Тема урока: "День матери". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Тип урока: Развитие речи (обощающий урок)

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «День Матери»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства уважения и заботы к самому родному человеку – матери;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
  • формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);
  • проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
  • «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова»
  • шаблоны для творческой работы;
  • тематические презентации.
Этап урока

Время, мин

Цель Содержание взаимодействия с учащимися Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный   Проверить готовность обучающихся, их настроя на работу Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Регулятивные:
– нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
– выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
– формирование умения слушать и слышать.
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.   Подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составить план работы Разгадывание кроссворда

Вопросы к кроссворду:

(по горизонтали)
1. Родительница медвежонка (медведица)
2.Птица, не воспитывающая своих птенцов (кукушка)
3.Ребус 7я
4.Что получает семья, в которой рождается второй ребенок? (капитал)
– Какое ключевое слово получилось? (мама)
– За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
– Я не знаю, что я должен делать в этом мире?
Бог ответил:
– Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.
– Но, я не понимаю его язык…
– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
– Как и когда я должен вернуться к тебе?
– Твой Ангел скажет тебе все.
– А как зовут моего Ангела?
– Неважно, как зовут его…Ты будешь называть его МАМА.
Почему мы сегодня говорим о маме? (приближается праздник День Матери)
– Этот праздник был установлен Указом Президента Б.Н.Ельциным в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.

Наблюдение, решение проблемной ситуации, расширение кругозора. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока Разгадывают слова, вставляют слов в кроссворд, производят взаимооценку, определяют ключевое слово. Формулируют тему и задачу урока Регулятивные:
– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
– постановка и решение проблемы;
Личностные:
– развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
– умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Работа со словом   Уточнить значение слова, выполнить фонетический разбор – Что обозначает слово «мама»? (любимый, родной, дорогой, ласковый человек)
– Уточним по толковому словарю (мама – женщина по отношению к её детям)
– Что можете сказать о слове «мама» (работа с цифровыми веерами)? (4 буквы, 4 звука, 2 гласные, 2 согласные, 2 слога, первая гласная ударная)
Наблюдение

Ф

Указывает объект наблюдения Выполняют задание. Обосновывают ответ Регулятивные:
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Работа над словом как о части речи   Обобщить знания о частях речи – Какое отношение имеет словосочетание части речик предмету «Русский язык»?
– Что мы знаем о частях речи?
– Что можете сказать о слове «мама»? (существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, в форме единственного числа)
Наблюдение, работа со словом (сравнение)

Ф, П

Организует подводящий диалог, уточняет знания Подчеркивают слова, характеризующие слово, как часть речи, обсуждают в паре, сравнивают с эталоном Регулятивные:
– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
– выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
– знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа над рядом однокоренных слов   Развивать умения распознавать и подбирать однокоренные слова, На листах Игра«Собери слово»

Соединить части слов. Получаются слова мамуля, мамочка, маменька, мамулечка, мамка, мамаша.
– Что можете сказать об этих словах? (Они однокоренные, потому что у них одинаковый корень и одинаковое значение)
– Какими словами называете свою маму? (Выбор вариантов)
– Где пригодится данная работа? (В составлении текстов, устных высказываниях)

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль

Г

Организует выступление групп, обмен мнениями По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы. Производят взаимопроверку, рефлексию Регулятивные:
– умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
– умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
– готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
– оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развивать умение составлять словосочетаний – Подберите прилагательные к слову «мама» (добрая, ласковая, дорогая, единственная, любимая, заботливая, нежная, родная).
– Для чего подбирали прилагательные? (пригодится в творческой работе)
 

Г, П

Помещает словосочетания на доску Читают хором с листов групповой работы Регулятивные:
– умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
– формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
– управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
– владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
Психофизическая тренировка   Релаксация – Ребята, повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Работа в парах

П

Организация психофизической тренировки Выполняют упражнение для релаксации Коммуникативные:
– умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Гимнастика для глаз.   Снятие усталости с глаз Мультимедийная презентация – физминутка для глаз Просмотр презентации Ф Организует выполнение гимнастики для глаз Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации  
Выполнение творческой работы   Развивать творческие способности обучающихся Мама, мамочка! Сколько тепла таит магическое слово, которое на всех языках звучит одинаково и, которым мы называем самого родного близкого, дорогого и единственного человека. Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас всегда! Мама не только не досыпает ночами, но и волнуется и заботится, чтобы ребенок был здоров, счастлив. Мама – это окно в большой мир.
Люди не уважают того, кто обижает маму, кто забывает о ней. Потому что, как человек относится к своей маме, определяется каков он сам. Сейчас вы вернетесь домой и скажите маме: «Привет!». Конечно, говорить стихами каждый день тяжело. Но можно найти свои теплые и нежные слова для мамы. Ведь мама ждет их!
– Предлагаю вам найти эти слова и вклеить их на шаблон сердечка
– Что символизирует сердце? (любовь)
– Восстанови текст на шаблонах сердечек, приклеивая словосочетания и слова.

___________мамочка!
Поздравляю тебя с ___________!
Будь всегда__________________.

Твой сын (дочь)_________

Слова для справок:
1 предложение – добрая, ласковая, дорогая, единственная, любимая, заботливая, нежная, родная.
2 предложение – красивой, необходимой, жизнерадостной, обворожительной, веселой.

Самопроверка, самооценка И Помогает в составлении текста Выбирают вариант и вклеивают на шаблон Коммуникативные:
– владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
– ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
– умение выделить нравственный аспект поведения;
– готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
– умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Подведение итогов   Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей Чтение готовых текстов, вклеивание сердечек в поздравительную открытку. Просмотр фильма «Любимые…» Рефлексия, контроль

Ф, И

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки. Соотносит учебную ситуацию с жизненным опытом обучающихся
Зачитывают собственные мини-тексты, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения Регулятивные:
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
– выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
– установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
– оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.