Современные образовательные технологии в работе учителя английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Сегодня государство и общество нуждается в социально адаптированных, социально успешных гражданах.

Как научить всех учащихся школы быть всесторонне развитыми и социально успешными в обществе?

Решить эту нелегкую педагогическую проблему позволяет использование современных образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии

Хорошо известно, что каждый палец на руке в английском фольклоре имеет собственное имя: большой палец – Tommy-Thumb, указательный палец – Peter-Pointer, средний палец – Toby-Tall, безымянный палец – Ruby-Ring, мизинчик – Baby-Small. Отрабатывая глаголы действия, например, sit, run и другие, играю с учениками в пальчиковую игру: называю пальчик по имени, говорю, что ему необходимо сделать. Например, Ruby-Ring, dance! и т.п. Такая игра уместна для снятия мышечного напряжения пальцев после любой письменной работы.

При изучении темы “Ты и твое здоровье” применяю следующий прием. Выбери из предложенного тебе стихотворения полезные продукты питания:

On Sunday I like meat and chips.
On Monday bread and cheese.
On Tuesday Coca-cola.
And pizza... Mmm, yes, please.
On Wednesday it’s spagetti,
And on Thursday eggs and fish,
On Friday I like sandwiches,
And ice-cream in a dish.
But Saturday is my favourite day.
Oh, yes. It’s very nice!
On Saturday it’s chicken... Mmm,
Salad, bread and rice.

Эта работа позволяет привить учащимся навыки здорового образа жизни, а также запомнить слова по теме “Еда”.

2. Информационно-коммуникативные технологии

Тема урока “Get ready for New Year” в 5 классе, цель: практикум по использованию языка в условиях реального общения с носителями языка.

Предварительно на уроке отрабатываются следующие вопросы:

  1. What is your age?
  2. How do you behave?
  3. Where do you live?
  4. What presents do you want to get?
  5. What can you wish to Santa?

На уроке учащиеся самостоятельно вводят адрес сайта: www.emailsanta.com, далее начинают рассматривать весь сайт. Затем учащиеся внимательно читают матрицу письма, которую предстоит заполнить, чтобы получить ответ. После этого учащиеся пишут письмо Санта Клаусу, отправляют его и получают ответ. Чтение ответа всегда вызывает интерес у учащихся. Ответ можно распечатать, и это становится материалом для дальнейшей работы на уроке.

Электронное портфолио (е-портфолио) – прекрасная возможность работы над языком с применением программы Microsoft Power Point. Такая форма кажется мне наиболее эффективной при работе с альбомом “All about me”, представленным в рабочих тетрадях УМК В.П.Кузовлева для 5-7 классов. Разделы, представленные в портфолио можно варьировать в зависимости от языковых способностей учащихся, их интересов и достижений. Самое главное – портфолио можно постоянно изменять и дополнять, т.е. систематически работать с ним.

3. Разноуровневое обучение

При разноуровневом обучении предлагаю учащимся дифференцированные индивидуальные задания, например, на знание оборота there is / there are. Учащиеся выбирают задание, посильные им по уровню сложности:

Уровень 1 (на 3 балла)

Вставь вместо пропусков глагол is или are:

1. There ... a ball near the sofa.

2. There ... lamps in the hall.

3. There ... a carpet on the floor.

4. There ... a video in the room.

5. There ... bathrooms in the flat.

Уровень 2 (на 4 балла)

Вставь вместо пропусков слова, данные в скобках в единственном или множественном числе:

1. There is ... (bookshelf) in the children’s room.

2. There are ... (flower) on the table.

3. There is ... (kitchen) in the house.

4. There are ... (chair) near the sofa.

5. There is ... (armchair) behind the sofa.

Уровень 3 (на 5 баллов)

Исправь ошибки:

1. There is kitchen in the house.

2. There are flower on the wall.

3. There is a bed in the corner.

4. There is books on the table.

5. There is walls on the pictures.

Изучение темы “Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии” в 8 классе. При обобщении данной темы учитель использует так называемый Culture Collage, на котором даны фотографии следующих страноведческих реалий:

a) baked beans

b) Gordon Ramsey

c) tea

d) Marmite

e) The Tube

f) a black cab

g) Simon Cowell

h) a raven

i) a policeman

j) toffee apples

Учитель предлагает учащимся вначале соотнести фотографии и описания реалий, а затем назвать явления или конкретных людей. Первая часть задания легко выполняется всеми учащимися, а вторую учитель предлагает более высоко мотивированным учащимся. По окончанию работы все учащиеся класса получают задание составить подобное задание о других страноведческих реалиях.

4. Исследовательский метод

Исследовательский метод, по мнению И. Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность учащихся, когда они используют приёмы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.

Так в начальной школе даю такое задание: Сравни глаголы в таблице. Подумай, почему глаголы, которые тебе известны, изменились в рассказе мальчиков о совершившихся событиях.

Удобным материалом для исследования является и непохожесть учащихся друг на друга. Вспомните считалку:

One, two, three,
Let me see.
Who likes coffee?
And who likes tea?

Я предлагаю своим учащимся составить микродиалог в парах с вопросом: Do you prefer ... to ...? Учащиеся выбирают пары из таблички, А затем и составляют отчет о том, кто что любит.

tea

a lazy holiday

rugby

books

swimming

television

pop music

dogs

getting up early

staying at home

coffee

an active holiday

football

magazines

running

radio

classical music

cats

getting up late

going out

При изучении материала темы “Школа” учащиеся получают задание заполнить следующую схему:

School subjects
Useful for me Useless for me
   

В качестве исследования предлагаю учащимся 7 класса составить так называемую тематическую карту, например “The sights of St.Petersburg”. Для этого учащиеся должны найти информацию на заданную тему в лингво-страноведческом справочнике учебника. Затем отобрать из предложенных иллюстраций те, которые относятся к полученной схеме.

Говоря о самых популярных видах спорта в англоязычных странах в 8 классе, предлагаю учащимся следующее задание на исследование:

Match the informationabout different sports and their names
1. People who do this often stand or sit next to water and try to catch something to eat. Alpine skiing
2. People do this in winter when there is snow on the mountains and they wear warm clothes. basketball
3. Some people do this on ice and others do it on the road. cricket
4. People often play this sport inside and they hit a small ball on top of a table. fishing
5. In this sport, players try to hit a small, hard ball a long way and there are usually 18 flags. football
6. Players hit the ball with their arms and hands and they try to stop it falling on the ground. rugby
7. When we do this in the sea or a lake, we move through the water with our bodies. sailing
8. People do this in the sea or on a lake with a boat and they have races and competitions. skating
9. In this sport, teams of five players bounce and throw a ball. They wear shorts and a T-shirt. swimming
10. In this sport, people hit a small, hard ball and try to score against the other team. table tennis

При работе над разделом “Reading? Why not?” в 9 классе предлагаю учащимся провести небольшое исследование по теме “Michael Bond”. В тексте некоторые слова пропущены, даны только первые буквы этих слов и количество букв, обозначенное точками. Учащимся необходимо прочитать текст и вставить пропущенные слова.

Some information in the beginning of the article has been removed. Could you restore it in order to present the information about Michael Bond?

Michael Bond was born in Newbury, Berkshire, E...... on 13th January 1926. He was educated at Presentation College, Reading. During World War II Michael Bond served in both the Royal Air Force and the Middlesex Regiment of the British Army.

He began writing in 1945 and sold his first short story to a m....... called “London Opinion”. This experience helped him decide that he wanted to be a writer.

Michael Bond never thought of writing for children but, after producing a number of short stories and radio plays, his agent suggested that he adapt a t......... play for children.

His first book, A Bear Called Paddington, was published in 1958 by William Collins & Sons (now HarperCollins Publishers). At the time, Michael Bond was working as a television c........ for the BBC.

After the first Paddington book was accepted, Michael Bond went on to write a whole series and by 1965 his books were so successful that that he was able to give up his job with the BBC in order to become a full-time writer.

In 1997 Michael Bond was awarded an OBE for services to children’s l..........

