- Образовательные:
- обеспечить проверку и оценку знаний по теме «Блюда из круп», «Значение блюд из круп в питании человека», «Каши»;
- создать условия для изучения и запоминания новых понятий “каша гурьевская”, “каша пуховая”, «каша монастырская».
- Развивающие:
- научить студентов расчленять изучаемую тему на составные части,
- выделять ее отдельные существенные стороны, переходить от конкретного к абсурдному.
- Воспитательные:
- создавать условия для проявления у студентов чувства долга и ответственности;
- чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, внимательности, способности к самовыражению;
- воспитание традиций, семейственности.
Вид урока: урок повторительно-обобщающий
Тип урока: интегрированный по дисциплинам «Технология продукция общественного питания» и «Русская кухня»
Форма проведения: урок-презентация
Используемые методы:
- репродуктивный – обучение по программирующим пособиям: использование на уроке натуральных образцов, учебных плакатов, схем, таблиц.
- частично-поисковый с постановкой задачи, самостоятельным поиском «за» и «против» с использованием учебных пособий.
Межпредметные связи:
- технология – тема «Блюда круп»;
- товароведение – тема «Крупы»;
- оборудование – раздел «Тепловое оборудование»;
- физиология питания;
- химия, физика, история, география.
Материально-техническое оснащение урока: мультимедийное оборудование, Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, презентации, задачи (Приложение 3), тестовые задания (Приложение4).
Самостоятельная работа: работа с тестами; работа с таблицей № 8 «Количество крупы, жидкости и соли, расходуемые при приготовлении каш» Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий при решении задач; составление технологических схем.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
1) рапорт дежурного;
2) целевая ориентация.
Должны знать:Химический состав круп, показатели качества, классификацию, ассортимент, условия реализации и хранения, использование в кулинарии при приготовлении каш и изделий из каш.
Должны уметь:Давать органолептическую оценку качества круп. Определять вид, сорт. Рационально использовать в кулинарии. Предотвращать поступление некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров.
II. Изложение нового материала
План:
1. Вступительное слово преподавателя о кашах. (Приложение 2)
2. Из истории традиций русского стола. (Приложение
1)
3. Блюда из круп русской кухни:
Преподаватель: Мало, какая другая
кухня может предложить столько разновидностей
каш, как русская. Различаются они, прежде всего,
по видам круп. Самыми распространенными в России
крупами для каш всегда были просо, ячмень, овес,
гречка, рис и полба. Каша появилась и закрепилась
в русской кулинарии благодаря печи. Традиционные
русские печи позволяли создать мягкий
температурный режим, при котором каша готовилась
долго. После протапливания печи и приготовления
хлеба постепенно снижающаяся температура
позволяла «томить» чугунки с кашей в течение
многих часов, печь буквально «готовила сама».
Витамины и полезные микроэлементы при таком
способе приготовления оставались внутри, и каши
были очень питательны. (Презентация 1–
1,2,3 слайды)
Каша – блюдо самодостаточное, и использовать её
в качестве гарнира неправильно. Первейшая
заправка для каши – это сливочное масло.
Старинная русская пословица «Кашу маслом не
испортишь» недвусмысленно намекает – масла для
каши беречь не следует. Кроме масла можно
использовать сливки, молоко, простоквашу,
сметану, творог и даже сыр. Если хочется
немолочного дополнения к каше, то лучшим
вариантом будет лук (подходит почти для любой
каши), грибы, яйца, мясо и рыба
Кулинарные рецепты каш сформировались в
результате многовековой эволюции, многие из них
являются прекрасными образцами правильного
сочетания продуктов по вкусу, а с
физиологической точки зрения – по содержанию
пищевых веществ.
Итак, вы уже знаете, что сырьем для приготовления
каш являются крупы. Крупы вы в прошлом году
изучили по дисциплине товароведению, блюда из
круп в этом семестре по технологии.
- каша гурьевская (Презентация 1);
- каша пуховая (Презентация 2)
- каша монастырская (Презентация 3)
III. Вопросы на закрепление
1. Опрос по пройденной теме: «Блюда из круп»
– Назовите химический состав и пищевую
ценность круп
– Перечислите виды круп, используемых в
кулинарии.
– Каково назначение следующих операций при
подготовке круп к варке:
– Какие жидкие основы используют для
приготовления каш?
– На какие группы по густоте подразделяют каши?
– От чего зависит консистенция каш?
– Перечислите основные правила варки каш.
– Объясните, почему не рекомендуется варить кашу
в котлах очень большого размера?
– Дайте краткую характеристику каждого из трех
способов приготовления рассыпчатого риса.
– Какие изменения происходят с крахмалом при
варке каш?
2. Решение задач (Приложение 3); тестовых заданий (Приложение 4)
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок
V. Домашнее задание