Одна из важнейших задач обучения в начальных классах – обогащение речи школьников. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. К сожалению, речь школьников часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена разного рода ошибками и недочётами.
Основы развития речи закладывается ещё в начальной школе, поэтому учитель должен обеспечить не только усвоение содержания программного материала, но и создать предпосылки для развития речи детей, по какой бы системе не обучался ребёнок.
На уроках русского языка сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над речью детей, ему подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках грамматики, правописания и литературного чтения.
Проблема работы над словосочетанием одна из важнейших в процессе обучения сочинению. Интерес к данной проблеме диктуется непрерывно растущими речевыми требованиями к выпускникам школ, поэтому она становится все актуальней, а работа над словосочетаниями в процессе обучения сочинению является составной частью общей системы развития речи.
Школьники любят сочинения, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё», проявить свою самостоятельность.
Я считаю, что работа над словосочетанием в процессе обучения сочинению должна обязательно присутствовать на уроках развития речи, так как она способствует общему развитию детей, развитию речи, обогащает словарь детей, развивает их мыслительные способности.
Детское сочинение – это форма самовыражения, самосознания ребёнка. Ценность детского сочинения определяется не только по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких либо явлений, но и насколько грамотно употреблены слова, словосочетания, составлены предложения.
В связи с этим, я подошла к выводу о том, что необходима специальная подготовительная работа по обогащению словаря детей, употреблению различного рода словосочетаний, предупреждению ошибок в сочинениях. Необходима работа над формированием у детей знаний по теме сочинений, о подтемах и микротемах, о связи предложений в абзаце, связи слов в предложении и словосочетании.
Необходима систематическая работа над словосочетанием на уроках грамматики, правописания и при обучении детей сочинению, так как работа над словосочетанием оказывает благоприятное воздействие на развитие их языковой культуры. Также необходима обязательная работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами.
Исходя из этого, я разработала систему работы над словосочетанием при обучении сочинению. Для эффективного развития речевых умений рекомендую использовать при изучении грамматических тем в начальной школе следующую систему упражнений:
При изучении темы «Имя существительное»:
I. Упражнения, направленные на развитие умения разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный.
- Слова метель, вьюга, буран, пурга имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Указать оттенки значения каждого слова. Составить и записать предложения с этими словами. (Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря (круговерть). Буран – метель в степи. Пурга – очень сильная метель. С самого утра на улице сильная метель. За окном воет вьюга. Наша экспедиция попала в буран. Во время пурги сложно ориентироваться на местности.)
- Подобрать синонимы к слову мать. Составить предложения с этими словами. Вспомнить пословицы, в которых встречаются эти слова. (Мама, матушка, маменька, мамаша. Осторожность – мать мудрости. Матушка – весна всем красна. При солнышке тепло, при матушке добро).
- Подобрать синонимы к словам, обозначающим названия животных. Кот или кошка (мурлыка, киса, киска, котофей, котя-котенька-коток). Лошадь – (конь, скакун, лошадь, лошаденка, кляча). Составить предложение, в котором слово ЛОШАДЬ было бы употреблено в противоположных значениях. (Федор подъезжал на лошади к лесу, когда ему навстречу выехал незнакомый мужчина на кляче).
- Подобрать синонимы к слову друг. Объяснить значение каждого слова. (Приятель – близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях. Товарищ – человек, близкий по роду занятий, связанный дружескими отношениями)
II Упражнения, направленные на развитие умения подбирать антонимы.
1. К словам подобрать существительные – антонимы.
- Лживый (правда), верхний (низ), радостный (грусть)
- Глубокий (мель), горячий (холод), храбрый (трусость)
- Мирный (война), мокрый (сушь), скупой (щедрость)
2. Подобрать антонимы к данным словам:
- Болезнь (здоровье) ночь (день) добро (зло)
- Тепло (холод) правда (ложь) тьма (свет)
Вставить подходящие по смыслу слова в пословицы.
- Из одних уст ... и .... (тепло, холод)
- …не умрет, а .... пропадает (добро, зло)
- Горькая …лучше сладкой …(правда, ложь)
- Будет .... – будет и .... (день, ночь)
- Ученье …,а неученье…(свет, тьма)
- От лени …, а от работы – .... (болезнь, здоровье)
3. Найти «лишнее» слово в каждой строке, подобрать к нему антоним.
