Технологическая карта изучения темы "Прибавление и вычитание числа 5"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика» ч. II к УМК «Начальная школа XXI век»,1 класс.

Цели

  • формироватьумение прибавлять и вычитать число 5;
  • учить выполнять последовательность учебных действий при выполнении  заданий;
  • совершенствовать умение решать задачи;
  • формировать УУД
Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты  УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Мы гостей сегодня ждали
И с волненьем их встречали –
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать ?
Не судите очень строго,
Ведь учились  мы немного.

Я желаю вам успешной работы в изучении математики.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
    Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Прежде чем начать урок, возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:
1.Как называются числа при сложении?
2. Как называются числа при вычитании?
3. Какой закон сложения вы знаете?
4. Из чего состоит задача?
5. Назовите состав числа 5.
6. Сколько  надо прибавить к каждому из этих чисел, чтобы получилось число 10. (7,6,9,8)
Молодцы, а теперь я предлагаю вам следующее задание. Волк и заяц составляли друг для друга примеры и решали их. Возьмите карточку, проверьте правильность выполнения заданий. (карточка)

Заяц.

9 + 2 = 11
8 + 5 = 12
12 – 4 = 8
13 – 3 = 10

Волк.

8 + 3 = 11
12 – 5 = 6
11 –2 = 9
14 – 10 = 4

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

– выявить место (шаг, операция) затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
– Кто нашёл значения всех выражений?
Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно?
В чём причина ошибки, которую допустили герои? (Заяц и волк не знают, как прибавлять число 5)
А где мы встречаемся с числом 5? (На руке 5 пальцев, у пятиугольника 5 сторон)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

организовать постановку цели урока;
организовать составление совместного плана действий; определить ср-ва.

С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.
Называют средства.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
Сформулируйте тему урока и его цель (Тема урока: прибавление и вычитание числа 5; цель: научиться прибавлять и вычитать число 5). Наметим шаги работы на уроке.
1. Попробуем
2. Сопоставим с нашими знаниями.
3. Устраним затруднение
4. Примени новое знание на практике
Какие знания помогут нам объяснить нашим героям, как прибавлять число 5? (Мы знаем, как прибавить число 1 и число 4, 3 и 2, 4 и 1, 2 и 3)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V. Реализация построенного проекта

Цели:

– реализовать построенный проект в соответствии с планом;
– зафиксировать новое знание в речи и знаках;
– организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
– уточнить тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока.
Работаем по группам. Каждая группа получает свою карточку. Ваша задача объяснить нашим героям, как можно прибавить число 3. От каждой группы представитель будет защищать свой способ нахождения результата.
После защиты вывешиваются карточки – эталоны.
8 + 5 = 8 + 2 + 3 = 13
11 – 5 = 11 – 1 – 4 = 6
9 + 5;  6 + 5;  7 + 5;  12 –5; 
– Какие моменты мы не рассмотрели? (13 – 5;  14 –5)
–Значения каких выражений можно найти, зная равенство 14 – 5 = 9?
(14 – 9 = 5, 9 + 5 = 14, 5 +9 =14)
– Примените новые знания к решению этих примеров:

38 + 5   и 32 – 5

– Чтобы отдохнуть, решим сначала примеры:

20 – 7 * 2 =
52 – 10 * 5 =
19 – 8 * 2 =
15 * 2 – 28 =
10 : 5 + 3 =

– Дети, похлопаем ученику, решившему пример.
(Указываю на число – ответ – дети выполняют действия)
6 – столько раз ногами топнем,
2 – столько раз в ладони хлопнем,
3 – мы присядем столько раз,
2 – мы наклонимся сейчас,
5 – мы подпрыгнем столько.
Ай да счёт! Играй и только!

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. На какие же части мы разбили число 5? (4 и 1, 2 и 3, 1 и 4)
Посмотрите, я записала несколько выражений, будем находить результат,
Образец рассуждения:

1) определяю, какие числа даны 2) применяю правило
3) выполняю вычисление удобным для меня способом
4) называю результат

Дидактическая игра «Лукошко»

Уметь вычитать числа, используя правило.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
– организовать самопроверку по эталону, самооценку;
– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.
Выполняют самооценку
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку
 Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

Тетрадь   (с. 48)

Эталон для самопроверки.

– У кого всё правильно?
– У кого есть ошибки?
– В каком месте ошибки?
– В чём причина?

– Перед вами три задачи, выберите
задачу по силам.

№1  Во дворе 7 девочек, а мальчиков на 3 больше. Сколько мальчиков?
№2 Во дворе 7 девочек, а мальчиков 10.  Сколько детей?
№3  Во дворе  7 девочек, а мальчиков на 3 больше. Сколько детей?

Уметь вычитать числа, используя правило.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Включение в систему знаний     Учебник с 68№5  моделированием у доски.  
VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
– Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.
– Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите, чему научились на уроке.
– Оцените свою деятельность на уроке.
Я сегодня – (узнал, повторил, удивился, научился, запомнил).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности