Интегрированный урок (химия + информатика) на тему "О вреде курения с диаграммами и графиками". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


На уроке рассматривались:

Проблемные вопросы

  • Влияние курения на здоровье подростка.
  • Школьники и курение.
  • Страшные цифры.

Учебные вопросы

  • Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах;
  • Химический состав табака с точки зрения химии;
  • Почему курение особенно опасно для школьников?

Исследование

  • В проекте дается информация о вреде курения на сердечно-сосудистую систему, головной мозг, органы дыхания. Приводятся статистические данные о связи курения с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, об отрицательном влиянии  курения на физическое и умственное развитие.

Оборудование

  • Компьютеры, подключенные к сети Интернет
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и проблемы исследования.

Цели:

  • Рассказать о негативном влиянии веществ, выделяемых при курении на организм человека.
  • Построить диаграмму состава табака и график изменения частоты пульса при физической нагрузке у здорового человека и у курящего человека с применением приложения Microsoft Excel.
  • Рассказать о свойствах веществ и их влияние на подростковый организм.
  • Сформировать умения проводить исследование и строить компьютерную модель.

3. Введение в тему

Учитель химии:

“Курить или не курить?”.К сожалению на этот вопрос многие школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о Последствиях принятого решения, а чаще всего просто-напросто не зная и не догадываясь о них.

Табак... На его совести огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Жертвами табака становятся не только люди преклонного возраста, но и дети, школьники. Даже самые крошечные создания по вине табака рождаются на свет неполноценными, умственно и физически недоразвитыми.

Ни один из нас не застрахован от происков табака. С ним мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах.

Рассмотрим состав дыма и свойства химических соединений, входящих в табачный дым.

Состав дыма

Курильщики вдыхают смертельный коктейль ядовитых химических соединений, обладающих активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами. Все они накапливаются в организме курящего. Это: смола, сероводород (H2S), угарный газ (СО)(25 мг), никотин(6 мг), метан(1,6 мг), цианистый водород (HCN).  А также более 4000 других канцерогенных соединений.( обучающиеся записывают названия и формулы основных химических соединений, входящих в состав сигареты)

(на экране высвечивается слайд со схемой состава табака).

Построим с помощью электронных таблиц круговую диаграмму о составе табака.

(обучающиеся занимают место за компьютером и получают карточку с данными о составе табака. Построив диаграмму, обучающиеся анализируют, какие вещества наиболее вредны для организма человека и вместе с учителем химии приходят к выводу, что это - никотин)

Учитель химии рассказывает о том, как расходуется никотин при курении.

Учитель информатики предлагает построить диаграмму расхода никотина при курении.

(обучающиеся получают карточку с данными о расходе никотина при курении. Построив диаграмму, обучающиеся анализируют её и вместе с учителем химии приходят к выводу, что оставшийся никотин, т.е 25% от 6м г- это 1,5м г остаётся в организме человека)

Учитель химии:

Никотин относится к нервным ядам.

В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.

В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы детей и подростков болезненно реагируют на табак. Составные части табачного дыма всасываются в кровь через 2-3 минуты. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Чаще всего табакозависимость (привыкание к сигарете) устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения ,наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин “Пассивное курение”.

Учитель информатики:

Поговорим о статистики.

Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут 

Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительнокурящие

  • в 13 раз чаще заболевают Стенокардией,
  • в 12 раз - Инфарктом миокарда,
  • в 10 раз - Язвой желудка.

Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких.

100 выкуренных сигарет равняются году работы с токсичными веществами, способными вызвать рак. 

Влияние пассивного курения

Риск сердечных приступов и смерти на 91% выше для тех, кто регулярно находится среди курящих, и на 58% для тех, кто время от времени проводит время среди курящих.

Уровень смертности от сердечных заболеваний в семье, где курит один из супругов, на 20% выше.

4. Исследование.

Мы узнали о свойствах химических соединений, входящих в состав дыма, о биологическом влиянии на организм человека. А сейчас проведем исследование вреда курения. Решите, пожалуйста, следующие задачи.

Главное действие никотина состоит в том, что всасываясь в кровь, он увеличивает частоту сокращений сердца (на 10-18 уд в минуту) и сужает кровеносные сосуды. За сутки сердце курильщика делает на 25 тысяч сокращений больше, чем сердце не курящего. Проведите исследования изменения пульса у курящего человека и не курящего человека при беге в течение пяти минут. Частоту сокращения сердца можно найти, используя сеть Интернет и информацию на сайтах: http://budzdorovstarina.ru/ ;http://www.tiensmed.ru и энциклопедию по биологии. Постройте графики изменения частоты пульс у курящего и некурящего человека.

(обучающиеся занимают место за компьютером, находят нужные данные в сети Интернет, и в электронных таблицах проводят расчеты частоты пульса курящего человека, используя данные об увеличении сокращений и строят графики, отражающие нагрузку на человека в течение 5 минут. Обучающиеся сохраняют свои работы в файле формата программы Excel).

Учитель химии:

Подумайте!

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают этого  в серьез. 

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли.

Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет.

Курильщик не погибает только потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке.

Учитель информатики по сети проверяет правильность проведенной практической работы, поводит итог практической и исследовательской работы, ставит оценки, выбирает лучшую работу и распечатывает на принтере полученные графики и диаграммы.

5. Итог урока.

Учитель химии и учитель информатики:

Мы рады, что наш урок заставил вас задуматься о своем здоровье.

(на экране слайд со стихами). Дети по очереди его читают.

Дарован был нам первый чистый вдох
Мы ощутили сладкий воздух в лёгких
Наскучил воздух без приправ и вот
Вдыхаем дым табачный, он такой же лёгкий.
Он время дал подумать, пережить
Решить проблемы, и усилить чувство,
Того, что хорошо на свете жить
Но обещание его, как воздух пусто
И нервы успокоит и простит,
Задавит боль и может даже чувства
Но в дыме этом зверь опасный спит.
Не разбудить его - полезное искусство!

6. Домашнее задание.

Подготовить материал о статистике, отражающей курение в нашей стране. Построить диаграмму.