Цель:
- Вызвать интерес к истории г. Заинск; закрепить знание о гербе города.
- Формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; умение выражать свои мысли.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.
- Прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей.
Материал: Географическая карта Татарстана и России, герб города, картинки и фотографии прошлого и современного города, старинная утварь сделанная руками мастеров, детские рисунки, интерактивная доска, магнитофон с записью гимна России.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о г Заинск, экскурсия по городу, просмотр видеофильмов, слайдов о достопримечательностях города, знакомство с работами городских художников, слушание песен о Татарстане, рисование на тему “Наш родной город”, “Герб моей семьи”.
Словарная работа: малая Родина, герб, гимн, Россия, Татарстан, заинец, казанец, челнинец.
Литература:
- Т.В.Иванова “Ребёнок и окружающий мир: явления общественной жизни”.
- В.С.Малахов “Очерки по истории Заинска”.
- Р.Э.Сахипов “Туган як авыз”.
Структура занятия:
1. Вводная часть: (длительность 2 мин.)
Цель: Создание интереса к занятию.
2. Основная часть: (длительность 30 мин.)
Цель: Реализация задач программного содержания.
- Беседа о городе.
- Рассказ о гербе города.
- Рассматривание слайдов с видами г Заинск.
- Татарская народная игра “Узелок”.
- Достопримечательности города.
3. Заключительная часть: (длительность 2 мин.)
Цель: Подведение итога занятия.
Ход занятия
Дети встают в круг и читают хором стихотворение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель:
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Ребенок читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился. Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша большая страна, в которой мы живем? (показ карты России)
Дети. Россия.
Прослушивание гимна России.
Воспитатель: Как называется наша республика, в которой мы живем?
Дети: Татарстан.( показ карты Татарстана)
Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
—Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
Воспитатель: Что значит малая Родина?
—Малая Родина – это наш город Заинск.
—Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наш детский сад.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Ребенок читает стихотворение:
Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
Воспитатель: Про наш город написал стихотворение наш земляк Г.Мухамов.
Ребёнок читает стихотворение на татарском языке.
Воспитатель:
В этом стихотворении говорится, что наш городок очень маленький, но в нём живёт очень трудолюбивый народ
Воспитатель. Как вы понимаете пословицу: “Что ни город, то свой норов”? (Дети высказывают предположения.)
Да, все города очень разные. У каждого из них есть отличительный знак - герб.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Выберите из предложенных вам гербов, герб нашего города.
(показ слайдов)
Дети выбирают.
Воспитатель: В каком городе мы с вами живём?
Назовите города, в которых вы бывали или о которых слышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда говорят “москвич”, “бугульминец”, имеют ввиду принадлежность человека к тому городу, где он живёт. “Волгоградец” живёт в городе Волглграде.
В Саратове живёт – “саратовец”, в Казане живёт - “казанец”,в Набережных Челнах живёт – “челнинец”, в Заинске живёт “заинец”.
Воспитатель рассказывает герба, каких городов дети увидели (Казань, Москва, Набережные Челны).
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают символы на гербе нашего города?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
Герб Заинского района языком символов и аллегорий отражает природные, экономические и историко-культурные особенности края. Центральная фигура щита - солнце (образ света, энергии, тепла) символизирует развитый энергетический комплекс района, стремление к прогрессу и процветанию. Свиток и гусиное перо олицетворяют богатые традиции духовной культуры района, славящегося именами знаменитых писателей, поэтов, просветителей, деятелей науки, образования и искусства. Древний тюркский знак - тамга, представляет собой обобщенный символ преемственности поколений, исторической памяти, патриотизма, заботы об историко-культурном наследии края. Наложенные на солнце зеленые части обозначают природное богатство района, развитое сельскохозяйственное производство. Цветовое решение герба (красный, зеленый) символически отражает многонациональный и поликонфессиональный состав жителей района. Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Серебро - чистота родниковой воды, совершенство, благородство, взаимопонимание. Зелёный цвет - символ природы, здоровья и жизненного роста, надежды. Красный цвет - символ мужества, силы и красоты, праздника.
Воспитатель. Дети, кто знает, сколько лет нашу городу?
Дети. Нашему городу 360 лет.
Воспитатель: Триста шестьдесят прошло, как много. Для страны короткий срок. Ну, а город наш чудесный развивается, растет.
- Ребята, скажите, где расположен наш город?
Ответы детей.
Воспитатель: Наш город Заинск небольшой, но очень красивый. Он расположен на юго-востоке нашей республики. Город возник как крепость Закамской сторожевой черты – военной линии от Волги до устья реки Ик. Крепость была заложена в 1652 году, её строительство было завершено 4 года спустя. В крепости жили сначала 100 стрельцов, а затем туда стали переселяться крестьяне.
