучение в начальной школе : специфика учебной деятельности, проекты уроков / авт.– сост. Г.В. Шакина. – Волгоград : Учитель, 2009.
- Ломакович, С.В., Тимченко, Л.И. Русский язык, учебник для 4 класса, Дрофа, 2009.