Тренинг как инновационная форма проведения урока

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время одной из актуальных задач в современной педагогике является мотивация учащихся к обучению, так как наблюдается серьезный спад интереса у последних. Роль учителя в педагогическом процессе уже давно стала направляющей. Это связано с появлением огромного количества источников информации, которые доступны для учащихся (интернет, книги, журналы, радио и т.д.). В педагогической деятельности при проведении уроков на формирование навыков применения знаний на практике используют такие формы уроков как урок-практика, урок – лабораторная работа. Традиционный подход формирования практических навыков у большинства учащихся вызывает спад интереса и мотивации к изучению предмета. Это объясняется непониманием возможности применения полученных ранее знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Доказано, что наилучший результат в любой деятельности достигается только в условиях, которые вызывают самомотивацию человека. Условия, которые помогут создать благоприятную атмосферу к самомотивации учащихся является тренинг.

Тренинг, как форма обучения, получил широкое применение как в современном бизнесе, так и в образовательной сфере. В Википедии: “Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок” [2]. Прокофьева Н.И. в книге [1, с. 25] дает следующее определение: “Тренинг – интерактивная форма обучения, целью которой является передача знаний посредством теоретических лекций, деловых игр с последующим анализом, а также практических занятий, результатом которых является формирование и развитие некоторых умений и навыков”. При формировании навыков и умений в тренинге применяются задания напрямую связанные с практическими ситуациями, которые встречаются в повседневной жизни, а само общение со слушателями тренинга проходит в интерактивной форме. То есть слушатели активно участвуют в процессе обучения, что позволяет повысить их мотивацию к обучению, а также более прочному усвоению учебного материала и умению применять его на практике.

В средней общеобразовательной школе Санкт-Петербурга был проведен педагогический эксперимент по проведению урока в форме тренинга в 5-м классе по теме “Школьная жизнь” по УМК М. З. Биболетовой [4]. Нами был выбран урок по формированию навыков говорения, а точнее навыков диалогической речи (хотя по своей сути такое деление несколько искусственно), так как именно навык говорения наиболее часто встречается и используется в повседневной жизни. Известно, что обучение говорению как процессу продуктивному, то есть требующему от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, но именно на уроке в форме тренинга эти методические трудности легко решаемы. В силу того, что урок-тренинг проходит в неформальной обстановке (ученики сидят на стульях, которые поставлены полукругом), учащиеся могут свободно перемещаться по классу и по просьбе учителя вступать в разговор с любым из действующих лиц такого урока, ученики высоко замотивированы на уроке такого типа.

С психологической точки зрения речь обладает следующими характеристиками:

  1. Речь мотивирована, т.е. мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью;
  2. Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории;
  3. Речь всегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои чувства и мысли к тому, что говорит;
  4. Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определенной ситуации [3].

То есть, используя тренинг как инновационную форму урока, учитель добьется того, что работа над формированием навыков говорения, будь то монолог или диалог, будет в первую очередь мотивирована, ученики не будут испытывать страха перед аудиторией во время говорения и будут говорит то, что обусловлено в данной ситуации.

В эксперименте участвовало 28 учащихся. Школьники были поделены на две равные группы по количеству и уровню подготовки. При составлении урока-тренинга учитывались все этапы классического урока, а именно: организационный момент, фонетическая разминка, речевая разминка, основной этап, заключение.

После урока была проведена контрольная работа по определению уровня усвоенного материала и навыка формирования диалогической речи. Были получены следующие результаты. В контрольной группе оценку “отлично” получило 0 учащихся, оценку “хорошо” – 1 ученик, “удовлетворительно” – 8 учеников, “неудовлетворительно” – 5 учеников. В экспериментальной группе оценку “отлично” получил 1 ученик, оценку “хорошо” – 4 ученика, “удовлетворительно” – 9 учеников, “неудовлетворительно” – 0 учеников. Таким образом, в контрольной группе только 7% учащихся получили оценки выше оценки “удовлетворительно”, тогда как в экспериментальной группе – 36%.

Из результата проведенного исследования видно, что урок – тренинг повышает мотивацию и интерес учащихся к обучению, уровень усвоенных знаний на уроке, а также более эффективно формирует практические навыки и умения. Таким образом, форма урока как урок – тренинг может и должна использоваться педагогами на всех ступенях обучения.

Приложение.

Литература.

  1. Прокофьева Н.И. Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам.– СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3
  3. Г.В.Рогова, И.Н. Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях.– М.: “Просвещение”, 2000. – 232с.
  4. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/urok-trening-po-teme-shkolnaya-zhizn