Показ иллюстраций. Дети подходят к иллюстрациям, которые расположены на мольберте.
- Что означает название нашего города?
Ответы детей.
- А как вы думаете, почему наш город так назвали?
Ответы детей.
Воспитатель: Название нашего города было дано по реке Зай. Слово “Зай” - древнетатарское “река”. Когда кочевники проезжали по нашей местности, дети которые бежали впереди увидели реку и стали кричать: “Сай! Сай!”. Со временем вместо звука “С” люди стали говорить звук “З”.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Сейчас наш город строится. Там где раньше были пустыри, стоят многоэтажные дома и стоят заводы.
Воспитатель: Какие предприятия вы знаете в нашем городе.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я покажу вам слайды, а вы будете говорить, что это за предприятие и что оно выпускает.
Показ слайдов.
Воспитатель: Что вы видите на слайде?
Дети: Это ГРЭС.
Воспитатель: Правильно, это – гидроэлектростанция, на которой вырабатывается электроэнергия.
- Какие ещё заводы есть в нашем городе?
Дети:
- ТАТэк – выпускает запчасти для электроприборов.
- “КАМАЗавтотехника” - выпускает обода для машин.
- Завод Экспериментально-Модульных Конструкций –выпускает железные листы для облицовки зданий и многое другое.
- Завод Железо-Бетонных Конструкций – выпускает бетонные блоки для строительства зданий.
- Строительный комбинат – строит, ремонтирует здания.
- Леспромхоз – пиломатериалы для строительства.
- НГДУ “Елхов- нефть” - добывает нефть.
В городе есть небольшие предприятия, которые изготавливают мебель, ателье по пошиву и ремонту одежды.
Пищевые предприятия:
- Сахарный завод – изготавливает сахар.
- Кондитерский завод – изготавливает печенья, конфеты и др.
- Хлебозавод – выпускает хлебобулочную продукцию.
- “Вамин” молочный завод – выпускает молочную продукцию.
Какие достопримечательности есть в нашем городе?
Ответы детей.
Много людей разных профессий работает на этих заводах. Мы очень ценим их труд. Давайте и мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и поиграем в татарскую народную игру “Узелок”.
Дети стоят по кругу. Ведущий держит в руках узелок. Он называет пословицу и перекидывает узелок ребёнку. Тот, кто поймал узелок, называет свою пословицу или поговорку, затем перекидывает узелок другому ребёнку.
Придёт трудяга – силу утроит, придёт лентяй – дело расстроит.
Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
Труд человека кормит, а лень портит.
Какова пряха такова на ней и рубаха.
Славно дерево плодами.
Сегодняшние дела на завтра не откладывай.
Весенний день год кормит.
Играть играй, а дела не забывай.
Покажи себя в работе, будешь в почёте.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Не топор чешет, а плотник.
Летом ленился, зимой спохватился.
Кроме промышленных и пищевых предприятий в нашем городе есть ещё и общественные здания и образовательные учреждения: школы, детские сады, лицей, музыкальная школа, школа искусств, ДДТ, библиотека, музей, 2 спортивные школы, ледовый дворец “Яшлек”, спортивный комплекс. У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это библиотека, молодёжный центр “Космос”, ДК “Октябрь”, ледовый дворец, бассейн, парк отдыха “Кармалка”, скверы, краеведческий музей.
Для поправки здоровья горожан тоже много сделано: целый больничный городок, базы отдыха, а для детей лагеря отдыха
Воспитатель: А какие ещё вы знаете достопримечательности нашего города?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В нашем городе есть несколько памятников. Один из них это – памятник неизвестному солдату. Во время войны много жителей нашего города ушли на фронт и не вернулись, они погибли, защищая свою Родину. В память об их подвиге воздвигли этот памятник и создали Аллею героев.
- Ребята, скажите, чем ещё славиться наш город?
Ответы детей.
Воспитатель: В марте 1961года в Заинском районе около села Старый Токмак произошло падение космического корабля “Восток” на борту, которого находились: собака Чернушка, мыши, лягушки, различные растения, продукты питания и муляж космонавта, которого назвали Иван Иванович. А уже 12 апреля этого же года в космос полетел первый космонавт Юрий Гагарин.
Показ слайда.
Воспитатель:
И в нашем городе установили памятник, который посвящён этому событию.
Показ слайда.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с этим заданием. Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?
Дети: Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Ребёнок читает стихотворение:
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живёт!
Пусть растёт
Городок наш скромный!
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.