Все дети без исключения с радостью ждут каникул, связывают и ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, встретиться со старыми, увидеть новое, неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. И здесь важно не обмануть ожидания детей.
Детские оздоровительные смены в Черноярском реабилитационном центе становятся уникальной коммуникативной средой, в которой все процессы ускорятся до неведанных в школьных и домашних условиях скоростей. Первостепенную роль в организации досуговой деятельности отводится культурному содержанию работы. Задача педагогов состоит в том, чтобы выстроить взаимоотношения в группе воспитанников на условиях творческого сотрудничества, только при таком условии ребенок не отвергает, а принимает педагогическое руководство, как условие успешности достижения своих целей, решение своих проблем.
Проводимые спортивно-массовые мероприятия вносят элементы новизны, создают в микрогруппах атмосферу индивидуальной неповторимости каждого, а также формируются чувства личной компетентности по отношению к себе, к другим участникам, на основе показа и демонстрации своих возможностей и способностей (Приложение 1)
В течение первых дней пребывания в центре проводятся мероприятия, которые помогают ему ответить на значимые для него вопросы: «Зачем я приехал в оздоровительный центр? Что и как будим делать? Что приобрету для себя? Буду ли я защищен?» Именно в этот период происходит формирование его интереса к предстоящей жизни в центре.
На первой недели пребывания в центре планируются мероприятия помогающие детям быстрее адаптироваться к новым условиям жизни в центре. Это игра-знакомство «Отрядная свеча», «Расскажи мне о себе». Спортивно-развлекательная игра «Давайте познакомимся!», спортивная игра «Анкета-эстафета», конкурсные программы на сплочения коллектива «Я буду снимать свой фильм», «Связующая нить». Эти занятия отвлекают от грусти расставаний с родными, обеспечивают творческий характер их деятельности.
Большое внимание во время летнего отдыха отводится на развитие физических качеств и выявлению наклонностей воспитанников к различным видам спорта. Проводятся ряд спортивно-массовых мероприятий: на личное первенство Центра по шашкам, по игре в «Уголки», «Пятиборье», «День бегуна», «День снайпера», «Марафон открытий». Старшие воспитанники принимали участие в первенстве Центра по играм »Волейбол ногами», »Перестрелка», «Лапта волейболистов».
В рамках тематической смены «Волшебная страна» прошел общецентровский спортивный праздник «Папа, мама, я – читающая семья», где старшие школьники выступали в роли родителей детей дошкольного возраста. Всех дошкольников объединил спортивный праздник «Эстафета лесных сюрпризов», спортивное состязание «На золотом крыльце сидели» (соревнование на звание самого ловкого и быстрого доброго молодца и красной девицы).
Прошли целый ряд спортивно-познавательных игр: ко Дню России была подготовлена игра «Широка страна моя родная», «Край чудес» (дошкольники познакомились со сказками народов России), «Экспедиция за героями мультфильмов» (познакомились с экранизированными сказками Г.Х. Андерсона), «Путешествие натуралиста» (познакомились с интересной информацией из жизни растений и животного мира). Было проведено интегрированное занятие «Путешествие литературных кораблей» (подготовлена мультимедийная презентация к игре, сказочные эстафеты сочетались с вопросами связанные с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками).Были организованы спортивно-развлекательные игры и программы: «Испекли мы каравай», «Шапка-невидимка», «Вслед за синей птицей», «Снимается кино».
Стало хорошей традицией проведение «ночных игр». Из цикла «Ночное путешествие за приключениями» была подготовлена и проведена игра «На Калиновом мосту» – театрализованное представление на основе древнерусских легенд и сказаний с использованием информационных технологий.
Одним из способов сплочения детского коллектива является совместная деятельность педагога и воспитанника. Успешность реализации совместной деятельности во многом зависит от позиции педагога: наставник, советник, организатор или помощник. При любой позиции он демонстрирует воспитанникам, способы планирования и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, поводит тренинги, развивающие у подростков умение действовать сообща. При таком подходе очень важно подчеркнуть успешность каждого участника совместной деятельности, стимулировать у воспитанников творческий поиск направленной на создание привлекательной для них интимно-эмоциональной среды общения.
