Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Цель урока: формирование понятия числа «девять» как результата сложения двух чисел.
Задачи урока:
- Образовательные : познакомить с цифрой 9, обозначающей число 9, с образованием числа9; учить правильно писать цифру «девять» и соотносить цифру и число предметов; формировать понятие «девятый», продолжить формирование навыков счета предметов; совершенствовать умения работать по образцу и ориентироваться в тетради;
- Развивающие: развивать математическую речь, мышление, память, воображение;
- Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Оборудование: тетрадь по математике № 1 для самостоятельной работы, набор цифр от 0 до 9.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
II. Повторение.
- Счет до 10 и обратно.
- Увеличить данные числа 2,4,6 на 3. Назвать получившиеся суммы и значения сумм (результаты записываем на доске).
III. Актуализация знаний обучающихся.
1. Постановка цели урока.
-Посмотрите на запись, которая на доске и скажите, какое новое число вам встретилось?
- Теперь откройте учебники на стр. 86-87. Скажите, чему вы должны научиться на уроке?
-Что нам необходимо будет сделать для достижения поставленной цели?
2. Работа по учебнику.
Задание № 1 (с.86).
- Посмотрите на знак – помощник и скажите, что он обозначает?
– Рассмотрите календарь школьника.
– С какого месяца начинается учебный год?
– В каком месяце учебный год заканчивается?
– Прочитайте названия месяцев, выделенные зеленым цветом.
– Прочитайте названия месяцев, выделенные красным цветом.
– Почему на календаре школьника названия месяцев выделены зеленым и красным цветом?
– Сосчитайте, сколько месяцев длится учебный год.
– Миша сказал, что это пять месяцев до летних каникул и еще четыре месяца после. Прав ли Миша?
- А Маша сказала, что это девять месяцев. Права ли Маша?
Записываем на доске: 5 + 4
- Назовите слагаемые, значение суммы.
– Рассмотрите грани двух игральных кубиков.
–Сколько очков изображено на каждом кубике?
-Сколько очков выпало на двух кубиках вместе?
Задание № 2 (с. 86 ).
Учитель демонстрирует карточку с цифрой 9.
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число девять.
– На что похожа цифра 9?
- Девять, как и шесть, –
Вглядись,
Только хвост не вверх,
А вниз.
* * *
Цифра шесть, как обезьянка,
Кувыркалась спозаранку.
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась.
– Сравните понятия «число» и «цифра».
– Найдите среди знаков цифру 9. Какие они по счету слева.
– Сколько раз вам встретилась цифра 9? (Четыре раза.)
3. Физминутка.
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
(Учитель демонстрирует карточку,
на которой нарисовано 9 зайцев.)
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.(Карточка: девять палочек.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
(Карточка: девять точек в круге.)
Задание № 4 (с. 87).
1. Рассматривание образца написания цифры 9.
2. Демонстрация написания цифры 9 .
- Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведем к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.
4. Работа в тетради для самостоятельной работы №1.
-Откройте тетрадь на странице 109, найдите задание № 1.
-Что необходимо сделать в этом задании?
Напоминаем о правилах посадки при письме.
1. Воображаемое письмо
2. Копировальное письмо.
3. Письмо по образцу.
- На последней строчке запишите с помощью цифр числа по порядку от 0 до 9.
-Назовите число, которое следует сразу за числом 8.
5. Работа по учебнику.
Задание № 3 (с. 86).
-В рабочей тетради нарисуйте 9 треугольников в ряд. Первый треугольник раскрасьте красным цветом, а последний – синим.
-Каким цветом раскрашен девятый треугольник при счете слева? При счете справа?
-Сколько треугольников расположено между вторым и восьмым треугольниками?
Задание № 5 (с. 87).
- Посмотрите на знаки – помощники и скажите, что мы должны сделать в этом задании?
– Что изображено на рисунке?
– Посчитайте, сколько домиков изображено на рисунке? (9)
– Посчитайте, сколько деревьев на рисунке? (8).
- Сколько деревьев нужно дорисовать, чтобы стало 9? (1)
– Сколько лодок? (7).
- Сколько лодок нужно дорисовать, чтобы стало 9? (2)
Задание № 6 (с. 87).
- Посмотрите на знаки – помощники и скажите, что должны сделать в этом задании?
– Рассмотрите рисунок. Что делает Миша?
– Сколько ступенек, нужно дорисовать, чтобы Миша стоял на девятой ступеньке, считая снизу.
– Сколько ступенек должно быть? (Девять.)
– Одна ступенька уже есть, поэтому дорисовать нужно восемь ступенек.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
IV. Самостоятельная работа в тетради для самостоятельной работы № 1 (с. 109 – 112).
Учащиеся выполняют задания № 2 – 8 по выбору учащихся.
V. Итог урока.
– С какой цифрой вы познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите все, что вы о ней узнали?