I. Пояснительная записка.
Наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная систематическая внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка.
Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создаёт внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки- учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку . При проведении игры используются информационные технологии, которые выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках.
На данном мероприятии используется мультимедиа- презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы мероприятия.
Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях позволяет значительно разнообразить, внедрить игровой момент, повысить наглядность материала, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
II. План проведения мероприятия
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по фразеологии.
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Ход игры
Эпиграф:
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
I. Организационный момент.
Проверяется готовность детей к игре. Правильный ответ оценивается красной фишкой , неполный- синей фишкой. Во время движения паровоза (на слайдах) учитель называет станции, знакомит с заданиями.
II. Вводная часть.
– Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам надо отгадать. Для этого выполните задание “Собери слово из букв: Р, О, Я, Ф, А, Е,З, О, Л,Г, И. (слайд 3)
Ответ: фразеология.
- Что это слово обозначает? (Фразеология- раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, то есть фразеологизмы).
- На сегодняшнем мероприятии мы ещё раз убедимся в том, что фразеологизмы украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль.
III. Основная часть.
- Итак, все ли готовы отправиться в путь? А помните ли вы правила поведения в транспорте? (ответы детей)
- Наш поезд приближается к станции. Посмотрим её название.
1. Станция “Поисковая” (Слайд 5)
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задание на этой станции. Найдите фразеологизмы .
- Лодка плывёт по течению.(нет)
- Он ничего не хочет менять, плывет по течению.
- По приказу командира солдат вышел из строя.(нет)
- Аппарат быстро вышел из строя.
- Проверим ваши ответы.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции.
2. Станция “ Аукционная” (Слайд № 7)
- Что обозначает слово аукцион? Откроем словарь С.И. Ожегова и посмотрим значение этого слова.
Аукцион - публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
- Сейчас я буду “продавать” слова глаз, рука, голова(написаны на карточках, картинки предметов- на слайде). Побеждает “покупатель”, который последним произнёсёт фразеологизм с названным словом.
Со словом глаз ребята называют такие фразеологизмы: говорить в глаза, хоть глаз коли, в глаза не видеть, куда глаза глядят, с глазу на глаз ит.д.
Со словом рука: рука об руку, рука руку моет, рука не поднимается, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать и т.д.
Со словом голова: Вбить в голову, терять голову, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, вскружить голову и т.д.
Победителей аукциона, т.е. тех, кто последним назвали фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.
- Едем к следующей станции.
3. Станция “Словесная”.(Слайд № 9)
- Я вам буду загадывать загадки. Слова- отгадки мы запишем на крылья бабочки. Чтобы оживить бабочку, надо составить фразеологизмы с этими словами.
Загадки
1.
Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
2.
Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд.(Рак)
3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
4.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Ребята называют такие фразеологизмы: как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, водой не разольёшь, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, как две капли воды и т.п.
- Вы ответили правильно, и бабочка ожила. Молодцы.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции.
4. Станция “Юмористическая”. (Слайды 11-13)
-Какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках?
-С хорошим настроением можно продолжить путешествие.
5. Станция “ Лексическая”. (Слайд 15)
- Как вы думаете, почему так называется наша станция?
- Найди соответствия к каждому фразеологизму, объяснив его значение.
- Как в воду канул - исчезнуть;
- Навязнуть на зубах - надоесть;
- Витать в облаках - мечтать;
- Кот наплакал - мало;
- Что в лоб, что по лбу - всё равно, одинаково;
- Хоть пруд пруди - много.
- По какому словарю определяется значение фразеологизмов?(По фразеологическому)
- В каком словаре разъясняются наиболее употребительные фразеологизмы? (В толковом)
- Молодцы, ребята. Можно отправляться дальше.
- Наш паровоз приближается к следующей станции.
6. Станция “Удачная”. (Слайд № 17)
- Удача улыбнётся тем, кто быстрее всех найдёт вторую часть фразеологизма.
- Два сапога (пара).
- Проще пареной (репы).
- Не в бровь, (а в глаз).
- Обвести вокруг (пальца).
- Крокодиловы (слёзы).
- Сулить золотые (горы).
- Комар носа (не подточит).
- Слышали ли вы такие выражения? Давайте определим их значение.
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции
7. Станция “Антонимичная”. (Слайд № 19)
- Из данных идиом составьте антонимичные пары.
- Что называется антонимами? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
Для участия приглашаются 8 человек. Они получают карточки с названиями фразеологизмов. Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт антоним к фразеологизму.
- Сидеть сложа руки – не покладая рук;
- Коломенская верста - от горшка два вершка;
- Жить душа в душу - как кошка с собакой;
- Заваривать кашу - расхлёбывать кашу
Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо.
- А кто любит сюрпризы? Они нас ожидают на следующей станции.
8. Станция “Сюрпризная”. (Слайд №21)
- В закрытой коробке лежат разные предметы. Каждый игрок, не глядя в коробку, выбирает для себя предмет и называет фразеологизм, содержащий его название.
В коробке лежат такие предметы: яйцо, очки, камень.
- Понравилось ли вам получать сюрпризы? Какой сюрприз удивил больше всех?
- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции
9. Станция “ Загадочная”. (Слайд №23-26)
-С вами играют ученики нашей школы. Они покажут шарады, а вы постарайтесь их разгадать и объяснить значение.
IV. Заключительная часть.
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.
Удачных путешествий вам по стране Фразеология.
Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и синих фишек), награждение.