Форма проведения: “Своя игра”.
Аудитория: учащиеся 3 класса, учитель, школьный врач.
Цели:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения;
- развивать коммуникативные компетенции детей, логическое мышление.
Ход игры
I. Психологическая установка на игру. Презентация. Слайд 1–5.
Учитель: – Каждый день солнышко встаёт, чтобы дарить людям свет, добро и ласку. Давайте и мы настроимся на час доброты.
– Медленно поднимите вверх обе руки. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно “перенесите” солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась “звёздочка”. Сказали: “Любовь!” – звёздочка увеличилась. “Добро!” – стала ещё больше. “Здоровье!” – стала, как солнышко большое. Оно несёт тепло всем, кто рядом с нами. Поделитесь друг с другом солнышком. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне.
– Тихо сели.
II. Знакомство с командами.
Учитель: Итак, начинаем нашу игру “Будь здоров без докторов”. В игре принимают участие три команды. Давайте с ними познакомимся.
Команда “Силачи”.
Мы – почти уже спортсмены,
Каждый день свой непременно
Начинаем с физзарядки,
Не играем с дрёмой в прятки.
Команда “Крепыши”.
Крепыши все знают, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать.
Команда “Чистюли”.
Мы – чистюли, несомненно,
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
III. Игра “Здоровье”.
Учитель: Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?” Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Ведь здоровый нищий счастливее больного короля”
– Вы согласны с мудрецом?
– Почему?
– А что же значит – не болеть?
– У вас на столе лежат листы “Здоровье”. Проведите линии к слову “да”, если это
помогает укреплению здоровья, и если не укрепляет здоровье, то к слову “нет”.
ДА НЕТ
Н. Чистить зубы
А. Курить
Г. Грызть ногти
Е. Соблюдать режим дня
Д. Принимать наркотики
Б. Есть овощи и фрукты
Ж. Пить пиво, вино
О. Заниматься спортом
Л. Соблюдать правила гигиены
Е. Делать по утрам зарядку
З. Есть больше сладкого, мучного
Й! Закаляться
– Выпишите на лист буквы, которые относятся к слову “да”. Проверьте, так ли у вас получилось? (Показываю: “Не болей!”). Спасибо.
IV. Агитбригада “Мы за здоровый образ жизни”
Учитель:
Здоровье – это кладезь,
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровье счастье,
Поверьте уж не то!
Я надеюсь, что здоровье
Все вы будете беречь!
– Как надо беречь здоровье? Я приглашаю группу поддержки, они приготовили агитбригаду “Мы за здоровый образ жизни”.
Автор:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Айболит:
Да, я доктор Айболит,
Но давно у зверей
Ничего не болит.
Все здоровы, здоровы отменно,
Я не нужен им стал постепенно.
Лиса:
“Покидайте, доктор, Африку скорей
И спасите, доктор, от беды людей!
Медведь:
Научите людей быть здоровыми,
Стали люди совсем бестолковыми!”
Айболит:
Я уже! Я бегу! Я лечу!
В помощь верных зверей прихвачу!
Автор:
Слушайте, дети,
внимательно!
Правила здорового
образа жизни
выполняйте обязательно!
Волк:
Будьте аккуратны,
забудьте про лень –
чистите зубы
каждый день!
Мышка:
Если хотите быть здоровыми –
займитесь водными процедурами!
Белка:
Кушайте только полезные продукты!
Кушайте овощи,
Кушайте фрукты!
Айболит:
Сухарики? Чипсы?
И газвода?
Забудьте, друзья,
про них НАВСЕГДА !
Ежик:
Зимой на лыжах бегайте,
резвитесь на катке,
А летом, загорелые,
купайтеся в реке.
Все вместе:
Здоровыми вы будете –
Болезни нипочём!
V. Проведение соревнований – “Своя игра”. Слайды 6–34.
Учитель: Итак, начинаем нашу игру, она пройдёт в виде игры “Своя игра”. Всего будет пять направлений. Это: “Основы Школы Здоровья”, “Наши привычки”, “Друзья здоровья”, “О природе”, “Основы ПДД”.
– Прошу команды занять свои места.
– Давайте познакомимся с правилами игры. Команда выбирает вопрос и количество
баллов. Отвечает на вопрос, а если не знает ответа, то на вопрос отвечают те
команды, кто знает ответ или болельщики.
Баллы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Основы Здоровья | Как назвать одним словом: умывание, чистка зубов, мытьё рук? | Как называется результат воздействия мороза на организм человека? | Кто может заразить человека бешенством: собака, корова, лисица, курица? | День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг, прекратится этот стук. | Назови слова, относящиеся к здоровому образу жизни : З, Д, О, Р, В, Е |
Наши привычки | Что должен делать культурный человек при встрече? | Как называется человек, который произносит вежливые слова? | Какая привычка является вредной: умывание, курение, зарядка? | Как часто надо мыть голову? | Почему нельзя грызть ногти? |
Друзья здоровья | Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. | Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. Сядь верхом мчись на нем, только лучше правь рулём. | Костяная спинка, жёсткая щетинка с мятной пастой дружит, нам усердно служит? | Лёг в карман и караулит – рёву, плаксу и грязнулю, им утрёт потоки слёз, не забудет и про нос? | Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается. А цветок – не медок, лечит от гриппа, кашля хрипа? |
О природе | У кого одна нога, да и то без сапога? Назови ядовитые грибы. |
Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей? | Этим клеем пчёлы лечат соты, а врачи – людей? | У реки и на лугу, босиком по снегу. Первые цветочки – жёлтые глазочки? | Есть корень кривой и рогатый, Целебною силой богатый. И может, два века – он ждёт человека В чащобе лесной под кедровой сосной. |
Основы ПДД | Какое правило нарушили весёлые человечки? | Что обозначает этот дорожный знак? Назовите его вид. | Какому виду транспорта разрешается ехать на красный свет светофора? | Где нужно остановиться, если вы не успели перейти широкую улицу? | Какой знак лишний? Назовите его вид. |
Возможные комментарии к слайдам:
Слайд 16. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2–3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20–25 сигарет. Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. После выкуривания сигареты сердце учащает свою работу на 10–15 ударов. Отчего сердце быстрее стареет и влияет на работу других органов.
