Цель урока: познакомить учащихся с особенностями современного освоения и видами хозяйственной деятельности людей в океанах, экологическими проблемами и мерами охраны природы океанов; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы; продолжить развитие умений работать с картами.
Средства обучения: физическая карта мира, карта Мирового океана атласа, контурная карта Мирового океана, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент – 3 мин.
II. Повторение пройденных тем – 7 мин.
Учитель: Дорогие ребята, мы завершаем изучение темы “Океаны Земли”. Давайте сыграем с вами в игру, которая называется “Сокровища Мирового океана”. Кто всегда искал сокровища, бороздя просторы океанов? Конечно же, пираты. Давайте и мы ненадолго побудем в роли юнг на пиратских кораблях. Звучит музыка из к/ф “Пираты Карибского моря”. (В презентации слайд 1).
Класс делится на три команды (деление по рядам),
выбираются капитаны для каждой команды. Учитель
предлагает три названия командам – “Пираты
летучего голландца”, “Пираты Черной бороды”,
“Пираты Золотого Роджера”, выбор осуществляют
капитаны. Для определения какая команда лучше
владеет информацией по морям и океанам,
участникам предлагается ответить на вопросы
конкурса – разминки. Каждому члену команды
задается вопрос. Если тот, кому задается вопрос
дает неверный ответ, то капитан и другие члены
команды могут исправить ошибку и заработать
жемчужину для своей команды. Если и в этом случае
ответ неверный, то вопрос переходит другой
команде, которая может заработать
дополнительные жемчужины. За каждый правильный
ответ дается по 1 жемчужине. Выигрывает та
команда, которая соберет наибольшее количество
жемчужин к концу игры. Отвечают все участники
команды, кроме капитанов. Для них проводится
“Конкурс – капитанов”. Им необходимо по
заданным географическим координатам определить
название океана и острова, где зарыт их сундучок
с сокровищами. В сундучке имеется по 2 жемчужине
за данный конкурс. Учитель предлагает
координаты о. Пасхи- 27° ю.ш. и 109° з.д., о.
Вознесения- 8° ю.ш. и 14° з.д. о. Занзибар- 5°с.ш. и 40°
в.д.
Подводятся итоги конкурса – разминки.
III. Объяснение новой темы – 20 минут.
Мы продолжаем нашу игру и переходим к следующему конкурсу “Найди сокровища”. За каждый правильный ответ по 1 жемчужине. Для того чтобы заполнить наш сундук жемчужинами, мы определим названия сокровищ, которыми богаты воды Мирового океана и проблемы экологии, связанные с ними. Вам предлагается таблица с данными, которые помогут их определить. Учащимся выдается таблица. В ней заполнены все колонки, кроме первой и последней. Учащимся необходимо самим определить название ресурса (сокровищ), используя информацию в других колонках. Каждой команде предлагается определить название двух видов ресурсов, условные обозначения минеральных ресурсов с присуждением жемчужин. При объяснении темы используется слайды презентации.
К богатствам относится сама морская вода. Объем ее составляет 1370 млн. км?, или 96,5% всей гидросферы. Химический состав крови человека близок к составу морской воды. Пресная вода составляет всего 2,5% от общего объема воды на планете. Однако этого количества должно хватить для удовлетворения всех потребностей землян на ближайшие 25 тысяч лет. Проблема заключается в том, что почти 70% этого резерва сосредоточенно во льдах Арктики и Антарктики. Реки, озера и артезианские колодцы – содержат лишь 0,26% от мировых запасов пресной воды. В 1950-х годах французский врач и путешественник Ален Бомбар экспериментально доказал, что морскую воду можно пить без вреда для здоровья в течение 5-7 дней. Многие страны уже испытывают серьезные недостатки в питьевой воде. Дефицит пресной воды ощущается на территории более 40 стран, расположенных главным образом в засушливых областях и составляющих около 60% всей поверхности земной суши, например, в странах Персидского залива. В настоящее время только 40 % населения Земли имеют доступ к чистой воде. Каждые восемь секунд от болезней, связанных с качеством и количеством воды, умирает один ребенок. В настоящее время используется метод опреснения морской воды. (В презентации слайд 2).
