Урок окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-обобщение, выстроен в логике технологии модерации и активных методов обучения (АМО)

Форма проведения: игра “Попробуем на 5!”

Цель. Обобщение знаний по теме “Вода и её свойства”

Задачи.

  • Систематизировать предметные знания по теме в процессе игры - соревнования.
  • Способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации.

Планируемые результаты

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности;

- развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству;

- проявлять заботливое отношение к друзьям;

- понимать личную ответственность за принимаемое решение

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу;

- осуществлять анализ объектов и устанавливать причинно- следственные связи;

Коммуникативные:

- находить нужную информацию;

- задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- умение строить высказывания, понятные для других и вести диалог;

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- анализировать собственную работу;

- оценивать результаты своей работы и партнёров;

Оборудование: презентация, ракушка, пробирка, колба, тарелочка, 2 литровые банки с пресной и солёной водой,4 стаканчика с “цветной” водой, 2 сырых яйца, ключ; фрагмент песни Оскара Фельцмана “ Самое синее в мире - Чёрное море моё”, фрагмент песни И. Дунаевского “ Песенка водовоза”

Ход урока

1. Инициация (начало урока, приветствие, знакомство);

АМО “Девиз урока”: “Глупый киснет, а умный всё промыслит”.

- Как вы понимаете эти слова?

2. Погружение в тему (определение целей урока);

Звучит фрагмент песни И.Дунаевского “Песенка водовоза”

- Согласны ли вы с героем этой песни. Обоснуйте своё мнение.

- Сегодня у нас урок – игра “Попробуем на 5!” по теме “Вода и её свойства”.

- Какую цель вы себе ставите?

3. Формирование ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока);

- На столах у вас лежат листочки-капельки воды. На одной стороне запишите ваши ожидания от урока, что хотите узнать на уроке. На другой - ваши опасения, если они есть.

4. Проработка содержания темы (ребята работают в группах)

- Роли в своей команде вы распределили? Молодцы! Каковы правила групповой работы? (Внимательно слушать товарища, выдвигать свои гипотезы, выражать свою точку зрения кратко, доступно, вести диалог в вежливой форме)

- К обсуждению задания группы приступают одновременно после того, когда будет назван вопрос каждой команде. О готовности своей группы капитан сигнализирует поднятой рукой.

- Итак, “Попробуем на 5!” А пять баллов за правильный и аргументированный ответ вам поставят наши герои.

Свои вопросы для вас приготовил... Вы узнали кто это? (Слайд 2) (Нептун)

Грозный царь морей Нептун прислал посылку. Хотите узнать, что в ней?

Мне тоже не терпится узнать, что же там такое? (в коробке 4 стакана с водой разного цвета)

Оказывается, для первой команды морской владыка прислал воду из разных морей: Красного, Белого, Желтого и Черного. Царь просит вас определить, в каком стакане находится вода из каждого моря.

Вопрос 2

- А вашу команду Нептун просит определить вкус воды.

(Перед детьми стаканы с кислой, солёной, сладкой водой, ложечки)

Вопрос 3

- А для третьей команды наш герой прислал разные ёмкости (на столе ракушка, пробирка, колба, тарелочка с водой) и просит выяснить, какую форму имеет вода?

Вопрос 4

- Ещё один вопрос волнует Нептуна. Много рек течёт в моря. Почему же моря не переполнятся и не зальют всю сушу? Этот вопрос адресуется четвёртой команде.

(команды дают ответ)

- Ещё один герой на нашем уроке, попробуйте его угадать.

Загадка:

Этот сказочный герой жизнь свою связал с водой? Кто он? (Слайд 3)

- Действительно, это Водяной. Что-то он грустный какой-то. Свои вопросы он прислал нам по электронной почте. Давайте посмотрим, что волнует нашего героя? Поможем Водяному улучшить настроение? (Да!)

- Внимание команды! Вопросы Водяного:

1. Люди называют воду неутомимой путешественницей и вечной странницей. Как вы думаете, почему?

2. Кругом вода, а с питьём беда. Водяной не может найти ответа на этот вопрос. Что вы ему посоветуете?

3. Понаблюдайте и объясните это явление (влажной тряпкой вытираю доску). Наш герой затруднился объяснить это явление. А вы?

4. Когда быстрее бельё сохнет в солнечную или ненастную погоду?

5. Эмоциональная разрядка

АМО “ Льдинка, снежинка, сугроб” (каждому слову соответствуют определённые движения, по команде ведущего необходимо их выполнить без ошибок ; упражнение способствует улучшению настроения)

6. Проработка содержания темы (продолжение)

- Приближается новогодний праздник. Кого из героев этого праздника любят и дети, и взрослые? (Слайд 4)

- Интересно, какие же задания нам приготовил Дед Мороз?

Вопрос 1

(Звучит фрагмент песни Оскара Фельцмана и Михаила Матусовского в исполнении Георга Отса “Чёрное море моё”.) Вы сейчас услышали слова песни “Самое синее в мире - Чёрное море моё”. Дед Мороз не может понять, какая же вода в этом море чёрная или синяя? (Слайд 5)

Вопрос 2

- Дед Мороз прислал вам ключ? Что бы это значило? Какое отношение к нашему уроку имеет ключ?

Вопрос 3

Почему лопнула бутылка? (на подносе лопнувшая бутылка с замёрзшей водой)

Вопрос 4

- Четвёртая группа получает “хитрый” вопрос от Деда Мороза.

- Почему в одной банке яйцо опустилось на дно, а в другой - нет? (вода в одной банке солёная)

7. Рефлексия

Подводятся итоги работы на уроке. Определяются победители.

АМО “Шкатулка наших успехов”

Отражают свои достижения в “Шкатулке” с помощью рефлексивного экрана.

- Что я узнал? Что мне запомнилось? Что удивило? Что еще хочу узнать?

- Как вы оцениваете свою работу, работу группы?

- Кому ты помогал? Кто помогал тебе?

Презентация.

Литература.

  1. Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе". http://www.moi-universitet.ru/
  2. http://efschool.ru/pedagogam/uchitel/84-amo.html
  3. http://svemon.com/page/101/
  4. http://www.russkie.org/index.p
  5. http://www.cgtalk.ru/gallery/misc.php?do=printimage&i=1307
  6. http://ceed.org.ua/forum/3-3151-6