Работая над темой “Mass Media” в 9 классе, прошу учащихся исследовать, что зашифровано в данной загадке: Russian people call it “a dog”, the Finnish call it “a cat”, the British, Americans, Italians, and Frenchmen call it “a snail”. The Polish and Germans call it “a monkey tail”, the Norwegians – “a pig tail”. The Swiss call it “an elephant”, the Danish call it “an elephant trunk”. The Chinese call it “a mouse”, the Hungarians call it “a worm”. The Swedish call it “a scone with cinnamon”, the Spanish call it “a sweet”. Some people compare it with the letter A. This symbol is very popular. What is it? ( The symbol @).

Разрешается пользоваться различными источниками информации. Такое задание учащиеся могут получить и на дом, если им трудно это сделать на уроке.

Работая над блоком тем “Schools. School education”, предлагаю учащимся найти информацию по следующим аспектам и сравнить школьное образование в России и Британии: Fill in the table. You may look for the information in different sources.

  Russia Great Britain
Beginning of studying    
Pay (fee)    
Subjects    
Uniform    
Time-table    
Holidays    

Работая по УМК “New Millennium English” над темой “A gem in the Gold Ring” предлагаю своим ученикам выяснить:

  1. Features making your native place attractive for tourists.
  2. Facilities your native place needs to be better tourist destination.
  3. Problems which might be caused by tourism development in your native place.

5. Проектный метод

В течение работы мной совместно с учащимися были разработаны критерии оценки проектов: качественная характеристика проекта, его содержательная сторона, организация деятельности учащихся над проектами, способ и качество презентации проекта. Уроки проектных работ позволяют учащимся, с одной стороны, продемонстрировать усвоенный лексический и грамматический материал в монологической и диалогической речи, а с другой стороны, проявить творчество.

Каждый проект имеет логическое завершение в виде конечной цели: для чего он выполняется каждым учеником? После проверки проекты возвращаются учащимся, а они накапливают их в виде портфолио. В классе проекты не сравниваются, так как это, по мнению учителя, не является целесообразным, поскольку проект – это творческая работа ученика. Ученик сам должен увидеть свои собственные удачи и промахи, что позволит ему в дальнейшем самосовершенствоваться. Выполнение проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но при этом в работу включаются практические действия ученика, затрагивая его эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учения.

Проектная деятельность в УМК “Английский язык” В.П.Кузовлева не представлена, но материал учебника позволяет моим учащимся создавать небольшие проекты, которые затем могут быть использованы на уроках в 6-7 классах. Вот пример одного из проектов. Тема “Школа”. Каждый учащийся получает лист бумаги, в центре которого изображена школа, в которой он учится. На доске написано одинаковое для всех задание: Write down the words which you associate with the word “school”.

Удачным моментом данного вида работы является работа над проектом по теме “Мои пожелания авторам учебника английского языка”. Лучшие работы учащихся по окончании учебного года были отправлены на кафедру учебников английского языка Липецкого ГПУ. Через 3 месяца был получен ответ от авторов учебника. Цель достигнута: авторы знают пожелания учащихся.

В проектной работе весь процесс личностно-ориентирован: здесь учитываются интересы ученика, его жизненный опыт и индивидуальные способности. Так при работе над проектом “Здоровое питание”, учащиеся, проявляющие повышенный интерес к биологии, сами определили составляющие здорового питания, скомпоновали этот материал в презентацию в виде устного журнала.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу над проектами позволяет значительно совершенствовать саму систему подготовки и создания проекта, его представления.

Учащиеся могут многократно возвращаться к созданному проекту, видоизменяя его, включая новые факты, цифры, иллюстративный материал, звуковое и музыкальное сопровождение. Информационно-коммуникативные технологии позволяют учащимся вносить различного рода изменения в уже созданные проекты. Таким образом, все созданные учащимися проекты не остаются невостребованными, а постоянно работают как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Эти проекты можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при отработке предъявленного материала, при контроле усвоения. Кроме того, данные проекты являются тематикой для дальнейшей проектной деятельности учащихся.

6. Игровой метод

Игра на уроке для меня не самоцель, игра не ради игры, а средство обучения. Игровые формы на уроке выступают как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Обучение английскому языку начинается с разучивания алфавита, для учащихся со слабой зрительной памятью предлагаю игру “Найди пару”: подбери к заглавной букве строчную и наоборот, а также игру “Собери алфавит”. Запомнить прилагательные, обозначающие цвет, помогают игры “Составь палитру”, “Собери радугу”, в процессе игры учащимся необходимо поставить карточку с определенным цветом на предназначенное данному цвету место.

