Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (601 кБ)


Форма урока: путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»

Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке

Задачи урока:

  • Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме
  • Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, грамотность письма.
  • Воспитание мотивации к учению, усидчивости, активности, доброжелательности, аккуратности.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к теме урока, аудиозапись, конверт №1 с рисунками, конверт №2 со словами на каждого ученика, индивидуальные карточки с предложениями для каждого ряда, карточки-фигурки для итога урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Психологическая готовность к уроку

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным но, прежде чем отправиться в путешествие, я думаю, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

  • Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него.
  • Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.
  • Теплыми, разогретыми руками быстро потрите щеки.
  • Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.
  • Сожмите руки в кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.

Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. (Звучит аудиозапись ). Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в сказочное королевство.

3. Минутка чистописания

– Ребята, а кто у нас на пути в наше сказочное королевство? (Минутка чистописания)
– Что хочет она от нас? Давайте выполним ее просьбу.

Работа в тетрадях: аккуратное письмо букв и слогов:

Лл Лл Лю лю и т.д.

– Прочтите пословицу: Любишь кататься – люби и саночки возить.
– Рассмотрите рисунки (у каждого ученика на столе конверт с рисунками). Расположите рисунки в правильной последовательности. Составьте по ним такой рассказ, чтобы его можно было озаглавить данной пословицей. (Приложение 1)

4. Словарная работа

– Посмотрите, а это кто к нам в гости пожаловал? (Словарик). Как вы думаете, что он нам с Вами приготовил? (Словарную работу).
– Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов. (Запись слов в тетрадях с объяснением)

Объединить четыре словарных слова, составьте одно предложение. (Конверт со словами у каждого на столе).

Ребята собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов.

5. Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, посмотрите, мы сами не заметили как прибыли в сказочное королевство «Однородных членов предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация», и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.

Учитель: Вернемся к нашему предложению. Найдите однородные члены предложения. Запишите это предложение в тетрадях.

Учитель: Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены.

На интерактивной доске предложения:

– Найдите однородные члены предложения. Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО.

Учитель: Третий из братьев, граф Союз И – самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет два однородных члена, те перед Союзом И запятая никогда не ставится.
Появляется предложение:

Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И.

Учитель: Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки? (Дети воспроизводят события сказки).

Учитель: А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон:
Однородные члены предложения – это слова, которые

– А авторы учебника поместили это правило на странице 60 учебника «Русский язык».

(Идет работа над правилом)

6. Физминутка (по выбору учителя)

Учитель: Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Коллективный разбор записанных предложений. Составления схем на доске.

Учитель: Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть однородные члены?

7. Закрепление нового материала (самостоятельная работа по индивидуальным карточкам)

– Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы.

1 ряд:

Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

2 ряд:

От сада веяло свежестью и тишиной.
Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь

3 ряд:

В свободное время я читаю газеты и журналы.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.

  • Объяснение выполненных заданий учащихся по рядам, схемы составить на доске.
  • Проверка предложений по интерактивной доске.

8. Домашняя работа (по выбору учителя)

9. Выставление оценок

10. Итог урока

– Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения».

Появляется запись (слайд 18).

– Прочитайте предложения:

У нашей сказки счастливая развязка.

– Как вы понимаете это выражение? (Сказка хорошо заканчивается)
– Можно так сказать о нашем путешествии? (Да)
– Почему? (Мы многое узнали)
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур.