...Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
Артур Кларк
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Решаем её через внедрение и использование в школе мультимедийных технологий. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьютерного класса. Но компьютер, как таковой, уже не актуален. Современной школе он нужен с набором дополнительных устройств: проектором, интерактивной доской, медиатекой.
Еще несколько лет назад учитель сталкивался с проблемой недостатка учебных CD-дисков, обучающих программ, образовательных электронных ресурсов. Сегодня проблема не в этом, а в дефиците времени, на то чтобы познакомиться с той или иной новинкой. В данной статье можно найти некоторые полезные электронные ресурсы для проведения уроков.
Для учителей математики, преподающих стереометрию, не секрет, что вся наглядность, которую видят на уроках сегодняшние старшеклассники, представляет собой статичные готовые чертежи в школьном учебнике или на доске. Эту проблему решает обучающий диск «Открытая стереометрия», в котором представлены динамичные трехмерные модели всех многогранников. Одним нажатием кнопки мыши можно треугольную призму заменить пятиугольной, восьмиугольной, увеличивать или уменьшать длины ребер, радиусы окружностей. Причем, при замене одного из параметров, эта программа выдает новые значения для площадей боковой и полной поверхностей многогранника, а так же его объем, это дает учителю широкие возможности для составления однотипных задач и моментальной их проверкой.
Не секрет, что построение графиков на уроке занимает много времени. С помощью компьютера учащиеся могут наглядно увидеть, как легко можно строить графики сложных функций путём преобразований графиков элементарных функций, сами за компьютерами преобразовывают графики функций. Есть мультимедийные программы, существенно облегчающие работу с графиками различных функций, позволяющие видеть происходящие преобразования в динамике. Например, программа FBK Grapher [1]. Это приложение является инструментом для построения двумерных и трёхмерных графиков в декартовых, полярных, сферических координатах.
На сайте [2] можно найти задачи, которые имеют поэтапное решение. Воспользовавшись ресурсами этого сайта, учитель имеет возможность использовать эти задачи на уроке.
Разнообразные тесты можно составлять, используя сайт [3]. Много интересных разработок учитель может взять на сайтах [4,5].
Особый эффект в обучении достигается в сочетании мультимедийных демонстраций с использованием интерактивной доски. Ее использование позволяет учителю решать сразу несколько задач:
- демонстрировать заранее подготовленные чертежи;
- в короткий промежуток времени проводить дополнительные построения на готовых чертежах, тем самым эффективно использовать время урока;
- самостоятельно в интерактивном режиме создавать изображения фигур, сохранять выполненные в ходе урока чертежи.
Мультимедийные модели легко встраиваются в современный урок математики, могут быть использованы на любом этапе урока. Эффект проведения урока на интерактивной доске увеличивается даже при использовании самых простых инструментов – умное перо, подсветка, шторка. С использованием интерактивной доски на различных этапах урока многократно повышается его учебный эффект.
При проверке домашнего задания учащиеся могут отсканировать работу дома, в классе она выводится на доску, при необходимости ошибки тут же исправляются. Если задача имеет несколько решений, на доску выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.
При объяснении нового материала эффективность достигается благодаря заложенному программному обеспечению: используются готовые шаблоны, модели, что делает процесс объяснения более понятным для учащихся, более наглядным, эстетичным.
Заложенные в программное обеспечение доски инструменты, дают возможность проводить закрепление материала и различного вида проверочные работы с моментальной проверкой учащимися своих знаний.
Трудно переоценить возможности интерактивной доски при подведении итогов урока или при тематическом повторении. Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.
Несомненно, что время учителя на предварительную подготовку при использовании мультимедийных средств на первом этапе увеличивается, однако постепенно накапливается опыт их использования, методическая база, что значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Конечно, есть темы, при изучении которых более эффективны традиционные формы обучения. Максимальный эффект обучения достигается в разумном сочетании традиционных и информационно-коммуникационных форм обучения.
Таким образом, использование современных технических средств обучения позволяет учителю повысить внимание учеников за счет новизны способа изложения материала, повышается интерес к математике в целом, учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к урокам, что в свою очередь развивает у них навыки самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности, позволяет добиваться лучших результатов в изучении математики, повышает эстетическую привлекательность урока.
Литература:
- http://bmstu.ucoz.ru/load/programmy/ programmy_dlja _uchjoby/fbk _grapher/23-1-0-72
- http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=16
- http://www.uztest.ru/
- http://matemkonst.narod.ru/p18aa1.html
- http://www.journal.edusite.ru/ p26aa1.html