Для отработки звуков использую игру “Аукцион”. Побеждает тот, кто больше всех назовет слов с заданным звуком.

Для отработки сложных фраз помогает игра “Скорый поезд”. Темп убыстряется, и учащиеся должны проговорить фразу в заданном темпе, чтобы “не отстать от поезда”.

Для отработки техники чтения использую игру “Альпинист”. Учащиеся должны “подняться в гору”, т.е. прочитать без остановки все упражнение.

При отработке лексики по теме “Еда”, играем в игру “Good? Bad?”. Суть данной игры состоит в том, чтобы отработать и закрепить лексику по данной теме. Но я еще ставлю цель: проанализировать данную еду с точки зрения полезности и вредности.

При отработке числительных играю с учащимися на внимание: считаю до 20, не называя, например, число 3 и те числа, которые делятся на 3, вместо этих чисел хлопаю в ладоши, а учащиеся должны назвать их вслух.

Для работы над лексикой использую игру “Добавь слово”. Суть ее состоит в том, чтобы учащиеся, слушая стихотворение о предметах, например по теме “Квартира”, заканчивали двустишия словами английского языка на заданную тему:

Ничего уютней нет,
Чем моя квартира - ... flat
Все знакомо и привычно,
На стене картина - ... picture
Чтобы время знать я мог,
Есть часы большие - ... clock
В доме разная есть мебель,
Вот обеденный стол - ... table
Отдохнуть и выпить кофе
Можно на диване - ... sofa
Есть еще у нас в квартире
Зеркало большое - ... mirror
Лампа, телефон, буфет,
Телевизор - ... TV set
Для усатых и хвостатых
Есть ковер ворсистый - ... carpet

Слова запоминаются непроизвольно и надолго. Если ребенок забыл слово, ему стоит только напомнить рифмовку.

Для отработки и повторения глагольной формы Present Progressive использую песенку-игру “Are you sleeping, dear John?”. Учащиеся по очереди изображают пантомимой, что они делают в данный момент, а учащиеся в классе задают вопрос: Are you ...ing, dear Ann? Вопросительная форма легко запоминается, учащиеся с удовольствием участвуют в работе.

Игра “Пуговица” помогает учащимся освоить в речи вопросы с глаголом to have и оборотом there is. Водящий ходит по классу и незаметно вкладывает в руки ученика настоящую пуговицу. Другой ученик ходит по классу и задает вопросы типа: Have you got a button? или Is there a button in your hands? Учащиеся кратко отвечают на заданный вопрос.

Игра “Собери картинку” также помогает при закреплении тематической лексики. Для этого я разрезаю любую открытку на фрагменты (это могут быть как прямоугольники, так и другие любые фигуры: квадратики, ромбики, треугольники). На фрагментах пишу русские слова, ученик читает слово, переводит его на английский язык, и кладет фрагмент на английское слов на целой карточке. Если задание выполнено верно, складывается открытка.

Игры “Шифровка от...” с заданием заменить цифры соответствующими буквами английского алфавита: 20-5-1 (tea), 3-15-6-6-5-5 (coffee) и “Перевертыши”, в которой в слове буквы перепутаны: amntuu (autumn), cloo (cool), tho (hot), aeonss (season), помогают учащимся запомнить графический образ слова, что особенно важно для чтения и письма.

Неизменным успехом у учащихся пользуются игры типа кроссворд, они помогают закрепить лексику по любой теме. Если ученик правильно выполнил задание, появляется лозунг (слово, фраза и т.п.):

1. beet

2. apricot

3. pumpkin

4. vegetable marrow

5. carrot

6. tomato

7. tangerine

8. melon

При работе над географическими названиями при отработке страноведческого материала помогают игры типа “Sheep’s Head”. Учащимся необходимо повторить географическое название в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое.

Игра “Составь карту” помогает учащимся не только выучить географические названия, но и свободно ориентироваться по карте. Для этого учащимся дается контур англоязычного государства и карточки с географическими названиями, задача – составить карту.