Опреснение воды - способ её обработки с целью снижения концентрации растворённых солей до 1 г/л, при которой вода становится пригодной для питьевых и хозяйственных целей. Во всём мире находится в эксплуатации около 1000 крупных стационарных опреснительных установок суммарной производительностью около 1,8 млн. м3/сут. пресной воды. Методы опреснения морской воды еще сложны и дорогостоящие, но такую воду уже используют в Кувейте, ОАЭ, Алжире, Ливии, Испании, на Бермудских и Багамских островах, в некоторых районах США, Казахстане и др. странах. Самая большая опреснительная установка стоит в Калифорнии (США). (В презентации слайд 3).
Морская вода применяется для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов. В связи с этим в одной только Японии промышленное потребление морской воды выросло до 31% и продолжает расти. Во Франции и Бельгии разработаны способы изготовления бетона с применением морской воды. В сельском хозяйстве орошение полей возможно только при соблюдении определенных технологий. В районах полива в зимнее время должно быть большое количество осадков для вымывания излишков соли. Такой способ используют в Испании, Италии, Тунисе и др. странах.
В морской воде содержится 75 химических элементов: поваренная соль, магний, калий, бром, уран, золото, йод. Морская вода служит основным источником получения поваренной соли в Перу, Чили. (В презентации слайд 4). В Азии почти во всех прибрежных странах из морской воды получают поваренную соль. (В презентации слайд 5). В Японии, США, Китае, Великобритании, Испании, Италии из морской воды получают бром, калий, магний, йод, уран. Из них делают удобрения, медицинские препараты, используют в промышленности. Загрязняются воды Мирового океана и отходами промышленности, и бытовыми отходами и мусором.
В Мировом океане обитает более 300 тыс. видов живых организмов (гидробионтов), в том числе более 60 тыс. видов моллюсков, 20 тыс. видов ракообразных, столько же видов рыб, 10 тыс. видов растений. Ежегодно в Мировом океане воспроизводится несколько сот млрд. тонн различной растительности, десятки млрд. тонн зоопланктона, несколько сот млн. тонн рыбы, морских млекопитающих и крупных беспозвоночных. (В презентации слайд 6).
Биологические ресурсы Мирового океана – это лишь те группы и виды его обитателей, добыча которых в настоящее время экономически оправдана. К ним относится рыба - около 700 видов (80% общей добычи), морские беспозвоночные (10-12%), морские млекопитающие и водоросли (8-10%). (В презентации слайд 7). Более 85% биомассы, которую использует человек, составляют рыбы. Мизерная доля приходится на водоросли. Благодаря рыбе, моллюскам, ракообразным, выловленным в Мировом океане, человечество на 20% обеспечивает себя белками животного происхождения. Биомасса океана используется также для получения высококалорийной кормовой муки для животноводства.
В Тихом океане добывается около 50 млн.т. водных животных и растений в год. Это примерно 60% улова в Мировом океане. В океанах добывают различные виды рыбы (минтай, треска, морской окунь, ценные лососевые, сельдь и др.), моллюски (мидии, трепанги, кальмары, устрицы), ракообразные (крабы, креветки, омары, лангусты), морские млекопитающие (киты, тюлени, котики), различные водоросли.
Самый большой кит, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо обитавших на Земле. (В презентации слайд 8). Его длина достигает 33 метров, а вес может значительно превышать 150 тонн. Новорожденный синий кит уже весит 8 тонн и достигает 8 метров в длину. Это, как ни есть, на 2тонны больше веса взрослого слона, а чтобы получить длину его тела при рождении, в ряд должны выстроиться не менее трех взрослых слонов. Синий кит питается в основном крилем, реже более крупными рачками, мелкой рыбой и головоногими. К 1960-м годам синий кит был практически истреблён и оказался на грани полного исчезновения. В настоящее время, несмотря на принятые меры охраны, синий кит по-прежнему очень редок — общая численность не превышает 10 000 особей, и для поддержания его стабильного поголовья требуются новые охранные мероприятия. При выдохе синий кит выпускает вертикальный фонтан воды в виде узкого, расширяющегося вверх конуса или колонны высотой до 9 и даже 10 м. Язык синего кита весит до 4 т. Количество крови у крупного блювала — свыше 8 тыс. литров. У самки синего кита, забитой в 1948 году, на жир приходилось около 32,3 т из 127,5 т. Толщина жирового слоя достигает 30 см.
