Игра "Физическая пирамида"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (467 кБ)


Время проведения: 1 час

Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания по разделу “Механика”

Задачи мероприятия:

  • Образовательные: углубить знания и умения по разделу “Механика”, повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей учащихся в усвоении материала вне программы, закрепить умение применять полученные на уроках знания, умения, навыки в необычных, нестандартных ситуациях, на практике.
  • Развивающие: формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира; способствовать развитию мышления, памяти, внимания, логически правильно строить свой ответ; развивать умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику.
  • Воспитательные: воспитывать положительные эмоции к учебе и увеличить рост интереса к знаниям; создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы, воспитывать уважение к мнению других участников.

Оборудование: ноутбук, плакаты с изображением пирамид-3шт, маркеры, жетоны, карточки с заданиями, карточки с буквами, карточки с формулами, мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные, стакан, пробирка, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ, секундомер, перо, таблица оценивания для жюри, чистые листы, ручки, магниты.

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Проведение мероприятия.
  3. Подведение итогов мероприятия.

Описание мероприятия:

  1. В ходе игры учитель выступает как координатор действий команд и помощник в построении логического ответа, который будет осмыслен и понятен всем участникам мероприятия.
  2. Поле изображается красочно на ватмане, правила озвучиваются вслух.
  3. Организация работы: групповая.

Подготовка к мероприятию:

  • Выбираются участники мероприятия с параллельных классов. Каждая команда состоит из 5-6 учеников. Выбирается капитан и придумывается название и эмблему команды. Название должно быть связано с физикой. Определяется жюри.

Правила игры:

  1. Командам предлагают поле из 11 ступеней пирамиды. Команда выполняет задание, которое спрятано в каждой ступени пирамиды. Нумерация конкурсов начинается снизу вверх.
  2. После каждого конкурса предоставляется слово для жюри.
  3. В ходе игры объявляется личное первенство (за правильный ответ игрок получает жетон, тем самым добавляя один балл команде) и соревнование между командами.
  4. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее число баллов на вершине пирамиды.

Ход мероприятия

I. Организационный момент (Слайд 1)

II. Проведение мероприятия

1. Разминка

Учитель: Предлагаю ответить на ряд вопросов, тем самым заработать по 2 балла за каждый правильный ответ.

1. Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле.

Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне? (точка) (Слайд 2)

2. В каком случае выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое относительно Земли или когда он движется? (Время падения одинаковы) (Слайд 3)

3. В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей? (назад) (Слайд 4)

4. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается аэростат и движется ли он вообще. Чем это можно объяснить? (Принципом относительности Г.Галилея) (Слайд 5)

2. Конкурс-эксперимент

Учитель: Мы на уроках часто рассчитывали скорость движения того или иного предмета. Сейчас я предлагаю определить скорость движения пера. Для выполнения этого задания вам понадобится секундомер для определения времени и вспомнить формулу для расчета скорости падения тела.

Время на выполнения 5 минут. Конкурс оценивается в 3 балла.

Игра с болельщиками “Мир загадок”

1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)

2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)

4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)

5. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

6. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)

7. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это ... (Электричество)

8. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)

9. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

10. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)

11. Днем спит, ночью глядит. (Луна)

12. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон)

13 Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

14. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза, увеличительное стекло)

3. Конкурс “Слова, слова, слова...”

Учитель: За 3 минуты четыре человека от каждой команды должны составить по три слова, играющих важнейшую роль в механике. Для этого игрокам выдаются комплекты карточек. На каждой карточке написана одна буква. Максимальная оценка за конкурс 3 балла.

Примеры возможных наборов слов:

  • 1 команда – С – скорость, сила; П – путь, перемещение, пространство; О - относительность
  • 2 команда - У – ускорение; В – время, вектор; Т – точка, тело, траектория
  • 3 команда – Д – движение, динамика, динамометр; М – метр; К - координата, кинематика

Игра с болельщиками “Единицы измерения”

  1. Единица измерения пути (метр)
  2. Единица измерения времени (секунда)
  3. Единица измерения скорости (м/с)
  4. Единица измерения перемещения (метр)
  5. Единица измерения ускорения (м/с2)
  6. Единица измерения силы (Ньютон)
  7. Единица измерения ускорения свободного падения (м/с2)

4. Конкурс “Жизнь замечательных людей”

Учитель зачитывает информацию об известном человеке. Та команда, которая быстрее ответит, кто это, получает 2 балл. При затруднении можно сначала показать портрет, если правильно отвечают, то 1 балл.

  1. Он был ученый и поэт
    Он размышлял про тьму и свет.
    В чем сходство стужи и тепла?
    Что можно сделать из стекла?
    Он краски изучал и цвет.
    Он создал университет.
    И, как сказал о нем поэт,
    “он сам был университет”.
    Его фамилия? (Ломоносов) (Слайд 6)
  2. Итальянский физик, живший в 16 веке. Открыл горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце, принцип относительности. Проводил опыты с Пизанской башни (Галилей) (Слайд 7)
  3. Ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и давший способ ее расчета. (Архимед) (Слайд 8)
  4. Имя ученого, открывшего закон после падения ему на голову яблока. (Ньютон) (Слайд 9)
  5. “Сложен мир, сложен мир из мельчайших частиц, так считал древний грек” Как его звали? (Демокрит) (Слайд 10)[2]

5. Конкурс “Мир формул”

Командам предлагается ряд карточек. Участники должны выйти в центр аудитории и составить ту или иную формулу, держа в руках карточки.

