Учебник: Бейсенова А., Карпеков К. “География”, Алматы, “Атамура”, 2008; Шевчук Е., Кольева Н. “Информатика”, Мектеп, 2008.
Оборудование:атласы, физическая карта республики Казахстан, ПК, проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), дидактические карточки.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы: “Физико-географическое положение, рельеф и геологическое строение, полезные ископаемые Алтая. Форматирование текста в текстовом редакторе Word”.
Задачи урока:
Образовательные:
- Определить границы и географическое положение Алтая, изучить рельеф и геологическое строение Алтайской горной страны, ознакомиться с полезными ископаемыми Алтая.
- Выяснить смысл слов “форматирование”, “абзац” применительно к компьютерному тексту; выяснить имеющиеся в данном текстовом редакторе способы форматирования текста, выбрать оптимальный для себя; научиться выравнивать текст по правому и левому краям, центрировать, устанавливать параметры абзаца, форматировать набранный текст; оформить свою работу, используя средства форматирования текста.
Развивающие:
- Cпособствовать развитию географического мышления, познавательного интереса, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическими источниками информации, сравнивать, анализировать, обобщать, способствовать развитию навыков работы со справочными и публицистическими материалами, способствовать развитию речи учащихся, грамотному набору текста в текстовом редакторе.
Воспитательные:
- Cпособствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, ответственного отношения к делу.
Ход урока
1. Орг. момент. Учитель настраивает ребят на работу. Просит всех приготовить и открыть географический атлас с картой “Физическая карта республики Казахстан”.
2. Актуализация знаний. Географическая разминка с использованием понятий, которые служат опорой для усвоения нового материала.
Назовите одним словом:
- Урал, Алтай, Саяны, Кавказ - ... (горы)
- Мезозой, протерозой, кайнозой - ...(эры)
- Свинцовые, цинковые, вольфрамовые, молибденовые - ...(руды)
- Листвяга, Холзун , Катунь - ...(горные хребты)
Установите соответствие:
Эры 1. Палеозой
2. Мезозой
3. Кайнозой
А. Эра новой жизни
Б. Эра древней жизни
В. Эра средней жизни
Полезные ископаемые 1. Нефть
2. Природный газ
3. Молибденовые руды
4. Гранит
Происхождение А.Магматическое
Б. Осадочное
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А; 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-А
Назовите одним словом:
3. Проблемная постановка темы.
Учитель информатики предлагает открыть файл, содержащий текст сказки – легенды “Толагай” (Приложение 2), иллюстрируя речь фотографиями на экране:
Народ восхищенно кричал “Толагай”!
И плакал, к его припадая ногам.
И каждый хотел заглянуть ему в очи.
Спасибо сказать, дорогой Толагай.
Но южный батыр им ответить не мог,
Горою придавлен, он так изнемог,
Что силы хватило лишь вымолвить “мама”
И тяжко вздохнувши, навеки умолк.
Учитель географии:
- Сегодня мы будем изучать Алтай – это самый красивый регион Казахстана. Вы видите, насколько прекрасен и индивидуален этот район, красотами этого края восхищались многие писатели и поэты.
- Но так ли все благополучно в этом краю? (ответы)
- Какие опасности таят в себе горы? (ответы: сели, землетрясения, обвалы, оползни)
- Нужно ли человеку знать о причинах возникновения таких явлений? (Да). А зачем? (Чтобы обезопасить свою жизнь, потому что жизнь человека – это самая большая ценность на Земле).
- Что для этого необходимо? (ответы)
Да, знать особенности природы здешних мест.
Итак, тема нашего урока – Алтайская горная система. Запишите в тетрадь.
Учитель информатики:
- “Какой текст вы назвали бы красивым?”
Ребята предлагают различные варианты ответов: “С иллюстрациями”, “Оформленный разными шрифтами”, “Ровный, аккуратный”, “Который удобно читать”, “Без ошибок” и т. д.
Учитель демонстрирует печатные образцы текстов, подобранные таким образом, чтобы они позволяли сделать вывод: красивым можно назвать текст, который удобно, приятно читать; а удобно читать прежде всего структурированный и выровненный текст, текст, имеющий форму.
Совместными усилиями определяется цель урока — научиться придавать тексту форму, оформлять его — форматировать.
Учитель делает запись на доске: “ФОРМА — ОФОРМЛЯТЬ — ФОРМАТИРОВАТЬ”.
4. Мотивационный этап.
Учитель географии рассказывает о природных рекордах Алтая, рассказ сопровождается визуальным рядом на слайдах презентации.
Знаете ли вы, что:
- в высокогорных степях Алтая живут архары (вес самца 160 кг). Ночью они поднимаются до ледников, а утром опускаются на пастбища;
- горы Алтая - самый популярный район отдыха, лечения и туризма в Казахстане;
- здесь находится “алтайская Мацеста”, целебные радоновые источники “Рахмановские ключи”;
- что Алтай - единственное место в нашей стране, где высокогорное, холодное озеро Маркаколь, живописные травы и высокие горы;
-что снежный барс, улар, дрофа-красотка украшают Алтайскую горную страну;
- что заказник “Каратальские пески” создан на Алтае для охраны облепихи – бесценного дара природы.
