Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
  • развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине;
  • формирование аналитических и коммуникативных умений в процессе учебной деятельности.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

План урока: план выбирается учителем.

Основные понятия: централизованное государство; Московская Русь; Судебники; Стоглавый собор; Избранная Рада, система управления при Иване Грозном; сословная монархия, крепостное право, опричнина, помещики, дворянство, нестяжатели, иосифляне.

Важнейшие даты: 1325-1340 гг. - правление Ивана Калиты в Москве; 1359-1389 гг. - правление Дмитрия Донского в Москве; 1380 г. - Куликовская битва; 1433-1453 гг. - большая Усобица в Москве; 1462-1505 гг. - правление Ивана III, 1478 г. - присоединение Новгорода к Москве; 1480 г. - свержение монголо-татарского ига; 1497 г. - Судебник Ивана III; 1500- 1503; 1507-1598; 1512-1522; 1534-1537 гг. - русско-литовские войны; 1505- 1533 г. - правление Василия III; 1533-1584 гг. - правление Ивана Грозного; 1550 г. - Судебник Ивана IV, Стоглавый собор; 1552 г. - присоединение Казани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1564 г. - издание Иваном Федоровым первой печатной книги в России; 1565-1572 гг. - опричнина; 1581- 1585 гг. - походы Ермака в Сибирь.

Выдающиеся личности: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Иван III, Иван Грозный, Андрей Рублев, Дионисий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Феофан Грек, Максим Грек, Иван Федоров.

Московская Русь

Рекомендуемая организация урока

Общие рекомендации: повторительно-обобщающий урок рекомендуется построить по выбору учителя, т.е. последовательность заданий и проверок может быть любой. От каких-либо заданий учитель может отказаться. Однако обязательно должны быть проверены те задания, которые касаются:

а) становления территории Московского государства;

б) системы государственного управления;

в) реформирования (судебного, военного и др.);

г) основных направлений внешней политики.

Задание 1. Устный блиц-опрос:

1. Назовите основателя династии московский князей; даты его правления.

2. Почему Иван Калита носил такое прозвище? Какова его главная заслуга в деле возвышения Московского княжества?

3. Дмитрий Донской. Почему и когда Дмитрий получил свое прозвище? Чем именно отличалась политика этого князя в отношениях с Ордой?

4. Назовите двух главных внешнеполитических соперников Московской Руси на протяжении всего ее становления как государства.

5. Каково значение Сергия Радонежского для истории единого русского государства (назвать два фактора).

6. В чем значение Мамаева побоища? Означала ли победа русских освобождение от татаро-монгольского ига?

9. Что произошло в период правления Ивана III в военно-политическом положении государства?

10. В чем значение его женитьбы на Софье Палеолог?

11. В чем выразилось противостояние царя и церкви в период его правления?

12. Какие главные события в жизни российского (Московского) государства произошли в период правления Ивана Г розного?

Задание 2. Таблица “Создание русского централизованного государства”.

Это задание подразумевает заполнение одним учеником одного пункта, связанного с именем конкретного князя (царя), для правления Ивана Грозного лучше выделить две “строки” - первый и второй этапы правления.

Дата Правление Земли, включенные в состав Московской Руси Реформы правления
       

Обязательно упомянуть: Даниила Московского, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Г розного.

Задание 4.

а) Нарисовать схему политического устройства государства при Иване Грозном.

б) Перечислить функции:

- Боярской Думы;

- Земского собора;

- приказов;

в) Дать определение словам: местничество; кормление; Юрьев день

Задание 5. Сравнить Судебники Ивана III и Ивана Грозного.

Задание 6. Тесты.

1. При Иване Г розном было введено:

а) опричнина;

б) местничество;

в) отмена Юрьева дня.

2. Иван III окончательно захватил:

а) Казань;

б) Тверь;

в) Новгород.

3. Ливонская война велась с:

а) Речью Посполитой;

б) ливонским орденом;

в) племенами ливов.

4. Максим Грек был:

а) греческим живописцем;

б) переводчиком и писателем;

в) другом Андрея Курбского.

5. Нестяжатели - это:

а) название ереси;

б) административная должность в Московской Руси;

в) одно из направлений в церкви.

6. Ермак известен как:

а) завоеватель Вятской земли;

б) первопроходец в Астрахань и Ногайское ханство;

в) покоритель сибирских народов.

7. “’Домострой” - это:

а) название свода законов;

б) свод норм поведения, традиций и обычаев;

в) руководство по строительному делу.

8. Каково было название Московского государства в других странах при Иване Грозном:

а) Русь; б) Россия; в) Московия.

Задание 7. Исторические задачи.

1. Перечислите цели, задачи и результаты опричнины.

2. На какие социальные группы общества опирались московские князья при создании единого государства?

3. Какие группы общества в наибольшей степени противились установлению централизованной власти. Почему?

4. В чем символическое значение венчания Ивана Грозного на царство?

5. В чем причины Большой Усобицы? Можно ли было ее избежать?

6. Кому были выгодны “заповедные лета”?

7. В чем состояли минусы и плюсы резкого расширения территории московского княжества?

8. Какие народы вошли в состав российского государства?

9. В чем причины падения Великого Новгорода? Могла ли ситуация сложиться иначе?

10. Что такое крепостное право? Как это понятие связано с процессом образования единого централизованного государства?

11. Осознавал ли Иван Г розный, что он создал новое государство?

12. Кто такие помещики, в чем их отличие от бояр?

13. Что такое “монастырская” колонизация и “казаческая” колонизация? В чем их отличия?

Задание 8. Рассказать кратко о биографии одного из ниже перечисленных деятелей: Дмитрий Донской, Митрополит Макарий, Иван Грозный, Малюта Скуратов; Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Мамай.

Задание 9. Знание дат:

1. Битва на реке Воже произошла в:

а) 1378 г.;

б) 1380 г.;

в) 1410 г.

2. Набег Едигея на Русь случился в:

а) 1408 г.;

б) 1380 г.;

в) 1424 г.

3. Окончательное присоединение Новгорода произошло в:

а) 1478 г.

б) 1497 г.

в) 1487 г.

4. Церковь Вознесения в Коломенском была построена в:

а) 1532 г.;

б) 1505 г.

в) 1535 г.

Домашнее задание по теме: Завершение таблиц и заданий, не законченных на уроке, параграфы 27-28 учебника, вопросы к ним.

Дополнительный материал для преподавателя

Таблица 1.
“Факторы образования единого централизованного государства на Руси”. Ее можно заполнить вместе с учениками.

экономические внешнеполитические социальные религиозные личные интересы правителя другие
           

Таблица 2.
“Важнейшие битвы и сражения в период складывания территории единого государства”

Дата Название Имена полководцев с двух сторон
     

Литература

1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца ХVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2009.

2. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. История. М.: Просвещение. 2010, 2011, 2012.

3. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История: сборник заданий. – М.: Эксмо. 2010.

4. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История. Типовые тестовые задания / Е. А. Гевуркова, Я. В. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”. 2013.