В недавнем прошлом практическое значение китообразных для человека было довольно велико. Практически все органы китов использовались для выработки пищевых и технических продуктов. (В презентации слайд 9). Из подкожного сала и костяка вываривался жир, который потом перерабатывался на лярд и маргарин, смазочные вещества, технический и дистиллированный глицерин, мыло, театральный грим, стиральный порошок и т. д. Полимеризированный жир использовался для изготовления линолеума и типографской краски. Спермацет кашалотов служил сырьём для производства косметических кремов и помады, а также смазочных материалов. Вываренный костяк, внутренности и части мускулатуры перерабатывались на удобрение (тук) и на кормовую муку для скота и птицы. Из белковой части китового сала получали желатин и клей. Из китового уса до развития производства пластмасс изготовляли пружины для диванов и матрацев, корсеты, щётки, веера и т. д. Зубы кашалота шли на резные изделия. Мясо в консервированном, засоленном или свежем виде употреблялось как пищевой продукт. Из печени китов добывали витамин A; из желез внутренней секреции (поджелудочной и зобной) изготавливали медицинские препараты (камполон, инсулин и др.). Амбра, извлекаемая из кишечника кашалотов, высоко ценится в парфюмерной промышленности как закрепитель духов.
Чрезмерно интенсивный промысел пагубным образом сказался на численности китообразных, приведя многих представителей этого отряда на грань исчезновения. (В презентации слайд 10). Многие китообразные занесены в списки Международной Красной книги. В настоящее время коммерческий промысел китов запрещён мораторием Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и законами большинства стран и в ограниченных объёмах ведётся только Норвегией, Исландией и Японией, а также некоторыми аборигенными народами в качестве одного из традиционных занятий.
Основными районами вылова рыбы и мире являются шельфовые участки, занимающие 7-8% площади Мирового океана и обеспечивающие 90% объемов вылова, а также центральная часть Тихого океана (прибрежные воды островов Океании), Северная Атлантика. Крупнейшие рыбопромысловые страны мира — Япония, Россия, Китай, США, Чили, Норвегия, Индия, Республика Корея, Дания, Таиланд, Индонезия, Великобритания. Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн.т. в год. (В презентации слайд 11).
Большое значение рыба и морепродукты имеют в рационе людей, проживающих на побережье морей и океанов. В Японии рыба и морепродукты стали национальными блюдами, например, суши и роллы. (В презентации слайд 12).
С давних времен жители теплых прибрежных районов занимались ловлей жемчуга, который использовался не только в качестве украшений, но и для лечения. Естественный жемчуг известен человеку с незапамятных времен. Он упоминается в древнейших индийских и персидских легендах, его находят в египетских гробницах и древнекитайских захоронениях. Священные книги Индии и Китая говорят, что жемчуг высоко ценился уже 4—5 тысяч лет тому назад. Наиболее известен морской жемчуг, самые лучшие его разновидности добывали в лагунах Полинезии и в Персидском заливе. Но самым ценным считался жемчуг, добытый в Персидском заливе, его называли восточным или жемчугом “ориенталь”. (В презентации слайд 13). Размеры этих жемчужин могут быть разные. От спичечной головки до перепелиного яйца. Крупные морские жемчужины попадаются очень редко. Самая большая жемчужина в мире называется “Жемчужина Аллаха”. (В презентации слайд 14). Ее извлекли из гигантской тридакны (массой более 300 килограммов), пойманной в 1934 г. у берегов Филиппинских островов в Южно-Китайском море. Внутри тридакны была жемчужина по размеру крупнее кокосового ореха. Ныряльщик, обнаруживший эту раковину, погиб: гигантская тридакна зажала своими створками его руку, и он не смог всплыть на поверхность. Её все же извлекли из гигантского моллюска тридакны. Раковины этого моллюска могут вырастать до 1,5 метров в длину и достигать веса до 250 килограммов. Линии на поверхности этой жемчужины напоминают извилины человеческого мозга, а своим видом жемчужина напоминает голову аллаха в чалме, поэтому и получила названа “Жемчужина Аллаха”. Диаметр этой жемчужины — почти 24 сантиметра, а вес — 1280 каратов (то есть 6 килограммов 400 граммов). То есть жемчужина даже больше, чем обычный кокосовый орех. Согласно “Книге рекордов Гиннесса”, Санфранцисканская лаборатория драгоценных камней оценила жемчужину Аллаха в 40 миллионов долларов. Жемчуг способствует долголетию, здоровью и благоденствию, а блеск жемчужин полностью зависит от того, насколько здоров их обладатель. (В презентации слайд 15).
