Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №13-16-71005а/Ц
Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.
Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.
Различные аспекты проблемы межличностных конфликтов подростков представлены в работах Э.М. Александровской, Ю.Е. Алешиной и А.С. Коноводовой, Н.У. Заиченко, Е.Г. Злобиной, В.А. Кан-Калика, Д.В. Колесова, И.Ю. Кулагиной, и др. Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью формирования у подростков способности конструктивно разрешать проблемные ситуации в целях профилактики их негативных последствий и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающих решение данной задачи.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось изучение поведения подростков в конфликтной ситуации и определение возможностей развития навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Подростничество — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе c тем, это самый ответственный период, т.к. именно в этот период заклaдываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к oбществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные c активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это сaмопознание, сaмoвыражение и самоутверждение [1].
B начале подросткового возраста y ребенка появляется и устанавливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответствующего обращения c собой как со взрослым человеком. однако подросток еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств y старших людей, подросток часто некритически подражает им. Довольно часто взаимоотношения со взрослыми характеризуются повышенной конфликтностью. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения.
Перестройка всей сложившейся системы отношений с родителями, учителями, сверстниками приводит к возникновению противоречий, конфликтов. Необходимо отметить, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.
Можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. В психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах “трудный”, “конфликтный” и т.д. [2]. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередко лживых поступках. Отсюда вытекает особая конфликтность поведения подростков. Стоит отметить, что в конфликтной ситуации подростковая позиция отличается особой эмоциональностью и агрессивностью. Заметную роль в этом играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Соответственно конфликтное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, может выражаться в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и даже убийствах.
Таким образом, конфликтность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие конфликтности и агрессивности подростка влияют также природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в ссоре, в драке и пр. Кроме того, конфликт может быть вызван необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода [45, с.23].
В ходе исследования мы изучили типы поведения подростков в конфликте, агрессивность как свойство личности, проявление агрессии как акта поведения и тенденции поведения подростков в группе сверстников. С этой целью были использованы такие методики: тест описания поведения К. Томаса (выявление типичных форм поведения индивида в конфликтных ситуациях); опросник Басса-Дарки (дифференциация проявления агрессии и враждебности); тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях); методика “Q-сортировка” (определение тенденций поведения человека в реальной группе). Данные методики позволили получить следующие результаты.
Основными формами поведения подростков в конфликте являются избегание, компромисс и соперничество (у 27% испытуемых подростков выявлена стратегия избегания; 42% испытуемых склонны к стратегии компромисса; 31% подростков склоняются к стратегии соперничества. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки, склоняющиеся к стратегиям избегания и соперничества, могут инициировать или вовлекаться в конфликтные ситуации.
Из общего числа испытуемых у 23% подростков уровень агрессивности превышает норму, т.е. выявлен высокий уровень агрессивности. При чрезмерной выраженности агрессивности личность может быть конфликтной, не способной на сознательную кооперацию. Более того, у 20% подростков такое качество как враждебность представляет крайнюю норму крайнюю норму. В группе испытуемых у 13% подростков выявлен высокий уровень склонность к агрессивным формам поведения. Такие подростки, как правило, излишне агрессивны и добиваются собственных успехов за счет интересов других.
Исследование тенденций поведения подростков в группе сверстников позволяет констатировать, что у абсолютного большинства испытуемых (87%) преобладает тенденция к общительности. В тенденциях “зависимость-независимость” незначительно (57% испытуемых) преобладает тенденция к независимости. А вот у 43% подростков выявлена тенденция к зависимости. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей — социальных и морально-этических, тогда как независимость говорит об отсутствие в какой-то мере данного стремления. В паре тенденций “принятие-избегание борьбы”, преобладает тенденция к принятию борьбы (68% подростков), тенденция к избеганию борьбы выявлена у 40% исследуемых. Тенденция к борьбе - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание борьбы показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
В целом полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что подростки стремятся к общению, проявляют желание образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за её пределами, хотят участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, но в то же время они не обладают необходимыми знаниями и умениями для построения конструктивного взаимодействия, стремятся избегать принятия самостоятельных решений, не обладают продуктивными формами разрешения конфликта. Испытуемых подростков отличают средние показатели выраженности агрессивности и враждебности. В то же время данные показатели близки к своеобразному “потолку” нормы, что говорит о риске проявления излишней агрессивности и неуравновешенности в отношении с другими.