- Ветер, ураган, зима (зима- лето)
- Битва, героизм, сражение (героизм- трусость)
- Новость, весть, радость (радость – грусть)
- Воин, победа, боец (победа – поражение)
- Темнота, луна, месяц (темнота – свет)
- Работа, польза, дело (польза – вред)
4. Подобрать антоним к слову жара. Сочинить стихотворение о жаре и морозе.
Печка топится с утра
В комнате сейчас жара
Но кошка снова прячет нос
Значит, завтра жди мороз
III. Упражнения, направленные на развитие умения заменять фразеологические обороты словами – синонимами, антонимами.
1. Подобрать фразеологические обороты, в которых встречаются данные слова, и объяснить их значение.
- Иголка – .... (сидеть как на иголках).
- Вода – …(как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло)
- Руки – … (руки опустились).
2. Вставить в фразеологические обороты пропущенные названия животных.
… наплакал; набито, как ... в бочке; убить двух ... ; ... носа не подточит; .... не товарищ; .... считать; стреляный ... (кот, сельдей, зайцев, комар, гусь свинье, ворон, воробей)
3. Выбрать фразеологические обороты со словами – антонимами.
Нет худа без добра; всеми правдами и неправдами, ум за разум; ни конца ни краю; вопрос жизни и смерти. (Нет худа без добра; всеми правдами и неправдами; ни конца ни краю; вопрос жизни и смерти.)
4. Исправить ошибки в фразеологических оборотах.
- Ни кола, ни вора (Ни кола, ни двора)
- Своя нога не тянет (Своя ноша не тянет)
- Толочь в ступе соду (Толочь в ступе воду)
- Рыбка мелка, да муха сладка (Рыбка мелка, да уха сладка)
- Больше дела, меньше снов (Больше дела, меньше слов).
IV. Упражнения, направленные на развитие умения строить собственные речевые высказывания, используя синонимы, антонимы, фразеологизмы.
1. Закончить предложение, употребив фразеологизм.
- Мой друг очень любил петь, но почему-то говорят, что ... (ему медведь на ухо наступил).
- У меня столько забот! Я верчусь, как ... (белка в колесе).
- Подсказка на уроке – это ...(медвежья услуга)
2. Подобрать синонимы к слову огонь, (пламя, полымя). Какое из этих слов редко употребляется в наши дни? (полымя).Составить рассказ на тему: «Пожар»
3. К словам горе, трусость, война, ночь, поражение подобрать антонимы. Составить рассказ, используя все эти слова, (радость, смелость, мир, день).
4. Закончить четверостишие, объяснить смысл выражений.
-
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... (рукавицах) -
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки
А потом при встрече с ней
Берите дети, ноги ... (в руки) - За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря
А потом сказал:
Друзья, не в своей…(тарелке) я!
Составить предложения, используя существительные из фразеологических оборотов, затем фразеологические обороты. Сравните эти предложения
- Я потерял в школе рукавицы. Родители держат меня в ежовых рукавицах.
- Маша взяла в руки пушистого котенка. Чтобы догнать товарищей мне пришлось взять ноги в руки.
- На тарелке лежат фрукты. В новом классе я чувствую себя не своей тарелке.
При изучении темы «Имя прилагательное»:
I. Упражнения, направленные на развитие умения разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный.
1. Заменить выделенные слова синонимами.
- Свежий ветер (прохладный) свежая рубашка (чистая)
- Свежий хлеб (мягкий)
Почему к одному и тому же слову в разных словосочетаниях подойдут разные синонимы? Составьте словосочетания со словом слабый, (слабый человек, слабый голос, слабое знание)
2. Подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов: Гладкий (ровный ); зрелый (спелый); вкусный (аппетитный, лакомый); большой (громадный, огромный)
3. Написать имена прилагательные, обозначающие цвета и их оттенки в таком порядке:
- Красный – (алый, багровый, рубиновый)
- Фиолетовый – (лиловый, сиреневый)
- Зеленый – (салатовый, малахитовый, изумрудный)
- Желтый – (золотой, янтарный, лимонный).
Слова для справок: сиреневый, алый, багровый, золотой, салатовый, лиловый, малахитовый, янтарный, рубиновый, лимонный, изумрудный.
