Урок географии по теме "Равнины и горы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1-ая линия развития - знакомство с целостной картиной мира.

1) Познакомить учеников с понятием “равнина”, с особенностями и природой гор.

2) Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические названия.

2-ая линия развития - уметь определять своё отношение к миру.

3) Учить бережно относиться к природе.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнины, горы.

Минимакс: представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болоте. Понятия: болото, полезные ископаемые.

Максимум: учебник знакомит с причинами возникновения гор.

Понятия: землетрясения, вулканы, выветривание, подземные силы.

Оборудование: физическая карта России, презентация “Формы рельефа Кузбасса”, образцы горных пород, материалы для макетов, мультимедиа, компьютер, нетбуки, программа УМК “Начальная школа. Уроки и медиатека Кирилла и Мефодия”

Ход урока

I. Мотивационный

У.: Проверяем готовность к уроку. Сегодня вы группами отправитесь в поход по индивидуальным маршрутам. В добрый путь. Пожелайте друг другу удачи.

Д.: Учащиеся представляют свои группы.

У.: А что нужно, чтобы отправиться в путешествие.

Д.: Карта полушарий, физическая карта Евразии, компас и т.д.

У.: Прежде, чем отправиться за знаниями, я предлагаю группам определить названия географических объектов. Я говорю, а вы записываете на листах.

1. Огромный участок суши, окружённый водой. (Материк).

2. Большой водоём с солёной водой. (Море).

3. Замкнутый водоём, заполняющий естественную впадину на поверхности суши. (Озеро).

4. Огромный водоём, заполненный солёной водой. (Океан).

Ответы детей.

- Какой термин стал лишним? (Материк).

Д.: Объяснения детей.

У.: Неслучайно вы выбрали свои маршруты. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Д.: Знакомиться с формами земной поверхности, которые находятся на материках.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (Детям предложены в группах описания гор и равнин)

У.: Познакомьтесь с описанием объектов природы. Как вы думаете, о чём идёт речь?

(Представитель группы зачитывает описание географического объекта и поясняет его).

1 группа: Мы выбрали Западно-Сибирскую низменность. Вот, что мы узнали.

Огромная Западно-Сибирская низменность — почти идеальная равнина, слегка наклоненная к северу. Это — одно колоссальное болото, по слабым возвышенностям которого разбросаны густые хвойные леса из ели, пихты и кедра. В этих лесах всегда темно, сыро, прохладно. Здесь много грибов, мхов, лишайников. Сурова природа в Западно-Сибирской низменности. Беспредельная вековая тайга, перемежаясь с торфяными болотами, постепенно переходит на севере в безлесную пустынную тундру. Единственными путями сообщения служат Обь и ее притоки, где по берегам расположены редкие селения. Широкая долина Оби изрезана целой сетью озер, речек и протоков с топкими илистыми берегами.

2-ая группа: Мы выбрали - Кавказские горы.

Кавказ - горная страна, расположенная вдоль границы Европы и Азии в пределах России, Азербайджана и Грузии. Наиболее высокая часть горной системы, протянувшейся на 1100 км между Черным и Каспийским морями носит название Большого Кавказа. Эти горы в геологическом отношении молоды. Рельеф подвергается разрушительному действию ледников, рек, ветра. Вершины гор, сложенных из твердых пород, имеют форму пиков, башенок, пирамид. В областях мягких пород встречаются вершины округлых или столообразных форм, с плоским верхом и отвесными склонами. Больше всего здесь горных рек. Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ, Центральный и Восточный (с вершинами Эльбрус и Казбек).

3-группа: Мы выбрали Алтай. Он находится рядом с Кемеровской областью, некоторые из нас уже побывали в этом районе.

В России Алтаем принято считать часть Алтайских гор и равнины юго-востока Западной Сибири. Вот в эту удивительную страну мы и предлагаем вам совершить увлекательное путешествие. Название Алтай говорит само за себя. Слово "Алтай" происходит от тюркского "алтан" — "золотой", а значит богатый. И с этим не поспоришь, уверенно можно сказать, что по числу, разнообразию и красоте памятников природы Алтай — одно из богатейших мест земного шара. Алтай-это и водопады и живописные горы. Это сказочной красоты озера и бурные реки, не знающие преград на своем пути. Это хрустальной прозрачности ключи и звонкие ручейки, весело и задорно прыгающие по камешкам.   На высоту 4506 м поднимается величественная двуглавая гора Белуха — царица Алтая (Рисунок 1). А здесь под неусыпным оком неприступных скал, обступивших ее плотным кольцом, лежит главная жемчужина Алтая —Телецкое озеро. Алтай — это все-таки уникальное место. Только здесь вы сможете за один день пройти по сибирской хвойной тайге, полюбоваться великолепным благоухающим миром альпийских лугов, увидеть, какую внушительную картину представляет буйное разнотравье субальпийского луга, где даже всадник теряется из вида, и сравнить все это с полупустынными пейзажами голых, каменистых степей. Но Алтай — это не только феноменальное сочетание разнообразных ландшафтов, интереснейшая флора и фауна, огромные запасы минеральных и природных ресурсов, это и район с богатейшим историческим прошлым, о котором свидетельствуют сотни тысяч археологических памятников. На Алтае "музеи" — прямо под открытым небом. Здесь вы сможете собственными глазами увидеть наскальные рисунки, иногда сплошь покрывающие скалы, каменные скульптуры и рунические письмена, курганы и пещерные дома наших древних предков, а также многое-многое другое.

Рисунок 1 – г. Белуха, Республика Алтай

4 группа: Восточно-Европейская равнина.

