Тип урока: урок-обобщение, выстроен в логике технологии модерации и активных методов обучения (АМО)
Форма проведения: игра “Попробуем на 5!”
Цель. Обобщение знаний по теме “Вода и её свойства”
Задачи.
- Систематизировать предметные знания по теме в процессе игры - соревнования.
- Способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации.
Планируемые результаты
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности;
- развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству;
- проявлять заботливое отношение к друзьям;
- понимать личную ответственность за принимаемое решение
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу;
- осуществлять анализ объектов и устанавливать причинно- следственные связи;
Коммуникативные:
- находить нужную информацию;
- задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение строить высказывания, понятные для других и вести диалог;
Регулятивные:
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- анализировать собственную работу;
- оценивать результаты своей работы и партнёров;
Оборудование: презентация, ракушка, пробирка, колба, тарелочка, 2 литровые банки с пресной и солёной водой,4 стаканчика с “цветной” водой, 2 сырых яйца, ключ; фрагмент песни Оскара Фельцмана “ Самое синее в мире - Чёрное море моё”, фрагмент песни И. Дунаевского “ Песенка водовоза”
Ход урока
1. Инициация (начало урока, приветствие, знакомство);
АМО “Девиз урока”: “Глупый киснет, а умный всё промыслит”.
- Как вы понимаете эти слова?
2. Погружение в тему (определение целей урока);
Звучит фрагмент песни И.Дунаевского “Песенка водовоза”
- Согласны ли вы с героем этой песни. Обоснуйте своё мнение.
- Сегодня у нас урок – игра “Попробуем на 5!” по теме “Вода и её свойства”.
- Какую цель вы себе ставите?
3. Формирование ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока);
- На столах у вас лежат листочки-капельки воды. На одной стороне запишите ваши ожидания от урока, что хотите узнать на уроке. На другой - ваши опасения, если они есть.
4. Проработка содержания темы (ребята работают в группах)
- Роли в своей команде вы распределили? Молодцы! Каковы правила групповой работы? (Внимательно слушать товарища, выдвигать свои гипотезы, выражать свою точку зрения кратко, доступно, вести диалог в вежливой форме)
- К обсуждению задания группы приступают одновременно после того, когда будет назван вопрос каждой команде. О готовности своей группы капитан сигнализирует поднятой рукой.
- Итак, “Попробуем на 5!” А пять баллов за правильный и аргументированный ответ вам поставят наши герои.
Свои вопросы для вас приготовил... Вы узнали кто это? (Слайд 2) (Нептун)
Грозный царь морей Нептун прислал посылку. Хотите узнать, что в ней?
Мне тоже не терпится узнать, что же там такое? (в коробке 4 стакана с водой разного цвета)
Оказывается, для первой команды морской владыка прислал воду из разных морей: Красного, Белого, Желтого и Черного. Царь просит вас определить, в каком стакане находится вода из каждого моря.
Вопрос 2
- А вашу команду Нептун просит определить вкус воды.
(Перед детьми стаканы с кислой, солёной, сладкой водой, ложечки)
Вопрос 3
- А для третьей команды наш герой прислал разные ёмкости (на столе ракушка, пробирка, колба, тарелочка с водой) и просит выяснить, какую форму имеет вода?
Вопрос 4
- Ещё один вопрос волнует Нептуна. Много рек течёт в моря. Почему же моря не переполнятся и не зальют всю сушу? Этот вопрос адресуется четвёртой команде.
(команды дают ответ)
- Ещё один герой на нашем уроке, попробуйте его угадать.
Загадка:
Этот сказочный герой жизнь свою связал с водой? Кто он? (Слайд 3)
- Действительно, это Водяной. Что-то он грустный какой-то. Свои вопросы он прислал нам по электронной почте. Давайте посмотрим, что волнует нашего героя? Поможем Водяному улучшить настроение? (Да!)
- Внимание команды! Вопросы Водяного:
1. Люди называют воду неутомимой путешественницей и вечной странницей. Как вы думаете, почему?
2. Кругом вода, а с питьём беда. Водяной не может найти ответа на этот вопрос. Что вы ему посоветуете?
3. Понаблюдайте и объясните это явление (влажной тряпкой вытираю доску). Наш герой затруднился объяснить это явление. А вы?
4. Когда быстрее бельё сохнет в солнечную или ненастную погоду?
5. Эмоциональная разрядка
АМО “ Льдинка, снежинка, сугроб” (каждому слову соответствуют определённые движения, по команде ведущего необходимо их выполнить без ошибок ; упражнение способствует улучшению настроения)
6. Проработка содержания темы (продолжение)
- Приближается новогодний праздник. Кого из героев этого праздника любят и дети, и взрослые? (Слайд 4)
- Интересно, какие же задания нам приготовил Дед Мороз?
Вопрос 1
(Звучит фрагмент песни Оскара Фельцмана и Михаила Матусовского в исполнении Георга Отса “Чёрное море моё”.) Вы сейчас услышали слова песни “Самое синее в мире - Чёрное море моё”. Дед Мороз не может понять, какая же вода в этом море чёрная или синяя? (Слайд 5)
Вопрос 2
- Дед Мороз прислал вам ключ? Что бы это значило? Какое отношение к нашему уроку имеет ключ?
Вопрос 3
Почему лопнула бутылка? (на подносе лопнувшая бутылка с замёрзшей водой)
Вопрос 4
- Четвёртая группа получает “хитрый” вопрос от Деда Мороза.
- Почему в одной банке яйцо опустилось на дно, а в другой - нет? (вода в одной банке солёная)
7. Рефлексия
Подводятся итоги работы на уроке. Определяются победители.
АМО “Шкатулка наших успехов”
Отражают свои достижения в “Шкатулке” с помощью рефлексивного экрана.
- Что я узнал? Что мне запомнилось? Что удивило? Что еще хочу узнать?
- Как вы оцениваете свою работу, работу группы?
- Кому ты помогал? Кто помогал тебе?
Презентация.Литература.
- Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе". http://www.moi-universitet.ru/
- http://efschool.ru/pedagogam/uchitel/84-amo.html
- http://svemon.com/page/101/
- http://www.russkie.org/index.p
- http://www.cgtalk.ru/gallery/misc.php?do=printimage&i=1307
- http://ceed.org.ua/forum/3-3151-6