Самыми дорогими считаются черные жемчужины, т.к. они очень редко встречаются в океанах. При ловле жемчуга водолазы-арабы надевают на нос род роговых чепцов, или зажимов, чтобы вода не попадала в нос. В среднем, водолаз остается под водой от 60-ти до 70 секунд. Но замечено, что иногда пребывание под водой продолжается и до двух минут. У водолазов от напряжения и упорной работы из носу и из ушей часто идет кровь, в особенности к концу дня, после 40 или 50 ныряний в воду. Иногда на водолазов нападают акулы, довольно часто бывают случаи нападения рыбы пилы, которая вонзает свое острие в человека.
Встретить сегодня в продаже природный дикий жемчуг очень трудно. И цена его будет невероятно высокой. Чтобы найти одну жемчужину хорошего качества нужно убить сотни устриц! В Калифорнийском заливе, райском уголке для моллюсков, среди 100 устриц от 5 до 12 будут с жемчужиной, но лишь 30% из них окажутся достойного качества. В погоне за насыщением рынка вылов многих видов моллюсков привел их на грань исчезновения. А это, в свою очередь, наносило удар по морской экосистеме в целом.
В последние годы в мире все более широкое распространение находит разведение некоторых видов организмов на искусственно созданных морских плантациях. Эти промыслы называются марикультурой. (В презентации слайд 16). Со времен культивации жемчуга на фермах, добыча дикого жемчуга практически прекратилась. Развитие марикультуры имеет место в Японии (устрицы-жемчужницы), Китае (устрицы-жемчужницы), США (устрицы и мидии), Франции (устрицы), Австралии (устрицы), Нидерландах (устрицы, мидии), средиземноморских странах Европы (мидии). В России, в морях Дальнего Востока, выращивают морскую капусту (ламинарию), морских гребешков.
Устрицы являются хорошим источником протеинов, они богаты минералами и витаминами. (В презентации слайд 17).
Морская капуста содержит много полезных элементов, которые помогают похудеть, положительно влияют на мозговую активность, бодрость и самочувствие. (В презентации слайд 18). Употребление морской капусты в пищу улучшает обмен веществ в организме и работу кишечника, вредные шлаки отводятся.
Добыча различных водорослей происходит в более крупных масштабах. Их применяют в промышленности для производства бумаги, клея, ткани, лекарств и многого другого.
Мировой океан богат минеральными ресурсами, которые добываются с его дна. Наибольшее значение имеет нефть и газ, которые добывают с континентального шельфа. (В презентации слайд 19). Они составляют по стоимости 90% всех ресурсов, получаемых сегодня с морского дна. Значительная добыча нефти сейчас ведется в Персидском заливе, в Северном море, в Венесуэльском заливе. Большой опыт в освоении подводных нефтегазовых месторождений накоплен в Азербайджане (Каспийское море), США (Мексиканский залив и побережье Калифорнии).
На экологической обстановке в Мировом океане особенно пагубно сказываются аварии нефтеналивных судов, буровых платформ, слив загрязненной нефтью воды с судов. (В презентации слайд 20). Особенно загрязнены окраинные моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив. (В презентации слайд 21).
Главным богатством глубоководного ложа океана являются железомарганцевые конкреции, содержащие до 30 разных металлов. Наибольший объем железомарганцевые конкреции занимают в Тихом океане (16 млн. км?). (В презентации слайд 22). Первый опыт добычи конкреций предприняли США в районе Гавайских островов. На дне Мирового океана на глубине 3-4 тыс. м распространены россыпи железо-марганцевых конкреций. Они имеют округлые формы, размер в большинстве случаев 5-7 см в диаметре, содержат в себе около 15-20 элементов таблицы Менделеева. На морском побережье, в зоне прибоя, в рыхлых отложениях найдены месторождения титана, циркония, касситерита, золота, платины, серебра, алмазов и других ценных минералов. Ресурсы Мирового океана включают в себя и песок, гравий и ракушечник Современные ученые работают над поиском рентабельных путей извлечения из морской воды золота и др. металлов. Подводную добычу каменного угля на шельфе ведут Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Канада, Австралия. На шельфе Западной Африки добывают алмазы, добыча которых ведется в Намибии и ЮАР. Добыча олова осуществляется вдоль берега Мьянмы, Таиланда, Индонезии. В перспективе будет расти добыча железных руд, меди, никеля, олова, титана, серы, фосфоритов, строительных материалов и т. п. со дна океанов и морей.
