Цели урока
- обобщить материал по лексике, словообразованию, морфологии и орфографии за курс 6 класса;
- вспомнить основные правила пожарной безопасности и поведение людей в различных экстремальных жизненных ситуациях.
Слово учителя: Сегодня мы проводим необычный урок в виде путешествия в страну “Пожарная безопасность”. На уроке мы повторим материал по словообразованию, лексике, морфологии и синтаксису и те знания, которые вы получили на уроках ОБЖ. Вы только вдумайтесь в название этой удивительной страны. Там нет пепелищ и пожарищ, копоти и сажи, удушливого дыма, слез и горя. Это прекрасная зеленая страна, где чистый и свежий воздух, где много лесов и тенистых аллей, где люди знают, что огонь – это надежный помощник и друг, что электричество несет свет и тепло, а вредные привычки, которые ведут к возникновению пожаров, совсем ушли из этой страны. И все потому, что жители страны “Пожарная безопасность” знают, помнят и выполняют все правила, чтобы огонь из доброго друга не превратился в беспощадного врага. Каждый из вас может стать жителем этой страны. Но чтобы попасть туда, надо выдержать испытания, проявить свою смекалку и отвагу, показать свои знания и умения, не паниковать, не теряться в критических, экстремальных ситуациях.
Прежде чем совершить правильные действия в опасных ситуациях, необходимо знать, как это делать. У каждого из вас есть маршрутные листы, с помощью которых мы будем путешествовать по этой стране (учащиеся заполняют маршрутные листы, делятся на команды и выбирают капитанов экипажей).
- Готовим в дорогу снаряжение. Это наш лексический запас – слова. Переходим к первому этапу маршрута – “Словарная работа”. Учащимся заранее были даны слова, они готовили сообщения, используя различные лингвистические словари и справочники. Идет сообщение учащихся о словах.
- Чтобы добраться до страны “Пожарная безопасность”, нам необходимо выяснить, что такое “пожарная опасность” (запись в маршрутных листах).
- Теперь мы знаем, что такое “пожарная
опасность”, попытаемся её избежать. Взяли
снаряжение, выходим из дому. А вот тут-то...
Объясните ситуацию. - Все учащиеся выполняют задания по тексту (Наконец-то все экипажи смогли собраться вместе. Но не все так благополучно, как кажется: некоторые из вас получили термические ожоги, к счастью, небольшие. Необходимо правильно оказать первую медицинскую помощь. Пострадавшим дается теплое подсоленное питье, обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая её вокруг, оставляя на месте прилипшую к ожогу. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать её жиром, мазью и другими веществами. На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку, а затем отправляют пострадавшего в больницу.)
- Делаем остановку, перед нами мост загадочных выражений (конкурс капитанов).
- Подходим к стране “Пожарная безопасность”.
Оценивать учащихся можно по ходу урока и по результатам работы по маршрутным листам.
Маршрутный лист учени_____ класса ______ по стране “Пожарная безопасность”.
Словарная работа (объясните значения слов, подберите однокоренные слова, запишите с ними словосочетания или предложения)
Экстремальный_____________________________________
Пиротехника________________________________________
Фейерверк__________________________________________
Безопасный_________________________________________
Пожарный__________________________________________
Закончите предложение: “Пожарная опасность – это _______________________________”
Объясните ситуацию.
Чтобы пойти в поход, надо сначала выйти из дому, вот тут-то...
А) возгорание телевизора;
Б) забытый электроутюг в сети;
В) новогодняя ёлка украшена горящими свечами.
Запишите последовательность ваших действий:_________________________________________
Прочитайте текст и выполните следующие задания по выбору учителя (объяснить орфограммы, выполнить разборы 1,2,3; в 5, 6 предложениях графически объяснить знаки препинания).
Мост загадочных выражений (конкурс капитанов). Задание: отгадать пословицы по смыслу предложения:
А) сам сможешь сделать
Б) вещи быстро изнашиваешь
В) сильно ударился
Г) и тут плохо, и там плохо
Д) мне стыдно
6. Чтобы жить в стране “Пожарная безопасность”, надо ... А вот что нужно для этого? Попробуйте закончить фразу:
А) надо уметь______________________________________________________________
Б) надо знать_______________________________________________________________
В) надо действовать_________________________________________________________
Г) надо стремиться__________________________________________________________