Опыт организации и проведения летнего оздоровления показал, что эту задачу помогает решить организация коллективно-творческих дел. Использование коллективно-творческих дел – это показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности через участие в игровых, творческих конкурсах, делах команды и т. д.
За период летнего оздоровления программой физкультурно-оздоровительной работы было запланировано четыре тематических дня. Все подготовленные мероприятия объединяла одна общая тема, игровые программы, конкурсы, викторины, спортивные состязания, занятия-прогулки распределялись в течение дня и проходили во всех возрастных группах.
Тематический день «Русский сувенир» (первая летняя тематическая смена «Волшебная страна») – ведущей идеей является формирование интереса детей к русскому национальному творчеству.
В группе дошкольного возраста прошли следующие мероприятия: Игра-рассказ о народных промыслах «В гостях у бабушки Агафьи», выставка «Народная ярмарка» (выбор эскизов и росписи посуды, игрушек; оформление работ при помощи красок и аппликации), игра-эстафета «Путешествие русской матрешки».
Среди старших и младших школьников прошло ряд мероприятий: игра-беседа «Праздник русской березки» (проводится с младшими школьниками с помощью детей среднего и старшего возраста), выставка «Народная ярмарка» (выбор эскизов и росписи посуды, игрушек; оформление работ при помощи красок и аппликации), конкурс хороводов и народных игр, изготовление атрибутов и деталей одежды к играм, конкурсная программа «Как на горке на пригорке» (конкурс хороводов и игр, показ презентации «Языческие праздники»).
Тематический день: «Номинация «Герои спорта» (вторая летняя тематическая смена «Золотой кадр») – ведущей идеей стало формирование интереса к важнейшим событиям в мире спорта, Олимпийские игры в Лондоне (Приложение 2)
Среди детей дошкольного возраста прошла игра-беседа «Путешествие Олимпийского огня», фото-рассказ «Я в Лондоне» (достопримечательности города), конкурс «Поздравительный букет для призеров», спортивная игра «Олимпийские игры для малышей».
Для детей старшего и младшего школьников возраста был подготовлен рассказ-презентация «Олимпийские игры 2012», прошла телевикторина «На Олимпийский волне». Проводился ряд творческих заданий: «Мой серебряный шар» (рассказ о победителе Олимпийских игр прошлых лет), «Информационная программа «Настроение» (Конкурс дикторов программ и пантомим на спортивную тему), конкурс поздравительных букетов призерам Олимпиады 2012, спортивная программа «Всем на старт!».
Тематический день: «Номинация «Запретная зона» (вторая летняя смена «Золотой кадр») – мероприятия были посвящены всемирному дню борьбы со СПИДом.
С дошкольниками была проведенабеседа-игра «Лесная аптека» (первая помощь при укусах насекомых),выставка киноафиш «Опасные предметы», спортивно-ролевая игра «Мы знакомимся с улицей», экскурсия «Перекресток» (практическое занятие).
Для старших и младших школьников проведено занятие с элементами тренинга «Моя жизнь в моих руках», ряд творческих заданий: «Телевизионный ролик» (придумай и поставь телевизионный ролик о вреде наркотиков), «Письмо в редакцию» (написать ответ на вопрос телезрителя), «Альтернативная реклама» (придумать рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств), итогом дня стало Ток-шоу «Пусть говорят», на тему: «Наркомания соблазн, приводящий к зависимости»
Тематический день: Поход «Парад киностудий» (вторая летняя тематическая смена «Золотой кадр») – ведущей идеей стало формирование духовных ценностей воспитанников средствами визуальных искусств, раскрытие творческих способностей (Приложение 3)
В начале и в конце каждой смены проходит коллективно-творческая игра «Социологический опрос». Предлагается заполнить ряд анкет «Фестиваль», «Выявление интересов», задание-тест «Допиши тезис». Эти приемы используются для определения интересов детей, выявления лидеров. Все материалы обрабатываются, и дальнейшая работа корректируется с учётом полученных данных.
Летнее оздоровление детей в стенах социально-реабилитационных центров это один из возможных вариантов жизнеобеспечение подростов в условиях временного детского объединения, направленный на стимулирование их социальной активности, самоопределение и самореализацию в социально и лично значимых видах деятельности и отношений, а также на определение детьми опыта самопознания, самореализации и организации коллективной жизни. (Презентация: «Тематические дни»)