  • 1 команда - формула для определения скорости при движении с постоянным ускорением,
  • 2 команда - уравнение равномерного прямолинейного движения точки,
  • 3 команда – уравнение движения с постоянным ускорением

Время на составление 1 минута. Максимальный балл – 3 балла.

6. Конкурс “Графики”

Учитель: Капитанам предлагаются графики зависимости скорости от времени. Необходимо за 3 минуты составить рассказ по предложенному графику. Оценка за конкурс – 5 баллов.

Игра с болельщиками “Найди общее”

Учитель: На столе предметы сложены на разные подносы. Найдите общий признак.

Мензурка, весы, линейка, динамометр, часы песочные.

Трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.

Резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ.

7. Конкурс “Слово из слова”

Учитель: Из предложенного слова – ДИНАМОМЕТР – составить за 3 минуты как можно больше слов. Дополнительный балл за самое длинное слово. (Например, динамометр – метр, омметр, термометр, мина, момент). (Слайд 11)

Игра с болельщиками “Веришь – не веришь”

  1. Динамометр – прибор для измерения силы. (+)
  2. Миллиметр – сотая часть метра. (-)
  3. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества. (+)
  4. Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (+)
  5. Линейка – прибор для измерения объема жидкости. (-)
  6. Измерительный цилиндр называется мензуркой. (+)
  7. Единица измерения плотности – м3. (-)
  8. Париж – город Франции, и здесь хранится эталон килограмма. (+)
  9. Прибор для измерения атмосферного давления – Барометр. (+)
  10. Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.(+)
  11. Газ – вещество, сохраняющее и форму, и объем. (-)
  12. Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах. (+)
  13. Солнце – источник жизни на Земле. (+)
  14. Первый человек, вышедший в открытый космос. – Ю.А. Гагарин. (+) [3]

8. Конкурс “Пойми капитана”:

Капитану предлагается объяснить или изобразить то, что написано на карточке, не используя это слово (вид движения). Другие участники команды должны угадать, какой вид движения описывается или изображается. Оценка выполнения задания – 3 балла.

  • 1 карточка-равноускоренное движение
  • 2 карточка-равномерное движение
  • 3 карточка-равнозамедленное движение

9. Конкурс “Найди соответствие”

Командам предлагается ряд карточек, найти соответствие между названием величины, её обозначением единицей измерения, и формулой для её расчёта:

1) скорость - - м/с (1 балл) (Слайд 12)

2) ускорение - - м/с2 (1 балл) (Слайд 13)

3) сила тяжести - - Н (1 балл) (Слайд 14)

Дается время на обдумывание, затем команда выходит в центр кабинета и выстраивает формул. После открывается слайд с правильным ответом.

10. Конкурс “Весёлые задачки”

Командам зачитываются задачи, и дается время - 30 секунд для обдумывания. За правильный ответ команда получает 1 балл за каждую задачку.

1. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов - братьев Мити и Вити одинаковы? (Слайд 15)

Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковые ли расстояния отлетели братья. Если да, то да.

2. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (Слайд 16)

0,0004 т

3. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н? (Слайд 17)

Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мышки равен 2 Н. Без мышиных ньютонов дело не пойдет.[1]

11. Конкурс: “Блиц-турнир”

Учитель: Принимают участие все! Командам предлагаются вопросы, ответы на которые надо дать моментально. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Вопросы

  1. Изменение скорости в единицу времени – это...(ускорение)
  2. Скорость света в вакууме равна...(106)
  3. Переведите 36 км/ ч в метры секунду...(1 м/с)
  4. Назовите единицы измерения скорости...(м/с, км/ч)
  5. Численное значение ускорения свободного падения...(9,8)
  6. Единица измерения ускорения...(м/с2)
  7. Переведите 10 см в метры.
  8. Что больше 10 м/с или 5 м/с?
  9. Прибор для измерения времени.
  10. Прибор для измерения силы.
  11. Сколько кПа в 1Па?
  12. Что больше 10 дм или 1 м?
  13. Сколько законов открыл Ньютон? (3)
  14. Траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту. (парабола)
  15. От чего зависит ускорение свободного падения? (от радиуса Земли, от расстояния над Землей) Что произошло с трамваем, если пассажиры, сидящие в нем отклонились вправо? (повернул влево)
  16. Как движется споткнувшийся человек? (падает вперед)
  17. С именем этого ученого связывают начало экспериментальной физики. (Галилей)
  18. Как движется тело, если на него не действуют другие тела? (Равномерно или покоится)
  19. Масса груза 1 тонна. Сколько это в кг? (1000 кг)
  20. 1 мкм. Сколько это метров? (10-6м)

III. Подведение итогов мероприятия (Слайд 18)

Подводятся итоги. Награждаются победители.

Учитель: Спасибо всем за участие. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас желание покорять новые вершины, ведь ещё есть много неисследованного и неизвестного.

Список использованных электронных источников.

1. Сборник задач по физике (фрагменты) / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.znai.org/ANEKDOTY/osterfiz.html

2. Маликова Г. Н. К вершинам физики. / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/k-vershinam-fiziki

3. Степанова О. Э. Посвящение в юные физики. / Электронный ресурс / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/213359