Урок ассоциации. География России. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: 8 класс, Россия, политико-административное деление


  Политико-административное деление России.

Ученики формулируют тему урока, определяют его цели и задачи.

Цели и задачи:

  1. Формировать положительный образ России, как специфическое географическое знание.
  2. Продолжить формирование понятий «федеративное государство», «политико-административное деление России».
  3. Продолжать развивать умение работать с географическими картами, показывать субъекты РФ на карте.
  4. Тренировать память, развивать ассоциативное мышление.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля.

Форма организации: индивидуальная

Оборудование:учебный атлас по географии России, настенная контурная карта России, творческие работы обучающихся в электронном виде - ассоциации по регионам России, карты самоконтроля, таблицы “Образ России”.

Ход урока.

1. Приветствие учителя, разъяснение термина «ассоциации».

Ассоциация (лат. Associatio - соединение) - компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями на основе частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств.

Мы во время урока будем развивать ассоциативное мышление, т. к. Оно играет важную роль при запоминании. Мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним. Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора.

Процесс формирования ассоциаций непрерывен. Изо дня в день, с каждым лучом зари мы начинаем узнавать что-то новое. Наше сознание и наши ассоциации неразделимы.

Естественные ассоциации - это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами - это сигнал к запоминанию. Естественные ассоциации НЕ НУЖНО ЗАПОМИНАТЬ СПЕЦИАЛЬНО. Они уже имеются в мозге.

Результаты самопроверки заносятся в карту самоконтроля.

2. Запоминание определений понятий. Какое государство называют федеративным? «федерация» - представление рисунков – ассоциаций. Что такое «политико-административное деление» - представление рисунков – ассоциаций

Федерация- форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Политико-административное устройство или деление – деление страны на части с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов. К его главным функциям относятся: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра за местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, проведение избирательных компаний и др.

Ученики, используя политико-административную карту Российской федерации, отвечают на вопросы по географическому положению субъектов РФ

- Сколько субъектов в РФ?

- Покажи на настенной контурной карте:

  • самую значительную по величине территории республику РФ (край);
  • самую значительную по величине территории республику европейской части России;
  • самые маленькие республики;
  • самую западную республику (край); - самую восточную (край); - самую северную (край);
  • самую южную (край);
  • республика, которая граничит с Финляндией; с Китаем, с Монголией, с Казахстаном
  • республики имеют выход к океан; - где мы живем.

Запомнить 83 субъекта РФ непросто, поэтому в этом помогают естественные ассоциации, которые используются в следующих приемах запоминания. Задача этих приемов - систематизировать имеющиеся в мозге связи, чтобы потом использовать их для запоминания другой информации.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях (школа, класс) или на знакомой карте, учебнике. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей жизни.

Задание. Посмотрите на политико-административную карту, скажите, что вы запомнили, глядя на нее.

Прием свободных ассоциаций. Человек никогда не воспринимает образы изолировано. Любые образы имеют устойчивые связи друг с другом, которые запоминаются мозгом автоматически, при их регулярном восприятии. Например, монитор компьютера всегда связан с клавиатурой и мышкой. География всегда связана с картами.

Задание. Работая с политико-административной картой, свяжите близко расположенные субъекты друг с другом. Как запомнить республики, края, округа, автономную область.

Как запомнить республики Кавказа, бассейна Волги, республики Сибири?

Как на уроках физики мнемоническая формула для запоминания спектра солнечного света: Каждый охотник желает знать, где живет фазан, на уроках географии для запоминания субъектов РФ также можно использовать мнемонические формулы. Расшифруйте одну из них.

У Бори Такая Мощная Челка – Метелка (республики бассейна Волги).

Прием выделения частей образов. Даже когда мы смотрим на единичный объект, мозг "разбирает" его на части и автоматически фиксирует внутренние связи образа. Любой образ состоит из частей (подобразов). Физическая карта показывает особенности рельефа с помощью шкалы высот, особенности океанов и морей с помощью шкалы глубин и т.д.

Политико-административная карта состоит из отдельных частей субъектов.

Задание. Сложите на магнитной карте части страны.

Метод выделения отличительного признака. Механизм образования естественных ассоциаций можно использовать сознательно. В частности, с таким методом вы познакомитесь в технике запоминания субъектов. Метод запоминания субъектов очень простой. Необходимо несколько секунд разглядывать на карте территорию, обращая внимание на выделенный вами ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК. Никаких специальных действий при этом делать не нужно. Так как ваши глаза воспринимают уже соединенные образы - связь между ними фиксируется автоматически. И в дальнейшем, по отличительному признаку мозг воспроизведет образ субъектов. Таким же способом, используя механизм автоматического запоминания воспринимаемых взаимосвязей, можно запоминать последовательность иллюстраций в учебнике.

Задания “Карта-образ” на развитие ассоциативного мышления:

  • Что напоминает вам конфигурация России?
  • Какие ассоциации у вас в связи с этим возникают?
  • Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят об Омской области, какой она вам представляется?

На что похожи контуры республики Башкортостан, Хакасии, Калмыкии, Бурятии.

Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Творческие работы в электронном виде.

Задание. Ассоциации, связанные с Россией – таблица.

Образ России - как специфическое географическое знание

Используя таблицу, оцените характерные черты России по пятибалльной системе, выбирая один из признаков в строчке.

Составить образ России, чтобы сравнить со своими представлениями в 9 классе, на заключительном уроке по «Географии России».

Образ России: 

  Баллы  
Особенности +5 +4 +3 +2 +1 -1 -2 -3 -4 -5 Особенности
большая                     маленькая
уникальная                     обычная
позитивная                     негативная
красивая                     уродливая
чистая                     грязная
богатая                     бедная
грамотная                     безграмотная
производство развивается                     стоит на месте
средний класс растет                     средний класс уменьшается
открытая                     закрытая
уверена в успехе                     не уверена в успехе
душевна                     бездуховна
терпелива                     нетерпелива
глубина мысли                     поверхностность мысли
инициатива                     лень
точный расчет                     игра в удачу
заглядывает в будущее                     оглядывается назад
большая роль в международной жизни                     малая роль в международной жизни
богата ресурсами                     бедна ресурсами
идет вперед                     идет окольными путями

Подведение итогов урока.

Итоговое заполнение карточки самоконтроля. Выставление оценок.

Карточка самоконтроля.

Домашнее задание

  • выполнить творческую работу:
  • мои ассоциации, связанные с Омской областью, Российской Федерацией, субъектом РФ;
  • придумайте мнемоническую формулу для запоминания краев, республик, автономных округов России.

Урок окончен.