Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Участники программы: учащиеся начальных классов
Срок выполнения программы: 4 года
Актуальность:
Актуальнейшая задача сложившейся
социально-культурной ситуации начала 20 века –
воспитание экологической культуры.
В условиях глубокого экологического кризиса
усиливается значение экологического
образования в начальной школе как
ответственного этапа в становлении и развитии
личности. Во многих регионах страны принят закон
«Об экологическом образовании», который ставит
своей задачей создание системы непрерывного
экологического образования, является основанием
для разработки эффективных средств
экологического образования. В начальной школе
необходимо совершенствовать всю систему
воспитательной работы с младшими школьниками,
одной из приоритетной целей которой должно стать
воспитание и становление экологически грамотной
личности, способной гармонично
взаимодействовать с окружающим миром.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.
- Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности учащихся.
- Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.
Опыт реализации: В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из ребят проявили желание более глубоко изучать природу родного края, даже их поведение в окружающей среде стало более осознанным и адекватным. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный натуралист».
Краткое описание программы: Программа развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой. Цель занятий – развивая отдыхать. В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.
Программа предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Эта часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребёнка себя с использованием уже имеющихся знаний на те изменения, которые происходят в процессе обучения. Осмыслить такое изменение младший школьник может при целенаправленном развитии самопознания в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями.
В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.
Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их объединение в практике детей.
Программа состоит из 4 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 504 часа.
1-ый год обучения: Организация
внеурочной игровой деятельности (72 ч.).
2-ой год обучения: Природа вокруг нас (144
ч.).
3-ий год обучения: Взаимосвязи в природе
(144 ч.).
4-ый год обучения: Организация проектной
деятельности с учащимися по наблюдениям в
природе (144 ч.).