Интрига в математических задачах

Разделы: Математика


Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей
Д. Пойя

Внедрение новых стандартов в образовательный процесс (в 2015 г. в среднем звене) базирующихся на системно-деятельностном подходе, а в дальнейшем на компетентностном подходе компенсирует возникшее противоречие между потребностью общества в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем творческих способностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи, и отсутствием необходимых организационно-педагогических технологий подготовки школьников к самостоятельному решению жизненных задач.

Уже сегодня учителями математики нашей школы предпринимается попытка создания банка заданий по параллелям с учётом новых ФГОСов. Приведём примеры, демонстрирующие отличие в содержании заданий с учётом жизненности задач.

до 2015 после 2015
5 классСкорость первого пешехода 5км/ч, а второго – на 1,3 км/ч меньше. Какова скорость второго пешехода? Если жук летает со скоростью 5 км/ч, а муха со скоростью на 1,3 км/ч меньшей, то сможет ли муха обогнать жука в состязаниях на скорость?
6 классСколько бензина потратит тракторист, если его скорость 6км/ч и ему надо преодолеть 36 км, а расход бензина – 2 литра на 1 км? Вова на своём скутере решил доехать до озера, находящемся в 18 км от его дома. Его скорость 6 км/ч, а расход бензина – 2 литра на 1 км. Сейчас в баке скутера 40 литров бензина. Нужна ли ему дозаправка, чтобы осуществить свой план?

В методике обучения в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Реализация новых педагогических целей возможна через использование исследовательских принципов обучения. Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе.

Нужно помочь обучающемуся:

  • не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта;
  • не только осваивать роль ученика, но и осмысливать свою «Я – концепцию»;
  • не только вступать в отношения с товарищами по классу и учителями, но и обогащать свой опыт социального взаимодействия;
  • не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем.