Цель:
- учить детей читать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
- расширить кругозор детей;
- активизировать устную речь;
- развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
- подвести итоги обучения по учебнику “Азбука”;
- познакомить с новыми учебниками “Русский язык” и “Литературное чтение”.
Слайд 1.
Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас праздничный урок. Мы закончили изучать первую школьную книгу- “Азбуку”. За это время мы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьёзной победой!
Слайд 2.
Праздник начинается, все улыбаются,
А дети постараются сегодня показать
Всё, чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.
Инсценировка “Сказка о букве Я”
АВТОР:
Всем известно:
Буква "Я" в азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
ДЕТИ (хором)
- Hеизвестно!
АВТОР:
- Интересно?
ДЕТИ (хором)
- Интересно!
АВТОР:
Hу так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я" в строку не встала,
Взбунтовалась буква "Я"!
БУКВА Я
- Я, - сказала буква "Я", -
Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Hе хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
АВТОР:
Говорят ей:
БУКВЫ:
- Встань на место! -
АВТОР:
Отвечает:
БУКВА Я
- Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Hедоразумение!
Hедоразумение -
Hе более не менее!
АВТОР:
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
БУКВА Ф:
- Фу-ты ну-ты! -
АВТОР:
Фыркнул Ф, от обиды покраснев.
БУКВА С:
- Срам! -
АВТОР:
Сердито С сказала.
АВТОР:
В кричит:
БУКВА В:
- Воображала!
АВТОР:
Проворчало П:
БУКВА П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
АВТОР:
Я затопала ногами:
БУКВА Я:
- Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
АВТОР:
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
БУКВЫ:
- Хорошо, идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Hаписать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
БУКВА Я:
- Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
АВТОР:
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, -
Hаписать она сумела
Только "Я Я Я Я Я !"
АВТОР:
Как зальется буква "X":
БУКВА Х:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
БУКВА А:
А за голову схватилась.
Буква Б:
Б схватилась за живот...
АВТОР:
Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревет:
БУКВА Я:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю"!
АВТОР:
- Что ж, - решил весь алфавит, -
БУКВА А:
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
ВСЕ БУКВЫ:
Чтобы все от А до Я -
Жили, как одна семья!
Слайд 3. Загадки.
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино.
И известна всем давно,
Эта милая мордашка.
Он зовётся...
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота,
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор...
Деревянный шалунишка,
Подружиться мог бы с книжкой.
Но в театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её.
Слайд 4.
Он любил до объеденья
Торт, варенье и печенье.
Жил на крыше молодец,
Его звали...
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Человек не молодой,
С очень длиной бородой,
Обижает он Мальвину,
И Пьеро, и Буратино.
Знает кто-нибудь из вас?
Кто же это?
Слайд 5. Отгадай имена литературных героев.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёной кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Василиса Прекрасная)
Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите. (Выходит девочка в костюме Василисы и читает отрывки из сказок)
Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. (“Репка”)
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка – норушка.
- Я, лягушка – квакушка. А ты кто? (“Теремок”)
- Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (“Маша и медведь”)
А лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везёт, битый небитого везёт”. (“Волк и лиса”)
Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-лягушка”)
Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. (“Волк и семеро козлят”)
- Я большой друг Чебурашки. (Крокодил Гена)
- Как звали слепого кота, товарища лисы Алисы? (Кот Базилио)
- Кукла с голубыми волосами? (Мальвина)
- Я лучший в мире друг. (Карлсон)
- Слайд 6.
Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – АЛФАВИТ.
- Сегодня мы должны попрощаться с “Азбукой”, но знания, которые она нам дала, мы возьмём в страну Литературию. В этой стране мы познакомимся с новыми литературными произведениями. Но попасть в неё может только тот, кто много читает, у кого в груди бьётся доброе сердце.
Вновь под шорох страниц,
В сказку, друзья, стремимся,
На волшебный корабль,
Поудобней садимся.
Слайд 7. Игра “Это я, это я! Это все мои друзья”.
Все сели удобнее. Можно начать путешествие. А начнём мы его с весёлой игры “Это я, это я! Это все мои друзья”.
Кто ватагою весёлой,
Каждый день шагает в школу? (“Это я, это я! Это вся моя семья”)
Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица? (“Это я, это я! Это вся моя семья”)
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей? (“Нет, не я, нет, не я! Это не мои друзья”)
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру? (“Это я, это я! Это вся моя семья”)
Кто из вас приходит в класс,
С опозданием на час? (“Нет, не я, нет, не я! Это не мои друзья”)
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки? (“Это я, это я! Это вся моя семья”)
Кто домашний свой урок,
Исполняет точно в срок? (“Это я, это я! Это вся моя семья”)
Слайд 8. Прочитай ребусы.
- Р 1 НА
- ВИ 3 НА
- ПО 100 ВОЙ
- 7 Я
- 40 а
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала,
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Слайд 9. Отгадай слово.
1.
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (Азбука)
2.
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке.
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? (Ученик)
3.
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний, открывая нам дорогу.
Кто это, назовите! (Учительница)
4.
Путешествую по странам,
По морям, по океанам,
И по суше, и средь вод-
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолёт, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он... (Глобус)
5.
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книгу с названьем? (Букварь)
Слайд 10. Лесная школа. (Работа в парах).
Здесь нас ожидает ёжик.
Ему нужна наша помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый ёж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!
Мед ка
Бар тел
Дя ведь
Бел са
Ли яц
За сук
(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц)
Слайд 11. Детям вручаются удостоверения об усвоении Азбуки.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Мы Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий путь
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения.
В том, что мы “Азбуку” прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Удостоверение
Настоящее удостоверение выдано ---------------------------
В том, что он (она) с 1 сентября 2011 года по 29 марта 2011 года изучал(а)
АЗБУКУ
В МБОУ “Клюквинская СОШИ” в 1-м классе.
Изучил(а) 33 буквы русского алфавита, научился(ась) складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, то есть, читать!
Учитель Борисова Л.В.
Слайд 12. Просьба нового учебника и его авторов.
Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили просьбу нового учебника и его авторов. Они прислали вам телеграмму с просьбой, которую я вам сейчас зачитаю:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Библиотекарь вручает учебники Русского языка и Литературного чтения.
- Берегите новые учебники! В мае вы их вернёте в школьную библиотеку. Постарайтесь, чтобы учебники были в порядке.
Первоклассник:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
Первоклассница:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Литература:
- Нестандартные уроки в начальной школе/ Авторы-составители С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. - Волгоград: Учитель, 2003.-85 с.
- http://www.prodlenka.org/drugie-stcenarii-prazdnikov/stcenarii-prazdnika-proshchanie-s-azbukoi.html
- http://www.zahoder.ru/content/view/4011/195/
- http://lib.podelise.ru/docs/1103/index-1101.html