Все воды океана состоят в постоянном движении. Они влияют на климат и круговорот воды, происходящий в природе. Именно движение воды и является источником энергетических ресурсов. Энергетические ресурсы — это механическая и тепловая энергия вод Мирового океана. Из энергетических ресурсов океана более всего используется энергия приливов и отливов. (В презентации слайд 23). Первые приливные электростанции (ПЭС) были сооружены во Франции и в России. Строительство ПЭС возможно в узких и длинных заливах, где большая высота приливных волн (Франция, Великобритания, Россия, США, Канада, Норвегия, Аргентина и др.). Установлено, что лучшие возможности для создания крупных приливных станций имеются в 25 местах Земли. Россия по потенциальным запасам приливной энергии занимает одно из первых мест в мире. Особенно велики они на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей.
Волновые электростанции действуют в Японии, Великобритании, Австралии, Индии, Норвегии. (В презентации слайд 24). В перспективе предполагается использование энергии океанических течений, морского прибоя, разности температур поверхностных и глубинных вод.
Транспортные ресурсы океанов всегда играли большую роль в развитии и укреплении международной торговли и связей между странами. (В презентации слайд 25). Через Атлантику проходят самые важные морские пути (главные порты: Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк, Лондон, Марсель, Касабланка, Кейптаун и др.).
Самые оживленные линии в Тихом океане проходят от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии (крупнейшие порты: Панама, Сан-Франциско, Лос-Анжелес, Провидения, Владивосток, Токио, Сингапур, Сидней и др.). В Индийском океане – Мумбаи и др.
Отходы с торговых и других судов загрязняют воды Мирового океана бытовым мусором. (В презентации слайд 26).
Огромны рекреационные ресурсы океанов. (В презентации слайд 27). Рекреационные ресурсы – это ресурсы туризма и отдыха. Великолепные лайнеры осуществляют маршруты в любой уголок планеты и делают путешествия не только комфортными, но и позволяют насладиться великолепием природы океанов, расширить познания о мире.
Прибрежные районы океанов знамениты не только своими потрясающими пляжами, но и уникальными памятниками культуры древних народов, например, на о. Пасхи, народ моаи воздвигли знаменитые фигуры каменных истуканов. (В презентации слайд 28). Каким образом они это делали и для чего является одной из величайших загадок человечества.
Для спортивного туризма – серфинга особенно хороши восточные прибрежные районы Австралии. (В презентации слайд 29).
А ежегодные соревнования парусного спорта имеют всегда много участников и являются очень престижными. (В презентации слайд 30).
И, наконец, великолепные атоллы и острова с восхитительными пляжами. (В презентации слайд 31).
А теперь давайте проверим заполнение нашей таблицы и выясним, какие океаны наиболее освоены. За правильные ответы учащиеся получают жемчужины.
Таблица “Сокровища Мирового океана”.
(часть заполнена учителем, а там где знак вопроса
- заполняется учащимся).
