Программное содержание:
- Закрепить знания детей о жизни творчества Г. Тукая.
- Расширять представления детей о биографии поэта. Формировать у детей представления о дружбе татарского и русского народа. Вызвать у детей восхищение поэтом, понимая того, что его стихи живут в сердцах людей, его творчество любят, его помнят и гордятся им. Воспитывать у детей любовь к сказкам Г. Тукая, рассказывать их поэтическую красоту.
Ход занятия
Дети под музыку заходят и кладут цветы к портрету.
Вед. Сегодня большой праздник – день рождения поэта. День рождения великого поэта Габдуллы Тукая. Неугасимой звездой горит его имя в душах людей. А начиналось это давно, 126 лет назад. Свет перемешается. Теперь освещен уголок татарского дома. Возле колыбельки сидит мать. Плачет ребёнок.
Вед. Тихо! Родился на свет новый человек. Родился великий Тукай! Подал свой голос, требуя счастье. Родники, услышав эту новость, рассказали птицам, а они с голубого неба песнями известили об этом весь мир. Каждый, кто это слышал, желал счастья новорождённому. Счастливая мать баюкала ребёнка, пела ему “Колыбельную”.
“Бишек жыры” (Г. Тукай – мелодия народная)
Мать. Радость ты моя ненаглядная! Как я хочу, чтобы ты был здоров, радостен, весел! Какие у тебя красивые глаза! Какие у тебя ручки, ножки маленькие! Расти мой хороший, вырастай скореё! Гаснет свет, слышится плач ребёнка. Когда снова загорается свет, трёхлетний мальчишка сидит и плачет.
Вед. (Подходит к нему и гладит)
Судьба, судьба… Будущий поэт, а пока ещё маленький Габдулла – Апуш, как ласково называла его мама, уже сирота. Нету мамы – ласковой, нет папы – защитника. Тяжёлая жизнь ждёт его впереди… Появляется ямщик. Он берёт за руку мальчика и идёт по залу. Свет перемещается за ним.
Ямщик. Отдам ребёнка на воспитание, кто возьмёт? Отдам ребёнка на воспитание, кто возьмёт? (Уходит с ребёнком, голос замирает вдали)
Вед. Потянулись дни за днями, годы за годами. Попадались люди разные, но хороших было больше. Родился Габдулла в деревне Кушлавыч, пожил в деревне ?чиле, потом Казань оставила светлые воспоминания. Но заболели приёмные родители, и вот приютили его добрые люди в деревне Кырлай. Деревня со сказочно красивой природой, с удивительно добрыми людьми оставила яркий свет в жизни поэта.
Загорается свет. В середине зала стоит мальчик 5-6 лет – Апуш. К нему подходит другой мальчик.
– Смотрите, новенький мальчик. Мальчик как тебя зовут?
– Габдулла. А тебя?
– Меня – Азат. А это мои друзья. Какая у тебя красивая тюбетейка! А что ты умеешь делать?
– Я умею свистеть (свистит)
– Подумаешь, невидаль, какая! А ещё что умеешь!
– А ещё я умею по-русски говорить: стол, хлеб, ложка. Вот!
– А у нас в лесу живёт Шурале!
– Ну да?
– Увидишь!
Звучит музыка “Шурале” (Ф.Яруллин) Появляется Шурале. Он сидит возле бревна и плачет.
Вед. Что случилось, Шурале? Почему ты так горько плачешь?
Шурале. Обманул меня Прошлый год! Сижу вот и плачу, и освободиться никак не могу.
Вед. Шурале, но ты ведь и сам плохо поступал – людей в лес заводил, пугал их, да ещё и щекотал.
Шурале. Да понял я, давно уж понял, что это плохо! Я больше никогда так не буду делать! Я буду лишь играть, но пугать никого не буду.
Вед. Освободим его, ребята?
(Подходит к Шурале, берёт топор и освобождает его)
Шурале танцует, радуется, шутя щекотит детей.
Игра “Без – без…”
Вед. Шурале, а мы про тебя и песню знаем!
Песня “ Шурале”
Шурале благодарит детей и уходит.
Вед. Вокруг деревни раскинулись сказочные леса, прекрасные луга. На ярких цветах сидят бабочки.
Танец цветов.
Песня (Ребёнок и бабочка)
Вед. Народ в Кырлае очень трудолюбив. И шить умеет, и вышивать, и хлеб выращивать. И дети с малых лет приучались к труду.
Стихотворение “Киска – озорница”
Стихотворение “Забавный ученик”
Мальчик. А знаешь, Апуш, у нас и Су анасы есть.
Габдулла. Врёшь, наверное?
Мальчик. Слушай. Мне стыдно об это вспоминать, но я всё – таки расскажу. Однажды летом я пошёл купаться. Искупался, оделся и вижу… Возле речки сидит Водяная и расчесывает волосы. Расчесала и “нырнула” в воду. Мальчик берёт расчёска и убегает. Водяная, обнаружив пропажу, бежит за ним.
– Куда, вор! Отдай расчёску! Она моя золотая расчёска!
– Ой, боюсь!
– Отдай, а то плохо будет!
Мальчик прячется за ведущего и с её помощью отдуёт расчёска.
Вед. Извини нас, Су анасы. Это он не со злости сделал. Просто понравилась ему твоя расческа, очень уж она у тебя красивая. Он уже понял, что чужие вещи без спроса брать нельзя. Ты уж не сердись на нас. Разреши нам и впредь купаться в реках и озёрах.
Су анасы. Я его давно простила. А вам подарок приготовила. Я отдам его воспитателям, а они потом дадут всем вам. (Уходит за ширму)
Вед. Взрослел Тукай. Множились его сказки, стихи. Народ его стихи превращал в песни. Одну из них – самую любимую, мы сейчас споём. Песня “Туган тел” (Родной язык)
Свет гаснет. Луч падает на его портрет в середине.
Вед. Промелькнула жизнь поэта как молния. Очень мало он прожил на земле. Но живёт он в сердцах людей. Живут среди нас его стихи, песни, сказки. Есть примета, что весенний ливень умолкает внезапно, принося цветение всей природе. Такой была и жизнь Тукая. Он родился весной и утих навсегда весной. Ему было всего 27 лет. Канун зрелости, самый разгар цветения… Канун праздника, который не суждено было ему увидеть. Но он навсегда остался в душах людей, как вечная весна… В кругу света выстраиваются дети, герои сказок. Общий свет. Песня “Тукай абый” К его портрету дети кладут цветы.