С выделенными словами составить словосочетания.(алый парус; золотой колос; лиловый колокольчик, изумрудный город)
4. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.
- (Цветы, небо) – синий васильковый, голубой, бирюзовый, лазурный.
- (Цветы синие, голубые. Небо – голубое, лазурное, бирюзовое, синее)
- (Песок, листья) – желтый, золотистый, золотой, янтарный, лимонный.
- (Песок желтый, золотистый, янтарный. Листья – золотые, желтые)
II. Упражнения, направленные на развитие умения подбирать антонимы.
1. К слову веселый подобрать слова – антонимы.
(Грустный, печальный, скучный). Составить предложение с парой противоположных по значению слов. (Выпускной вечер – грустный и веселый праздник).
2. Заменить прилагательные антонимами.
Легкая задача (трудная). Легкая ноша (тяжелая). Легкий мороз (сильный). Легкий сон (крепкий).
3. Заменить прилагательные противоположными по значению словами.
Хорошая погода (ненастная); веселая пора (грустная); знакомые места (незнакомые); ранняя осень (поздняя); теплый дождь (холодный).
III. Упражнения, направленные на развитие умения заменять фразеологические обороты словами – синонимами, антонимами.
1. Заменить краткие толкования фразеологизмов соответствующими им фразеологическими оборотами.
Прежде всего, раньше всех (в первую очередь); Очень сильный аппетит (волчий аппетит);Человек, прикидывающийся несчастным (казанская сирота);Ненужная работа (мартышкин труд);Растерявшийся, беспомощный человек (мокрая курица);Несложное дело, не требующее много времени (минутное дело)
2. Вставить пропущенные прилагательные – антонимы в пословицы.....ложь за собой... ведет (маленькая, большую)
- ... слово обиду творит .... (маленькое, большую)
- …мир лучше ... драки (малый, большой)
- .... дело лучше ... безделья (маленькое, большого)
Составить пословицу, используя прилагательные маленький, большой.
(Маленькая радость лучше, чем большое горе)
3. Соединить пары фразеологизмов-антонимов.
1. тертый калач | 1. мечется как угорелый |
2. не робкого десятка | 2. желторотый птенец |
3. стоит как вкопанный | 3. заячья душа. (1-2, 2-3, 3-1) |
4. Найти в тексте фразеологизмы, заменить их (где это возможно) словосочетаниями.
Мой друг.
Моего друга зовут Саша. У него золотые руки. (Он трудолюбивый). Друг может сам смастерить что-нибудь или починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что он светлая голова (умный). Ведь учится мой друг на одни пятерки, не закрывая глаза на чужую беду (отзывчивый), всей душой старается помочь в трудную минуту (заботливый).
Как хорошо, что у меня есть такой друг!
IV. Упражнения, направленные на развитие умения строить собственные речевые высказывания, используя синонимы, антонимы, фразеологизмы.
1. Составить словосочетания, используя прилагательные: жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, жестокосердный, кровожадный, лютый и существительные: человек, зверь, мороз, ураган. (жестокий человек, жестокосердный, беспощадный человек, кровожадный зверь, свирепый ураган, лютый мороз, жестокий мороз)
2. Составить рассказ из 5-6 предложений о семье. Описать внешность всех членов семьи, используя как можно больше антонимов.
3. Объяснить значение фразеологизмов белая ворона, родиться под счастливой звездой, золотые руки, на каждом шагу, медвежья услуга. Составить рассказ, используя эти фразеологизмы.
При изучении темы «Глагол»:
I. Упражнения, направленные на умение разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный.
1. Расположить глаголы по степени усиления обозначаемого ими действия.
- Трусить, бояться, пугаться, страшиться (трусить, пугаться, бояться, страшиться)
- Пламенеть, гореть, пылать (гореть, пылать, пламенеть)
- Стучать, бить, колотить (стучать, колотить, бить)
- Составить предложения с любой группой слов.
2. Заменить глагол бежит близким по смыслу.
Время бежит (летит). Река бежит (течет). Зерно бежит из мешка (сыплется). Молоко бежит из кастрюли (выливается).
Надо ли заменять этот глагол в предложении – «Лисица бежит по полю»?
3. Выписать глаголы-синонимы. Какое общее значение они выражают? Дополнить синонимический ряд 2-3 глаголами.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица.
Ветер дале побежал,
Королевич зарыдал,
(плачет, зарыдал, ревет, вопит)
4. С какими из данных слов лучше употреблять глаголы-синонимы?
тихо как белуга реветь, плакать слегка трепетать, робеть от страха
(тихо плакать, реветь как белуга, слегка робеть, трепетать от страха)
Составить с полученными словосочетаниями предложения (Маленький мальчик тихо плакал в углу. Я слегка робел, когда впервые входил в школу. Обидевшись на друга, Саша ревел как белуга. Девочка трепетала от страха, возвращаясь поздним вечером).
II. Упражнения, направленные на развитие умения подбирать антонимы.
1. Прочитайте предложение.
Весной распускаются первые листья.
Составить новое предложение, заменив каждое слово исходного предложения на противоположное по значению. (Осенью опадают последние яблоки)
2. Составить пары антонимов.
бранить (кого?) осуждать, ругать, осыпать ругательства
хвалить расхваливать гладить по головке возносить до небес
Объяснить значение сочетаний «гладить по головке», «возносить до небес»
(хвалить, ободрять; расхваливать, потворствовать чьим-либо поступкам)
III. Упражнения, направленные на развитие умения заменять фразеологические обороты словами – синонимами, антонимами.
1. К данным глаголам подобрать фразеологизмы – синонимы.
Дремать, обмануть, грустить, мечтать, заставлять (Клевать носом, оставить в дураках, вешать нос, витать в облаках, чужими руками жар разгребать).
2. Заменить фразеологизмы одним словом- синонимом.
- Собака рванулась вперед и исчезла из глаз (убежала)
- Раньше ты у нас бывал, в теперь и носа не показываешь (не приходишь)
- Мальчишки сломя голову мчались к реке (бежали)
- Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не шевельнул (молчал)
3. Списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Все убирают класс: кто парты моет, кто цветы поливает, один Петя не работает (бьет баклуши)
- – Нечего хныкать – сказала мама,– ты уже большой, пора умнее стать (взяться за ум)
- Я побежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели (развел руками).
- Я ни как не мог понять (взять в голову), как появились здесь эти игрушки.
4. Подобрать фразеологизмы – анонимы к следующим выражениям:
Приносит пользу (наносить вред); выйти из себя (взять себя в руки); попасть в беду (выбраться из беды); одержать победу (потерпеть поражение); потерять сознание (прийти в сознание); открыть счет (закрыть счет)
IV. Упражнения направленные на развитие умения строить речевые высказывания, используя синонимы, антонимы, фразеологизмы.
1. Составить и записать небольшой рассказ, употребляя слова: шалить, проказничать, озорничать, баловаться, дурачиться.
2. Сочинить сказку о мастере на все руки и лентяе, используя фразеологизмы : бить баклуши; блоху подковать; как аукнется, так и откликнется; не покладая рук; вертеться как белка в колесе; играть в бирюльки; чужими руками жар загребать. Нарисовать рисунок к сказке.
3. Из данных слов построить два ряда близких по значению слов-синонимов, образуйте антонимические пары.
Горевать – веселиться – печалиться – огорчаться – расстраиваться – торжествовать – радоваться – тужить – грустить – кручиниться – унывать.
Составить предложение со словами огорчаться, тужить (Мама огорчиться, если я получу плохую отметку. Будем жить – не тужить).
4. Составить рассказ о поезде под заголовком «На перроне», употребить в нем слова удаляться, приближаться.
Данная система работы над словосочетанием при обучении сочинению позволяет, на мой взгляд, эффективно развивать речевые умения, учит создавать новые словосочетания, особенно с изобразительными средствами языка. Я считаю, что только систематическая работа над словосочетанием на уроках грамматики, правописания и при обучении детей сочинению, сможет оказывать благоприятное воздействие на развитие их языковой культуры.
Предлагаемая мной система не претендует на образец и высокую достоверность. Однако выстраивание любой системы есть шаг к более грамотной методике работы над словосочетанием с моей и любой другой задачей.
В итоге я замечу, что предложенная мной система требует дальнейшей проверки и разработки в практической деятельности учителя.