Слайд 18. Если верить статистике, то каждый десятый человек на нашей планете грызет ногти. К примеру, на западе от этого заболевания, которое, кстати, именуется онихофагией, по большей части страдают женщины, а у нас – мужчины. Основной проблемой при “откусывании” собственных ногтей является вероятность заражения инфекционными заболеваниями, а также вредителями, например, гельминтами. Причем последние зачастую способствуют развитию других опасных болезней, среди которых может быть даже гепатит. Кроме того, сами ногти в этом случае будут выглядеть отвратительно, что в особенности актуально для девушек.
Слайд 21. Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее следует содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку следует промыть под струей теплой воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубной пасты, зубного налета и намылить. Перед очередной чисткой зубов мыло смывают. Хранить зубную щетку нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например, в стакане головкой кверху. Никогда не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в закрытый футляр.
Слайд 23. Липа – непревзойденный медонос. Но кроме липового меда, который издавна славится тем, что ним лечат простуду, у липы много и других полезных свойств. Настои цветов липы используют в стоматологии для лечения стоматита и гингивита, этим настоем полощут горло при ангине и тонзиллите. Чтобы приготовить настой, нужно в стакан кипятка засыпать сухие измельченные цветы липы и настаивать 20 минут, тепло укутав, процедить и использовать по назначению.
Слайд 25. Зелёный чай активизирует жизненные силы, нормализует обмен веществ, жизнедеятельность кишечной флоры, обладает потогонным действием, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, препятствует возникновению кариеса, повышает прочность капилляров, способствует лучшему усвоению аскорбиновой кислоты.
Чёрный чай благодаря наличию вещества TF-2, блокирующего развитие раковых клеток, помогает снизить риск возникновения онкологических заболеваний желудка, кишечника и груди. Нормализует работу сердечно-сосудистой системы, убивает микробы, вызывающие диарею, пневмонию, цистит и герпес, снижает уровень холестерина в крови.
Слайд 26. Всем известно, что прополис на 60% состоит из душистой смолы, которая в свою очередь включает аминокислоты, белки, углеводы, бальзамины, ферменты, антибиотики, эфирные масла, витамины (А, В, В2, Е, РР, С), флавоноиды, воск, микроэлементы и т.д.
Такой большой набор компонентов делает прополис поистине универсальным средством. Он оказывает противовоспалительное, антимикробное, противогрибковое, антисептическое, ранозаживляющее, фитонцидное, обезболивающее действие. Применяют прополис для врачевания ран ожогов, трофических язв, экзем, нейродермитов, кожных грибковых заболеваний.
Слайд 28. Наибольшую пользу для человека представляют гликозиды, которые находятся в стеблях, листьях, корнях женьшеня. Кроме этого в корнях содержатся дубильные вещества, пектины, алкалоиды, смолы, витамин С, сера, фосфор, кальций, железо, магний, калий, кремнезем, медь, алюминий, цинк.
Женьшень способствует улучшению памяти и внимания, помогает при депрессии, стимулирует иммунитет, влияет на уровень сахара, поддерживает поджелудочную железу, стимулирует дыхание мозговых клеток, уменьшает сердечный ритм, стимулирует выработку желчи.
VI. Выступление болельщиков.
Учитель: Вот и закончилась наша игра. Пока жюри подводит итоги, я приглашаю болельщиков, они приготовили монтаж – стихи о здоровье.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться!Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
VII. Подведение итогов, награждение победителей.
VIII. Дерево решений.
Учитель: Прислушайтесь к своему сердцу, разуму: “Что вы выбираете: здоровый образ жизни или нет?”. Перед вами “дерево решений”: одна его сторона – засохшая, безжизненная – ваш выбор: болеть. А другая сторона – здоровая, со множеством листьев – ваш выбор: да – здоровому образу жизни! На столе у вас лежат листочки, прикрепите их к дереву решения, сделайте свой правильный выбор. Но знайте, этот выбор зависит только от вас, только вы решаете, быть вам здоровыми или нет.
(Дети прикрепляют к “дереву решения” листочки”.)
Учитель: Я очень рада, что вы сделали правильный выбор.
IX. Итог классного часа. Рефлексия.
Учитель:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так – здоровье сохранить?
Взгляни вокруг: Прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг!
(Дети встают в круг, дают друг другу руки, образуют круг.)
Давай с тобой поможем
Планете всей Здоровье сохранить.
(Дети говорят хором.)
– Я хочу быть здоровым!
– Я могу быть здоровым!
– Я буду здоровым!