Правильная для слуха речь - своего рода музыка!
Педагогам на практике приходится сталкиваться с такими проблемами детей, как недифференцированность произношения парных согласных звуков, замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, замена звуков звуками близкими по артикуляции или акустическим признакам. Недостаточное владение фонематическим слухом и фонематическим восприятием в школьном обучении приводит к акустической дисграфии, которая затрудняет овладение процессом письма.
Акустическая дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, образовавшееся на фоне недостаточности или искажения восприятия речевого сигнала, характеризующееся стойкими и повторяющимися ошибками, выражающимися в смешении и замене согласных оппозиционных букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмах. [1,477]
Для профилактики акустической дисграфии необходимо еще в дошкольном возрасте заняться работой по дифференциации звонких и глухих согласных.
В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию фонематического синтеза и анализа, восприятию звукового состава слова, что влияет на способность дифференцировать звуки сходные по звучанию: по звонкости-глухости (В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К), твердости-мягкости (Б-Б*, П-П*).При работе над дифференциацией на слух согласных по звонкости-глухости следует учитывать определенную последовательность, а именно:
- знакомство со звуками (произнесение звуков вслух).
- сравнение артикуляции и характеристик звуков;
- дифференциация звуков в слогах (воспроизведение слоговых рядов, преобразование слоговых рядов);
- дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях;
- дифференциация звуков во фразах;
- дифференциация звуков в чистоговорках; [3, 336]
В статье предложен один из вариантов индивидуального занятия в подготовительной группе, в ходе которого ребенок на практическом уровне учиться сравнивать два звука по звонкости-глухости. Дифференциация звуков в данном занятии используется на уровне слогов и слов.
Тема: “У нас в гостях Булька с Пулькой”
Цель: Дифференциация звуков [Б]-[П]
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Учить различать звуки [Б]-[П].
2. Закреплять понятия “звонкий-глухой согласный”.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Закрепить произношение звуков [Б]-[П] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-обучающие:
5. Развитие общей и мелкой моторики,
6. Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
Коррекционно-воспитательные:
7. Воспитывать адекватное отношение к заданиям и аккуратность при выполнении, удовлетворение за правильное выполнение заданий.
Оборудование: 2 игрушки собачки черная и белая, касса букв, предметные картинки со звуками [Б] и [П] для ребенка (палка, банка, батон, пушка, подушка, бусы, кабачок), текст с буквами [Б] и [П], таблица с изображением букв [П] и [Б].
Ход занятия
I. Организационная часть:
Педагог: У нас в гостях 2 собачки Булька и Пулька. Посмотри внимательно на них, погладь, потрогай. Как ты думаешь, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? В кличке Булька какой первый звук? [Б]. А в кличке Пулька? [П]. Сегодня Булька и Пулька будут нам помогать различать 2 звука [Б] и [П].
П. Основная часть:
1. Произнесение звуков Б, П.
2. Сравнение артикуляции и характеристик этих звуков.
Педагог: Давай произнесем с тобой звук Б, а теперь П. Чем похожи друг на друга эти 2 звука? (Согласные, твердые, губные) А чем отличаются? (звонкий – глухой)
3. Воспроизведение слоговых рядов:
Педагог: Булька и Пулька умеют играть на барабане. Пулька бьет тихо, а Булька – громко. Они играют в барабан по очереди. Па-па-па – играет Пулька, ба-ба-ба – играет Булька. А теперь они играют вместе. Послушай, как у них получается и повтори.
Па-па-ба ба-па-ба зба-спа-спа Па-па-ба ба-ба-па зба-зба-спа Па-па-ба ба-па-па зба-спа-зба
4. Преобразование слоговых рядов, слов - Игра “Наоборот”, “Дразнилки”:
Педагог: Булька с Пулькой дразнят друг друга. Они хотят и с тобой поиграть в “Дразнилки”. Сначала дразнит Пулька: па-па-па, а ты отвечай наоборот: ба-ба-ба, а теперь - Булька - ба-ба-ба, а ты отвечай наоборот.
бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы
Спа-спа-спа, зба-зба-зба, збо-збо-збо, спу-спу-спу, спы-спы-спы.
4.1. Педагог: А теперь я буду тебе называть слова со звуком Б, а ты замени Б на П и назови другое слово: Я говорю БАК, а ты -…. (пак)
бас-пас, бух-пух, быль-пыль, балка-палка, бочка-почка, бабочка- папочка.
Физминутка:
Булька скачет по полям,
Пулька - шустро по лугам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Превратились мы в клубок.
Остановились,
Солнцу поклонились,
Очень дружно порезвились.(бег по кругу)
(Бег в обратную сторону)
(прыжки на месте)
(Присели на корточки, обняли колени руками)
(Встали на ноги)
(Выполнили поклон)
(Руки на поясе, Наклоны в стороны)
5. Добавь ПА или БА, чтобы получилось слово:
Педагог: Булька и Пулька хотят послушать как ты умеешь придумывать новые слова. Я буду говорить часть слова, а ты добавляй Ба или Па.
Жа-ба, шай-ба, ре-па, бом-ба, ли-па, ры-ба, ла-па, шля-па, шу-ба.
6. Отбор картинок на П-Б.
Педагог: Перед тобой сидят Пулька и Булька. Разложи картинки со звуком Б Бульке, а со звуком П - Пульке (после выполнения задания попросить запомнить, что нарисовано и положить карточку вниз картинкой) (палка, банка, батон, пушка, капуста, бусы, подушка, кабачок).
7. “Бабушкина игра”
Педагог: Я буду задавать тебе вопросы. Отвечать на вопросы нужно полным предложением. Тебе бабушка прислала на наряды сто рублей.
Что хочешь, покупай, но наряды выбирай лишь со звуком Б в названии... Приготовились. Внимание!
- Ты наденешь юбочку с блузкой или платье?
- Ты выберешь шубу или пальто?
- На голове будет бант или шляпа?
- А, может быть, тюрбан или платок?
- На шею наденешь бусы или цепочку?
- На юбочке будет бахрома или пампушки?
- Что ты выберешь, брошь или клипсы?
- Блузку украсит булавка или пуговицы?
- Платочек будет из полотна или батиста?
- Жилетка будет из бархата или плюша?
III. Итоговая часть:
1. Сегодня мы различали два звука, какие, помнишь? (Б и П).
2. Как зовут собачек, которые были у нас сегодня в гостях? (Булька и Пулька).
3. Какой звук первый в кличке Булька?
4. А в кличке Пулька?
5. Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
6. Вспомни, какие слова мы называли со звуком П, а какие со звуком Б .
Собачкам очень понравилось с тобой играть, а тебе?
За то, что ты хорошо выполнял задания и играл, они хотят подарить тебе свои портреты (Картинки с точечным изображением двух собак), а ты дома их обведи по точкам и раскрась. (Прощаются).
Список используемой литературы.
1. Логопедия [Текст]: учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб. заведений/под ред. Л.С. Волкова. –5-е изд. ; перераб. и доп.- Москва: ВЛАДОС, 2009. – 703с.
2. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии [Текст]: конспекты занятий для логопеда/ Е.В.Мазанова.- Москва: ГНОМиД, 2008. - 184с.
3. Поваляева, М.А. Полный справочник [Текст]: настольная книга логопеда./М.А. Поваляева. – Москва: Астрель; Полиграфиздат, 2010. - 608с.
4. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: пособие для логопедов/ Е.А. Пожиленко.- Москва: ВЛАДОС, 1999. - 224с.