На основании полученных данных, нами была разработана и реализована программа развития у подростков навыков конструктивного поведения в конфликте. Конструктивное разрешение конфликта – сложный и многоплановый процесс, зависящий от ряда факторов и условий. Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор участниками стратегии выхода из него. Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Современными учеными разработано множество рекомендаций по поводу поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора средств разрешения конфликта и управления им.
Цель программы - повышение коммуникативной компетентности подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.
Задачи программы:
- Создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки.
- Осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих эффективному межличностному взаимодействию подростков в конфликтной ситуации.
- Формирование навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях.
Программа развития у подростков навыков конструктивного поведения в конфликте состоит из специально подобранной системы упражнений и групповых занятий. В работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма, так как с точки зрения психокоррекционного и развивающего результата этот выбор обусловлен большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких как: умение вырабатывать совместное решение; терпимость к другим мнениям и позициям; необходимость поиска компромиссов; способность аргументировано отстаивать свою точку зрения; стремление к диалогу; умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Тем не менее, важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости проведения индивидуальной работы с отдельными участниками. Работа по программе построена с учетом принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.
Знание причин появления агрессивности, враждебности, конфликтности позволяет правильно подобрать методы и приемы психокоррекционной работы. Особое значение в работе с подростками имеют ролевые игры. Подростку предлагаются в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате происходит осознание подростком наиболее эффективных моделей поведения в конфликтных ситуациях. Программа развития у подростков навыков конструктивного поведения в конфликте включает 15 занятий, длительность каждого занятия составляет 90 минут.
Содержательно каждое занятие включает в себя название (тему) занятия, цели, примерную структуру (разминка, основной этап, рефлексия). Помимо всего перечисленного, первое занятие содержит вводную часть, последнее занятие – подведение итогов, обмен мнениями.
При работе в группе всем участникам необходимо соблюдать определенные правила, чтобы общение во время занятий было эффективным, чтобы оно помогало решать поставленные задачи, также важно учитывать психологические принципы. Основные правила групповой работы – это: принцип добровольного участия в группе и доверительный стиль общения. В таблице 1 представлено краткое содержание программы развития у подростков навыков конструктивного поведения в конфликте.
Таблица 1
Программа по развитию навыков конструктивного
поведения в конфликте
№ занятия | Название занятия | Цель занятия |
1 | Познакомимся | Вводное занятие. Создание положительной атмосферы. |
2 | Что же такое конфликт? | Формирование знаний о конфликте, стадиях его развития и последствиях. |
3 | Аргументируй | Развитие навыков активного слушания, умения аргументировать свое мнение. |
4 | Поступай конструктивно | Овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях. |
5 | Самооценка | Формирование адекватной самооценки. |
6 | Хочу общаться | Формирование чёткого представления об общение и коммуникации. |
7 | Без слов | Формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. |
8 | Я чувствую, что ты… | Формирование умений и навыков распознавания эмоционального состояния собеседника. |
9 | Умей слушать | Развитие умений и навыков активного слушания. |
10 | Я – организатор | Развитие организаторских способностей. |
11 | Агрессия в общении | Развитие умения оценивать и контролировать негативные эмоции в общении. |
12 | Контролируем эмоции | Отработка навыков контроля негативных эмоций в процессе общения. |
13 | Противостоим агрессии! | Отработка приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию. |
14 | Уверенность в отношениях | Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях. |
15 | Прощание | Подведение итогов, закрепление полученного опыта. |
После реализации программы развития с целью установления в процессе исследования изменений, произошедших в овладении подростками навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях, мы провели контрольный этап эксперимента, результаты которого свидетельствуют о положительной динамике. Результаты эксперимента в целом позволяют сделать вывод о том, что преодоление конфликтности и выработка умений конструктивного поведения в конфликте возможно при учете индивидуально-психологических особенностей детей подросткового возраста и проведении с подростками работы по развитию и формированию навыков конструктивного взаимодействия.
Результаты эксперимента позволили сформулировать некоторые рекомендации для педагогов и родителей:
- конфликтов не следует бояться, поскольку они закономерны;
- вмешиваться в конфликт взрослым целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько оказать помощь подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
- прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо узнать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
- конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
- необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков;
- для снижения уровня конфликтности в подростковой среде необходимо проведение психокоррекционных мероприятий.
Литература:
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий // М.: “Сфера - Юрайт”, 2003. – 464с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. – 96 с.