Нет у классного руководителя мелочей,
Нет ненужного-неважного.
Должен быть он ребятам родителем
Всех понять и отдельно каждого.
В каждом надо увидеть личность,
Воспитать, не деля на своих и чужих,
И трудиться легко, несмотря на обычность
Этой нужной работы учительской.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми.
Я считаю, что наиболее правильной является позиция, когда классный руководитель и воспитанники в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны, уважают и дополняют друг друга.
Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки- это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Кто же в школе призван профессионально заниматься воспитанием? Конечно же классный руководитель. Он – главная фигура в воспитательном процессе. Классный руководитель не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Работая с коллективом подростков необходимо знать психологические особенности коллектива, использовать игровые формы внеклассной деятельности, использовать темы для обсуждения, интересующие ребят данного возраста, усилить профилактическую работу с использованием методик типа «не навязывай – убеждай, сопоставляй», уметь незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.
Цель:
- способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
- развивать дружеские отношения между детьми;
- поддерживать ребят интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим;
- воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу;
- выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть друг;
- раскрыть сущность дружбы как формы нравственных отношений между людьми, как человеческой потребности и социальной ценности;
- воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в обучении, общении с людьми;
- научить детей использовать знания законов дружбы, что гораздо важнее других знаний.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие «дружба»,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
"Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
Ш. Руставели
Ход занятия
Вступительное слово
Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.
– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции.
Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.
СЛАЙД №3
Академик Д.С. Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.
Друзья создаются в юности. Помните это!
Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».
Дружба же это высшая степень товарищества.
Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворение от общения.
I. Материалы для размышлений
СЛАЙД №4
Выберите из данных определений то, которое вы больше разделяете:
Что такое дружба?
- идеальная форма общения;
- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов;
- отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.
II. Стихотворения о дружбе
– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, Сократ говорил: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Послушайте, как говорят о дружбе с помощью стихов.
СЛАЙД №5
...Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит;
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
В. Шекспир
СЛАЙД №6
Стихотворение Расула Гамзатова "Берегите друзей"
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйся доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Замечательное, тёплое стихотворение, которое призывает не ссориться по пустякам, дорожить дружбой.
III. Размышления о друге
– Ребята, сегодня мы затрагиваем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.
Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чём её особая сила и ценность.
– Давайте же подумаем, кто же такой друг?
СЛАЙД №7
Друг – это тот, кто …
- поймёт тебя;
- никогда не бросит в беде, всегда в трудную минуту: поможет и успокоит;
- никогда не предаст;
- уважает тебя;
- кому можно полностью доверять;
- сможет увести тебя с неправильной дороги;
- просто хороший человек.
СЛАЙД №8
С другом я часто …
- гуляю в свободное время, много общаюсь;
- хожу на каток, играю в футбол и другие спортивные игры;
- обмениваюсь интересной информацией, обсуждаю различные происшествия или прочитанное в книге, журнале, увиденное по телевизору;
- обсуждаю личные проблемы, советуюсь;
- мы часто бьём друг друга, но по-дружески;
- хожу на тренировку, делюсь тайным, сокровенным;
- играю дома в компьютер;
- хожу летом на рыбалку;
- шучу, смеюсь, встречаюсь у кого-либо из приятелей.
СЛАЙД №9
С другом можно
- пойти поиграть куда-нибудь;
- обмениваться мыслями, личными секретами;
- посидеть и поговорить на любые темы, даже самые откровенные;
- посоветоваться, рассказать о своих проблемах, выбраться из любой беды;
- попросить об одолжении;
- хорошо проводить время, иногда ссориться, мириться;
- другу можно доверить всё;
- просто помолчать.
IV. Друзья и приятели
СЛАЙД №10
- Приятель и друг не совсем одно и то же, так как …
- Приятель – это просто хороший знакомый, который может иногда помочь, с которым иногда можно весело провести время
- Друг – это большее, чем прост знакомый, он как член твоей семьи
- С приятелем можно учиться, немного общаться, здороваться и ничего больше
- Друг всегда может помочь в беде
- Приятель – это просто знакомый человек;
- приятель – это просто хороший знакомый, с которым можно пообщаться, поговорить о чём-либо, повеселиться, но доверять ему полностью нельзя
- Друг ближе и надёжней
- Приятелем может быть любой человек, с которым ты хорошо общаешься
- Друг – человек, которого я хорошо знаю, которому можно довериться, он может понять меня с полуслова
Материалы для размышлений
Дружбу следует отличать от приятельства. Они внешне сходны, а по существу резко отличаются друг от друга. Приятели, добрые знакомые – это чаще всего люди, связанные общностью места и времени. Есть приятели в школе, в доме, соседи на даче. Но родство душ здесь не обязательно. Вспомним, как глубоко и прозорливо описал А.С. Пушкин приятельство и видимость дружбы Онегина с Ленским в своём произведении «Евгений Онегин» с которым вам ещё предстоит познакомиться на уроках литературы.