5. Целеполагание.
Учитель географии.
Помогите мне сформулировать цели изучения Алтая. Что нам нужно знать об Алтае? (ответы)
Сегодня на уроке мы будем изучать физико-географическое положение, рельеф и геологическое строение, полезные ископаемые Алтая, а на следующем уроке – климат, природные ресурсы и комплексы.
Запись плана урока в тетрадь, учитель проводит инструктаж по ходу урока.
6. Практическая работа.
Работа в парах:
Учащиеся, используя карточки №1 (Приложение 3), определяют ФГП Алтая. Предлагается на выбор 2 варианта выполнения практической работы: ответить письменно на вопросы в тетради или на ПК, нанести ответы на вопросы на контурную карту Алтая.
Проверим выполнение задания. Ответы учащиеся сравнивают с ответами на слайдах презентации.
(С помощью щелчка мыши на слайдах появляются ответы на карте Алтая).
Учитель информатики напоминает ученикам, что текст состоит из отдельных частей — абзацев.
Вопрос: “Что такое абзац? Дайте свое определение”.
Ребята предлагают разные варианты определения, записывают понравившееся определение в тетрадь.
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу: абзац — это одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и записанных с красной строки.
В текстовом редакторе под абзацем понимается последовательность символов, заканчивающаяся нажатием клавиши Enter.
Вопрос: “Как вы считаете, в чем причина такого "формализма" компьютера?”
Ответ: компьютер, в отличие от человека, не понимает смысла текста, поэтому для определения конца абзаца ему нужен физический признак (код символа).
Задание. Выделите “свои” характеристики абзаца текста и запишите их в тетрадь.
Могут быть названы такие характеристики, как количество предложений, количество строк, ширина абзаца.
Определение характеристик абзаца и способов их установки.
Вопросы:
Какой пункт меню, на ваш взгляд, может содержать команды по выравниванию текста? (Формат, Абзац.)
Какие пиктограммы могут быть нам полезны? (Формат по образцу, по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине).
Какие особенности контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши, вы заметили? (Есть пункт Абзац.)
Чем, на ваш взгляд, удобнее пользоваться — пунктом главного меню, контекстным меню или пиктограммой?
7. Получение новых знаний.
Анализ физической и тектонической карты Алтая.
Беседа по выявлению форм рельефа, геологического строения.
Каков рельеф Алтая? (ответы)
Отразите это на схеме. Почему такой рельеф?
Определите по тектонической карте, какие тектонические структуры залегают в основании Алтайской Горной страны. Отразите это на схеме в тетради.
Рассказ учителя о геологическом строении Алтая.
8. Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу на ПК. Выполняет форматирование текста по заданным параметрам. Учитель информатики контролирует выполнение задания.
Учитель географии: Ваша задача – определить, какие полезные ископаемые обозначаются условными знаками, которые лежат на ваших партах (по 2 карточки на каждого ученика), найти место их добычи на карте Республики Казахстан в атласе и прикрепить карточку на настенную карту. Далее сообщить, что это за полезное ископаемое и где его добывают? (время на подготовку – 1-2 минуты).
Закрепление знаний полезных ископаемых Алтая с помощью слайда презентации и хорового проговаривания.
9. Закрепление знаний.
Проводится закрепление изученного материала по вопросам, которые демонстрируются на слайдах:
Почему Алтай – высокие горы?
Назовите высоту хребтов Алтайской горной системы.
Что такое куэсты?
Что может вызвать сход лавин?
Самый северный хребет Алтайской горной системы?
С помощью меню выясните, какие характеристики абзаца рассматриваются в текстовом редакторе. Каким способом их можно установить? Результат работы оформите в виде таблицы:
Характеристики абзаца | Способы установки границ абзаца | |
мои | компьютера | |
(Характеристики: выравнивание, положение первой строки; отступы справа и слева; интервал между строками; интервал перед абзацем и после него. Способы установки: с помощью меню, по образцу, с помощью “линейки”, с помощью пиктограмм).
С помощью гиперссылки вернуться на слайд с целями и проверить “Достигли ли мы цели?”
10. Диагностика и коррекция знаний.
Проводится проверка усвоения изученного. Учащиеся отвечают на вопросы теста (Приложение 4).
Самопроверка, ответы – на слайде после щелчка мыши.
11. Домашнее задание.
Комментируется и записывается домашнее задание
Домашнее задание дифференцируется:
На “3”-“4” -
География
- Параграф 45, с.185-191 – прочитать, знать карту, карточку №1 – выполнить задание на контурной карте
Информатика
- Параграф 7.2, 7.3; задание 7.3
- Дополнительное задание на “5”:
География, Информатика
- Составить компьютерную презентацию по §45 на выбор: “Рельеф и геологическая структура горного Алтая”, “Рекреационные ресурсы Алтая”, “Природа Алтая”.
12. Подведение итогов урока и рефлексия.
Подводятся содержательные итоги урока.
Учащиеся оценивают свою работу:
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- было трудно...
- я понял, что...
- теперь я могу...
- я научился...
- у меня получилось ...
- я смог...
- меня удивило...
- урок дал мне для жизни...
- мне захотелось...