Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, - показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой, контроль за состоянием здоровья детей - основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития, им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка (Приложение 1). Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на логопедических занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и динамическими паузами.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формирование движений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.
В логопедической группе особое внимание уделяется упражнениям по развитию мелкой моторики пальцев рук. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Особое внимание следует обращать на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющими такие речевые нарушения, как ФФНР, ОНР, стертая дизартрия.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на логопедических занятиях.
Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей (Приложение 2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Быть здоровыми хотим [Текст]: (Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада) / Картушина М.Ю. - М., 2004.
- Здоровье и развитие ребенка [Текcт]/ Базарный В.Ф. - М., 2005
- Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст]/ Сиротюк А.Л. - М., 2002.
- Логопедия - речь, ритм, движение [Текст] / Лопухина И.С. - СПб.,1997.
- Психогимнастика [Текст]/ Чистякова М.А. - М., 1995.
- Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст]/ Аммосова Н.С. // Логопед. 2004.
- Театр физического развития и оздоровления дошкольников [Текст]/ Ефименко Н.Н.- М., 1999.