Восточно-Европейская равнина одна из самых крупных равнин. Большая её часть находится в пределах границ России.Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской. Протяжённость равнины с севера на юг составляет более 2,5 тысяч километров, а с запада на восток – 1 тысяча километров. Практически на всём протяжении Восточно-Европейской равнины преобладает полого-равнинный рельеф. В пределах территории Восточно-Европейской равнины сосредоточена большая часть населения России и большинство крупных городов страны. Именно здесь много веков назад образовалось русское государство, ставшее в последствии крупнейшей по своей территории страной в мире. Здесь также сосредоточена значительная часть природных ресурсов России. Было отмечено, что В среднем высота Русской равнины составляет около 170 метров над уровнем моря. Наиболее низкие участки на побережье Каспия (его уровень примерно на 30 метров ниже уровня Мирового океана). Часть рек, протекающих по территории Восточно-Европейской равнины, принадлежат к бассейнам двух океанов: Северного Ледовитого и Атлантического, а другие впадают в Каспийское море,. По Русской равнине протекает самая длинная и многоводная река Европы – Волга (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Луга Русской равнины. Река Волга.

У.: О чём сегодня пойдёт разговор? (Если нужно, учитель даёт пояснение)

Д.: О равнинах и горах.

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

У.: В выступлениях групп были представлены равнины и горы. Но если вы были внимательны, то заметили в последнем выступлении слова о высоте над уровнем моря и ниже уровня моря. Вы знаете, о чём идёт речь? (Ответы детей)

У.: Уточните, какую цель мы ставим перед собой на уроке?

Варианты ответов детей обобщает учитель.

У.: Мы познакомимся с понятиями “равнина” и с особенностями природой гор.

Физминутка.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с программой УМК “Начальная школа. Уроки и медиатека Кирилла и Мифодия”.

У.: Подключаемся. (Дети подключают нетбуки)

Задание 1.

Найдите в тексте слова, которые говорят о том, чему мы будем учиться на уроке? (Дети зачитывают)

Задание 2

У.: Включите задание. (Ученики слушают помощника программы и знакомятся с географическими объектами на физической карте России, вспоминают обозначение цветом на карте равнин и гор). На панели монитора появляется физическая карта России, по которой ученики в дальнейшем работают. (В теме “Что изображают на карте” дети уже встречались с этими обозначениями).

- Откройте учебники на с.112. Попробуйте ответить на предлагаемые вопросы в своих группах. Распределите вопросы на 2 группы, “Что бывает в горах? А что на равнинах?”.

Дети зачитывают вопросы и ответы.

Задание 3. Расставьте значения высот рельефа земной поверхности рядом с соответствующими им цветами. Если вам понадобиться помощь, нажмите на знак вопроса.

(Самостоятельная работа детей с нетбуками).

Контроль.

- С.115 прочитайте текст, найдите понятие “низменность”.

Д.: Чтение вслух.

У.: Что ещё интересного вы узнали о равнинах и горах? (С.113)

Д.: Строят города, дороги, выращивают растения и т.д.

V. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.

Задание 4. Выделите области карты, на которых изображены равнины.

Задание 5. Определи по цвету на карте какая из двух равнин расположена ниже другой? (Сравниваются две равнины). Почему?

- Какую высоту имеют эти участки суши?

- На какой равнине больше болот?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание 7. Перенесите на карту названия горных систем. Контроль по эталону.

Задание 8. Выделите горы, которые в старину называли Каменным поясом Земли Русской.

Задание 6. Что вы ещё узнали о горах?

Физминутка.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

У.: У каждой группы есть материалы, чтобы выполнить макеты по теме “Равнины и горы”. Опираясь на материал сегодняшнего урока, вы можете изготовить макет с изображением равнин, гор, рек. Постарайтесь ответить на вопрос: “Чем горы отличаются от равнин?”

Выступления представителей групп по изготовленным макетам.

- А как вы думаете, из чего состоят горы? (Ответы детей)

У.: Горы состоят из горных пород. А кто-нибудь видел их? (Ответы детей)

Сейчас вы в группах рассмотрите горные породы. Сегодня на уроке вы уже говорили о том, что есть горы молодые и старые. Обратите внимание, из каких горных пород состоят горы? Вам в этом может помочь информация в книге на с. 114.

Д.: Горы сложены из плотных горных пород. (Гранит, базальт, мрамор, известняк)

У.: Из чего состоят равнины?

Д.: Из рыхлых горных пород.

У.: Где вы видели их?

Д.: На реке Томь. (Песок, глина, галька).

У.: Как используются горные породы в хозяйстве человек?

Примеры детей.

У.: Горные породы, которые человек использует в своём хозяйстве, называют полезными ископаемыми. Полезные ископаемые есть даже в болоте. Найдите ответ на С.115.

Выбор заданий и подготовка их в группах.

1. Стр.116 “ Как образуются горы”. (Подземные силы давят снизу, и в результате образуются горы.)

2.Стр.117 “Как горы превращаются в равнины”. (Вода и ветер разрушают горы).

Выступления детей.

VIII. Рефлексия.

- Что вам помогло в изучении новой темы?

- Где пригодятся полученные знания?

- Кто из ребят помог больше всех в “открытии” знаний?

- А кто сегодня отличился своими знаниями? Какую группу можно отметить за умение работать в группе, добывать информацию?

- Обратимся к журналу и посмотрим отметки за задания по нетбуку.

- Спасибо за урок.

Д/з. С.115 (уч.), с. 37, з.5, 6 (т).

У.: Вы сегодня очень хорошо работали. Вам в подарок предлагается посмотреть фильм “Родной край”, обратите внимание на формы рельефа нашего края.