СЛАЙД №11
Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень...
И, обобщая свою мысль, поэт заключает:
Так люди, первый каюсь я,
От делать нечего, – друзья.
Друзья от делать нечего – это не настоящие друзья.
И вы узнаете, чем кончилась видимость дружбы между Онегиным и Ленским.
– Приятельские контакты, какими бы старыми они ни были, не всегда переходят в дружбу. Приятелей и знакомых у нас много, а настоящий друг, как правило, один. Разговор с приятелем не так откровенен, как с другом. Приятелю мы говорим не всё, а то, что считаем нужным. Друзьям дано счастье беседовать обо всём. Общие интересы, общие знакомые, важные события, планы на отдых – всё друзьям важно обдумать вместе.
Но дружба, тем не менее, имеет и свои строгие правила. Например, если друг нуждается в твоей помощи, просит тебя об одолжении, надо ему пойти на встречу. Не мешкай, если твой друг болен, если у него несчастье или ему просто нужны твоя поддержка или совет.
Если другу нужно твоё сочувствие, прояви его, если ему надо поделиться радостью, выслушай его с искренним вниманием и интересом. Друзьям надо уделять время, заботиться о них и всячески их поддерживать.
V. Послушайте историю о жителях планеты Космея
История: «Все жители этой планеты были большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды каким-то космическим ветром к ним занесло старого волшебника, много повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости их дружбы. Тогда жители планеты заявили: «Мы уверены в том, что наша дружба не может исчезнуть. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой».
– Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? – спросил старый волшебник. – Ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.
Однако жители планеты настаивали на испытаниях. В начале волшебник лишил их языка, на котором они общались. Жители сумели прекрасно обходиться без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда волшебник поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные клички и прозвища, часто между ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания – все смогла победить и преодолеть настоящая дружба.
Уже хотел прекратить испытания волшебник, но прежде решил попробовать последнее средство. И в этот раз заклинания подействовали, отвернулись друзья друг от друга, разошлись все в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное им качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению.
Никакая дружба не устоит, если в душе поселяется чувство, когда любишь только себя, не замечаешь других. Ребята, какое это чувство?
Ответы детей:
Учитель: а все, что вы перечислили, можно назвать одним словом – ЭГОИЗМ. Эгоизм эту планету и разрушил.
Ваш класс – это тоже маленькая планета. Чтобы ваша планета не разрушилась, нам нужно быть дружными.
– Ребята, а у вас дружный класс?
– А что для вас значит дружба в вашем классе?
– В чём выражается эта дружба?
Дружба – это отношения людей на основе совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи, самоотверженности друг ради друга и сочувствия друг другу.
VI. Вопросы для обсуждения
СЛАЙД №12
- Какие проступки ты смог бы простить другу?
- Чего не смог бы простить другу?
- Всегда ли ты говоришь другу правду?
- Трудно ли это делать?
- Всегда ли нужно быть принципиальным в дружбе?
- Нужно ли публично выступать против друга, если тот не прав?
- Помогает ли дружба в жизни, учёбе?
- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
- В чём, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?
Дружеские чувства среди животных (показ слайдов № 13, 14,15)
VII. Работа с притчей
– В жизни каждого человека и маленького, и взрослого непременно должен быть друг или друзья. Народная мудрость гласит «Друг познается в беде».
Послушайте притчу и приведите пословицу, которая часто употребляется в речи.
Притча.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось .Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.
С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
– О какой пословице шла речь в начале притчи?(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
– Можете ли вы привести примеры, чтобы подтвердить, что в жизни происходит именно так? (истории собственной дружбы)
VIII. Работа с пословицами
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Дружба всегда предполагает нравственные принципы – верность, постоянство, чёткость и др. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Сейчас мы все вместе вспомним пословицы. Я начинаю, а вы заканчиваете.
СЛАЙД №16
- Нет друга – ищи, …( а нашел – береги)
- Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
- Один за всех…(и все за одного)
- Человек без друзей…(что дерево без корней)
- Дружба – как стекло…(разобьется – не сложишь)
- Друзья познаются…( в беде)
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу … (кто ты)
IX. Надёжный фундамент дружбы – товарищество
В XVII в. слово «товарищ» означало боевой соратник. Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество.
В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашисткими захватчиками.
Лучшие поэты посвящали свои стихи этому великому чувству.
Музыкальная пауза . В.Высоцкий «Если друг оказался…» СЛАЙД №17
X. Материалы для размышлений «Кодекс дружбы»
– Чему же учат нас наши друзья?
