Современное образование ставит главную задачу, не только формирование знаний, но и всестороннее развитие мышления и формирование у учащихся умения творчески осваивать способы практической деятельности.
Основными функциями исследовательского и творческого подхода в обучении являются:
- создание положительной мотивации учения;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков: рефлективные и поисковые умения;
- коммуникативные умения.
Можно выделить следующие типы творческой деятельности:
- Реферативные -творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников.
- Реферат-это одна из первых ступеней в научно-исследовательской деятельности. Цель реферативной работы-выработка умений изучать научно-популярную литературу, выявлять основную мысль, грамотно оформить работу.
- Оформление титульного листа:
- Название образовательного учреждения;
- Тема реферата;
- Фамилия и имя автора;
- Фамилия, имя, отчество учителя (преподавателя)
- Дата написания реферата.
Учителями нашей школы разработана тематика рефератов для 8-11 классов, направленных на расширение и углубление знаний, формирование познавательного интереса к предмету. Учащиеся при работе над рефератами знакомятся с реалиями страны изучаемого языка и родной культуры, достижениями науки и техники, коммуникативными и культуроведческими заданиями (см. приложение «Темы учебных рефератов»).
- Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, предполагающие самостоятельную трактовку собственной деятельности
- Проектные- творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата.
Наиболее важными видами исследований могут быть:
- Анализ аутентичного языкового материала: печатные материалы, аудио - и видеозаписи, Интернет, собственный опыт учащихся.
- Познавательно-поисковая деятельность.
- Проектная деятельность (создание радиопередачи, короткометражного фильма с комментариями на французском языке, создание собственного журнала, брошюры о достопримечательностях и т.п.).
- Написание рефератов.
- Самостоятельное прогнозирование возможных вариантов решения коммуникативных заданий, выбор способов и средств их реализации.
Учебные исследования по содержанию можно разделить на три вида:
- Монопредметные исследования, выполненные по одному конкретному предмету - французскому языку.
- Межпредметные исследования при решении проблем, требующие привлечения знаний из разных учебных предметов: английского языка, русского языка, истории и географии.
- Надпредметные исследования, предполагающие деятельность учителя и учащихся.
Исследовательская деятельность обучающихся может -быть организована на уроках различного вида: урок-исследование, урок-защита проекта, урок-радиопередача, на факультативных занятиях, элективных курсах, на заседаниях научно-исследовательского общества, научно-практических конференциях. Эта форма учебной работы сочетает работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования.
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются:
- Предъявление тем занятия;
- Планирование работы, определение времени, срока защиты;
- Изучение необходимой литературы;
- Выдвижение гипотезы, формулировка цели, задач, составление плана исследования;
- Консультация учителя;
- Проверка учителем уровня теоретической подготовки ученика;
- Обобщение результатов исследовательской деятельности обучающего: обобщают полученную информацию, формулируют выводы, оформляют работу;
- Презентация работы может проводиться не только на уроках, но и на научно-практических конференциях.
Кроме того необходимо сформулировать критерии оценки работы, включающие:
- Уровень научности, глубины.
- Оценка экспериментальной работы.
- Уровень теоретических, лингвистических и социокультурных знаний.
- Соответствие языка работы стилистическим и грамматическим требованиям, орфографическая правильность.
- Новизна исследовательской работы.
- Соблюдение правил оформления работы.
- Ораторское искусство.
Для успешной организации и проведения исследовательской работы необходима серьёзная предварительная подготовка учащихся:
- Включение элементов поиска при выполнении задания;
- Раскрытие учителем сущности познавательного процесса;
- Организация целостного исследования осуществляемого под руководством и наблюдением учителя, основанного на самостоятельном поиске, анализе, обобщение фактов (доклад, реферат, проект, стенд, интервью).
Эти критерии совпадают с требованиями государственной программы по иностран-ным языкам в разделе общеучебных умений. Среди них наибольшую актуальность имеют умения:
- учебно-организационные (умения организовать режим плодотворной работы, оптимально соответствующий способностям учащегося);
- учебно-интеллектуальные (умения анализировать и синтезировать информацию);
- информационные (умения отбирать нужную информацию из различных источников, пользоваться различного рода справочными пособиями);
- коммуникативные (умения составлять краткие и развернутые планы сообщений по темам, тезисы для сообщений, оформлять реферативные работы)
Темы учебных рефератов, проектов по французскому языку, выбираемые самими учащимися или предлагаемые учителем, определяются в зависимости от того, какие темы изучаются учащимися в то или иной период. Исследовательские работы могут касаться как реалий франкоязычных стран, так и реалий России. Темы могут предполагать сравнение культур, представление культуры франкоязычных стран, представление культуры родной страны. В последнем случае особо важным является использование аутентичных лингвистических средств.
Исследовательская и творческая деятельность особо значима для учащегося тогда, когда он видит результаты своего труда, умеет объяснять сущность полученных результатов. Это способствует развитию исследовательской компетентности и развитию предпрофессиональных навыков. Благодаря различным технологиям, коммуникативным заданиям и методикам ученик не только накапливает знания и учится общаться, но и происходит становление личности в направлении «этноцентризм - культурное самоопределение - диалог культур».
Темы рефератов для учащихся 8-11 классов по французскому языку 2012-2013 учебного года:
- Сходства и различия в образовании Франции и России.
- Варианты отдыха и работы для учащихся во Франции.
- Вклад в мировое киноискусство.
- Банковская система Франции: преимущества и недостатки.
- Готика во Французской культуре.
- В чём очарование французской кухни?
- Способы сохранения этнокультурной идентичности русскоязычных национальных меньшинств за рубежом.
- Типичные ошибки при переводе французских текстов.
- Этапы истории и деятельности ЮНЕСКО.
- Анализ развития российско-французских отношений в 2000-2012 годах.
- Французский язык как язык межнационального общения в Европе.
- Сопоставительный анализ разговорной лексики французского русского языка.
- По русским адресам Парижа.
- Франция в мире Европы.
- Сопоставительный анализ традиционных праздников Франции и России.