Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать знания о классификации и номенклатуре классов химических соединений .
- Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.
Развивающие:
- развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.
- работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.
Воспитательные: воспитывать личностные качества - дисциплинированность, ответственность; качества творческой деятельности - активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.
Тип урока – комбинированный с использованием методов технологии РКМЧП и ИКТ.
Ход урока
Организация класса, подготовка к уроку.
I. Стадия - вызов
Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы проведем с вами в Элементарии. (Слайд 2 )
Девиз нашего урока: “Решить задачу – выиграть сражение” и сегодня на уроке мы будем учиться выигрывать сражения, то есть - учиться решать задачи. (Слайд 3)
Вспомним, какие химические задачи мы уже умеем решать? (Слайд 4 )
Ответы детей: (по формуле элемента, по формуле сложного вещества)
Сегодня на уроке мы научимся решать задачи по уравнению химической реакции, значит, тема нашего урока будет сформулирована так:
Решение задач по уравнению химической реакции. (Слайд 5 )
Запишите ее в тетради и посмотрите на экран.
Перед нами изображение русского поля. Как называется оно? (слайд 6)
Чтобы расшифровать название, надо прочитать формулы соединений, назвать их и определить класс вещества. (Читают, называют вещества и классы) (Слайды 7)
Итак, Бородинское поле связано с историей России. В этом году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года. Самое крупное сражение этой войны происходило на Бородинском поле. (Слайд 8)
Поможем русской армии подготовиться к сражению: для этого надо написать шифровку и донести ее в штаб Кутузову (слайд 9)
Подсчитаем молекулярную массу 3-х соединений из дидактической карточки:
1-А, 2-Б, 3-В,- задание для первого ряда
1-Ж, 2-Ж, 3 - Ж, – задание для второго ряда
Запишите полученные результаты в лист самоконтроля, который лежит у вас на парте. По моему сигналу (смена слайда) проверяем шифровку.
Проверяем: (учащиеся сверяют ответы с появившимися на слайде ) Слайд 10:
У кого нет ошибок, поставьте в лист самоконтроля 3 балла, если 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.
II. Cтадия - Осмысление
Шифровка доставлена, Кутузов и русская армия готовятся к сражению. Мы тоже должны обсудить план нашего сражения – план решения или алгоритм решения задачи. (Слайд 11)
Внимательно читаем алгоритм (на экране и на карточках) (Слайды 12, 13)
(читаем, обсуждаем)
Молодцы – план разработан, приступаем к сражению – решаем задачу. (Слайд 14 )
Найти массу меди, которая выделится на железной пластинке, опущенной в раствор сульфата меди ,если масса растворенной соли равна 240г
Слайды 15, 16, 17 – читаем пункты плана, выполняем их, записываем решение в тетрадь. (Действуя по алгоритму, решаем задачу)
Великая битва при Бородино до сих пор не забыта народами Европы. Так кто же в ней победил? ... Остаётся согласиться с мнением самого Наполеона, который считал, что в Бородинском сражении французы стали победителями, а русские – непобедимыми!
(Слайд 18)
Я желаю вам ребята, что бы все сражения в вашей жизни заканчивались победой.
III. Стадия - Рефлексия
Что же необходимо помнить, решая химические задачи? – Возьмите бланки ответов и допишите недостающие слова. (Слайд 19)
1. Правильно писать формулы веществ, соблюдая ...
2. Не забывать выполнять закон сохранения массы вещества, т.е. ...
3. Вести расчеты, используя химическое понятие...
4. При расчетах так же производить действия с ...
5. Для перевода массы, объема в количество вещества использовать основные формулы:
Самопроверка (Слайд 20)
В листок самоконтроля добавьте себе:
- 3 балла – если нет ошибок,
- 2 балла – 1 ошибка
- 1 балл, если 2 ошибки.
Подведение итогов (Слайд 21 )
Суммируйте баллы в листе самоконтроля.
- У кого получилось 5 баллов – отметка за урок “5”.
- У кого 4 балла – отметка “4”
- У кого 3 балла – могут выполнить дома дополнительное задание и повысить на следующем уроке свою отметку.
Домашнее задание: параграф 31, задача 5 с. 116
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Дидактическая карточка по химии
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
1 | HCl | CO2 | Mg | NaOH | CuO | CuSO4 | HNO3 |
2 | Na2O | Fe(OH)3 | Al2O3 | H2O | Na | C | P2O5 |
3 | Fe | AgNO3 | Cu(OH)2 | P | CaO | H2SiO3 | Cl2 |
4 | CuCl2 | Ca | NaCl | CaCO3 | NaH2PO4 | ZnO | Cu |
5 | SO3 | K2S | S | Zn | Na2SO3 | O2 | Al(OH)3 |
6 | N2 | H3PO4 | SO2 | FeO | H2CO3 | Na3PO4 | Na2CO3 |
7 | Mg(NO3)2 | MgO | H2S | H2SO4 | BaCl2 | KOH | Fe2O3 |
8 | Zn(OH)2 | Cl2 | Ca(OH)2 | Mg(OH)2 | FeS | NaHCO3 | H2SO4 |
2. Карточка-тест. Возьмите бланки ответов и заполните их, дописав недостающие слова.
Что необходимо помнить, решая химические задачи?
1. Правильно писать формулы веществ, соблюдая ...
2. Не забывать выполнять закон сохранения массы вещества, т.е. ...
3. Вести расчеты, используя химическое понятие...
4. При расчетах так же производить действия с ...
5. Для перевода массы, объема в количество вещества использовать основные формулы:
3. Лист самоконтроля | |||
Задание | шифровка | тест | Сумма баллов |
балл | 1. 2. 3. |
||