Прежде всего, настоящая дружба учит альтруизму, т.е. бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. Дружеские отношения учат сочувствию, сопереживанию, состраданию. Обратите внимание, как много слов с приставкой «со-», подчеркивающей совместное действие.
Давайте вместе познакомимся с «законами дружбы».
Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:
СЛАЙД №18
- «Друг всем – ничей друг» (Аристотель)
- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой)
- «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо» (В.Г. Белинский)
- «Истинные друзья... ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут» (В.Г. Белинский)
- «Друг должен принимать на себя часть огорчений друга» (Эразм Роттердамский)
- «Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Ренар)
- «Настоящая дружба правдива и отважна» (Ф. Шиллер)
- «Истинной дружбе присуще давать советы и выслушивать их» (Цицерон)
СЛАЙД № 19
По высказываниям великих людей о дружбе составлен кодекс чести друзей.
- Первое условие для сближения – искренность (М. Пришвин).
- ...Истинные друзья... ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут (В. Белинский).
- Друг должен принимать на себя часть огорчений друга (Эразм Роттердамский).
- Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается (Ж. Ренар).
- Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания (Цицерон).
- Настоящая дружба правдива и отважна (Ф. Шиллер).
- Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе, добро (В.Сухомлинский).
- Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим (Демокрит).
– Прежде всего старайся быть хорошим другом сам.
Приятелей, знакомых много, а настоящего друга нет. Тут, видимо, уместнее взглянуть не только вокруг себя, но и на себя, попытаться понять, какие черты собственной личности отталкивают от тебя людей, мешают приятельским отношениям пойти вглубь, стать дружескими.
XI. Дружба и А.С. Пушкин
– Дружба – живое чувство, жизненное переживание, которое включает в себя прежде всего потребность человека в другом человеке, дарящем эмоциональное тепло, чувство доверия, понимающем и разделяющим его жизневосприятие. Согласны ли вы с этим?
Это – чувство, которое движет А.С. Пушкиным, когда он восклицает:
СЛАЙД №20
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.
– Как вы думаете, такая дружба может стать источником счастья?
– Стремитесь к этому источнику и старайтесь сберечь его в себе.
Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина началась ещё в Царскосельском лицее. Они были близки друг другу по духу и хорошо понимали один другого. В своём стихотворении «В альбом Пущину» А.С. Пушкин написал о том, какие нежные и добрые чувства соединяли их многие годы: Слайд №21
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья...
– Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым, Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства.
XII. Выполнение упражнений
– Прочитайте высказывание Эмерсона «Единственный путь найти друга – быть им»
– Как вы понимаете эти слова? (дети говорят: если я хочу, чтобы со мной дружили, я должен быть … надежным, преданным …) .
– Как вы думаете эти качества в себе нужно постоянно развивать? Нужно работать над собой? Давайте начнем такую работу над собой и будем учиться по-дружески относиться друг к другу.
– А теперь назовите качество характера, которое есть у вас.
Например, я – умная. (далее высказываются все). Сейчас мы говорили про себя.
– А теперь то же самое только про всех нас. Все вместе мы говорим: «Мы все» , а каждый из вас называет свое качество во множественном числе. Ученики: «Мы все» – … Ученик 1: умные.
Учитель: мы все хорошие, интересные.
– Скажите, может ли общее «мы» существовать без отдельных «Я»? (нет)
– Правильно, ребята, каждое отдельное «Я» составляют общее «мы».
Мы – вместе. И в этом наша сила.
Взаимная поддержка всегда помогает людям и друзьям.
– Друзьям принято дарить подарки. Следующее наше упражнение называется «подарок другу». Легко дарить подарки, помогать или делать что-то приятное, рассчитывая на ответную благодарность. Сложнее сделать это безвозмездно. Сейчас каждый из вас по жребию получит имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком должно быть то качество характера, которое, по вашему мнению, должно быть у вашего друга. Купить такой подарок невозможно ни за какие деньги. Важное условие – подарок должен быть от души и приятен тому, кто его получит. Пишем на обратной стороне одно прилагательное. (я тебе желаю, будь)
Положите свои подарки на стол. И возьмите тот, который адресован вам.
Обсуждение:
Что вы почувствовали, когда получили подарок? (фронтально)
(радость, приятно, доволен )
– Что мы сейчас делали? (дарили друг другу радость.)
– Да , ребята, доброе слово – бальзам для души. Теперь на нашей планете стало больше радости, добра и счастья. Молодцы!
XIII. Заключительная часть
– Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых многие мечтают.
Дружеские отношения, как утверждают социологи, возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья. Как говорил М. Пришвин:
«У меня есть друг, я люблю – значит я существую».
Релаксация.
– Закончите пожалуйста, предложение «Я понял(а), что дружба – это…»