Названия ресурса (сокровищ) |
Примеры ресурсов |
Использование |
Районы использования |
Проблемы экологии |
Ответ: морская вода | 96,5% всей гидросферы; | Опреснение вод; в сельском хозяйстве; для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов; |
Кувейте, ОАЭ, Алжире, Ливии, Испании, на Бермудских и Багамских островах, в некоторых районах США, Казахстане и др. странах; | ? Ответ: затраты энергии |
Состав морской воды: 75 химических элементов – добывают поваренную соль, магний, калий, бром, йод. | получают из морской воды: поваренную соль, калийные удобрения; сырье для медицинских препаратов: йод, бром и т.д. | в Японии производство поваренной соли из морской воды - 50%, во всех прибрежных районах Азии, Боливии, Чили, Перу и т.д. | ? Ответ: при добыче загрязняется акватория |
|
? Ответ: биологические ресурсы |
Обитает более 300 тыс. видов живых организ-мов: более 60 тыс. видов моллюсков, 20 тыс. видов ракообразных, столько же видов рыб, 10 тыс. видов растений; | Пища:мировой улов рыбы - около 700 видов
(80% общей добычи), морские беспозвоночные (10-12%),
морские млекопитающие и водоросли (8-10%); муку для животноводства. Китовый жир – производство масляных красок, клеенки, линолеума, белок для изготовления мороженного, соусов, майонеза, для хлебных изделий и др. |
Щельфовые участки, занимающие 7-8%
площади Мирового океана, центральная часть
Тихого океана, Северная Атлантика. Страны:
Япония, Россия, Китай, США, Чили, Норвегия и др. Промысел китов в Северной Атлантике, близ Гренландии, Антарктиды, Индонезии, в Чукотском море и т.д. |
? Ответ: сокращение некоторых видов живых организмов, например, такие морские животные, как синий кит, калан, морские котики, моржи, тюлени и др., поэтому они взяты под международный контроль. |
Марикультура - разведение организмов на искусственно созданных морских плантациях | выращивание устрицы-жемчужницы, мидии, устрицы, морская капуста и гребешки. | Японии, Китае, США, Франции, Австралии, Нидерландах, средиземноморских странах Европы, России. | ? Ответ: вылов многих видов моллюсков привел их на грань исчезновения. А это, в свою очередь, наносило удар по морской экосистеме в целом |
|
? Ответ: Минеральные ресурсы |
Добывают нефть и газ на шельфе; | Сырье для отраслей промышленности | В Персидском заливе, в Северном море, в Мексиканском и Венесуэльском заливах. | ? Ответ: Аварии нефтена-ливных судов, буровых платформ, слив загрязненной нефтью воды с судов. |
Железомарганцевые конкреции, содержащие до 30 разных металлов | Великобритания, Япо-ния, Новая Зеландия, Канада, Австралия, на шельфе Западной Африки, Таиланд, Индонезия | ? Ответ: Загрязнение районов добычи |
||
? Ответ: энергетические ресурсы |
Энергия прили-вов и отливов; | Производство энергии | Франция, Великобритания, Россия, США, Канада, Норвегия, Аргентина; |
? Ответ: экологически чистые источники получения энергии |
волновые электростанции | Японии, Великобрита-нии, Австралии, Индии, Норвегии |
|||
? Ответ: транспортные ресурсы |
Морские суда, порты | Международная торговля и связь между странами | Атлантика (порты: Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк, Тихий океан - Владивосток, Токио, Сингапур, Сидней | ? Ответ: загрязнение бытовыми отходами с морских судов и в портах |
? Ответ: рекреационные ресурсы (туризма и отдыха) |
Расширение кругозора | Познавательный туризм | Остров Пасхи, Галапагосские о-ва и т.д. | ? Ответ: загрязнение мусором, вандализм |
Серфинг, парусный спорт | Спортивный туризм | Восточное побережье Австралии, район Средиземноморья и др. | ||
Отдых и лечение на море | Оздоровительный туризм | Морские побережья (Канарские о-ва, Бали и др.) |
А теперь у нас физкультминутка - 3 минуты. Под музыку из м/ф “Остров сокровищ” ребятам предлагается сделать несколько упражнений. (В презентации слайд 32).
IV. Закрепление пройденной темы – 10 минут.
Учитель на интерактивной доске, а учащиеся на контурную карту Мирового океана, используя в атласах карты океанов, наносят “сокровища”, выделенные учащимися. (В презентации слайд 33). Используя условные обозначения ресурсов, нанести основные районы их размещения и добычи. Работа осуществляется под музыку из м/ф “Остров сокровищ”, песня “Остров сокровищ”.
Подведение итогов: подсчет количества жемчужин по командам и определение победителей. (В презентации слайд 34).
V. Домашнее задание. - 2 минуты.
Параграф №23, анализ данных таблицы, работ с картой Мирового океана, подготовить сообщение об уникальных видах органического мира Океана.