Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей 5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Задачи на развитие познавательных способностей:

а) Закрепить знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего.

б) Знание геометрических фигур.

в) Умение ориентироваться на плоскости листа.

г) Развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов.

д) Развивать мыслительные операции, внимание, память, интерес к предмету.

2. Задачи на развитие связной речи:

а) Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; не перебивать товарищей, строить полные предложения.

3. Воспитательные задачи:

а) Через сказку и сказочные образы прививать любовь к добру – не проходить мимо чужой беды.

б) Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный материал: прямоугольный лист с нарисованными на нем геометрическими фигурами в центре и углах, цифры, изображенные на камнях, набор геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник), три нарисованных замка (рядом с одним из замков нарисована ель), фланелеграф, магнитофон, пособие

1

img1.gif (144 bytes)

2

img2.gif (140 bytes)

3

img3.gif (266 bytes)

4

img4.gif (227 bytes)

5

img5.gif (261 bytes)

6

ЖЕЛТЫЙ

7

СИНИЙ

8

ЗЕЛЕНЫЙ

9

ЧЕРНЫЙ

10

БЕЛЫЙ

2. Раздаточный материал: лист с изображенными на нем точками с числами от 1 до 9, набор геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник), белый лист бумаги (формат А 4) простой карандаш..

Ход занятия

1. Воспитатель рассказывает детям сказку.

Жил-был царь. И была у него дочка – красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка осталась дома. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство, в тридесятое государство. Вернулся царь домой, а царевны нет. Плачет царь, печалится, горюет и просит нас помочь отыскать царевну. Дал царь волшебную карту, которая покажет дорогу в тридевятое царство, в тридесятое государство. Сможете ее запомнить – найдете царевну.

Воспитатель на некоторое время (до 10 секунд) показывает карту:

Дети должны по памяти выложить то же самое на своих листах, а затем рассказать, что и где у них расположено:

- В левом верхнем углу 2 зеленых квадрата, в центре - желтый овал и т. д..

Карту запомнили можно идти дальше.

2. Подошли мы с вами к огромной – огромной горе. Дорога завалена камнями. Чтобы пройти, камни надо разобрать. ( на фланелеграфе – изображение камней с числами от 1 до 10. На каждом камне записано по одному числу:

- Возьмите камень с числом, которое идет после числа 5

- Теперь – с числом, предшествующим числу 4 (или стоящим перед числом 4).

- Следующий – камень с числом, стоящим между 7 и 9 и т. д.

3. Камни мы с вами разобрали, прошли и оказались в волшебном лесу. В этом лесу живут звери. А вот какие звери вы должны угадать и показать этих зверей в движении. Звучит музыкальная запись. Портреты животных в музыке. “Ежик” Д.Кабалевский; “Зайчик” А.Лядов; “Медвежата” Т.Ломова; “Звероловы и звери” муз. Е.Тиличеевой.

4. Царь просил передать царевне бусы, но они рассыпались. Надо бусы собрать. Бусы не простые, состоят из геометрических фигур.

Первая цифра обозначает геометрическую фигуру

Вторая – цвет.

img8.gif (2026 bytes)

А вот вам и подсказка

1

2

3

4

5

6

ЖЕЛТЫЙ

7

СИНИЙ

8

ЗЕЛЕНЫЙ

9

ЧЕРНЫЙ

10

БЕЛЫЙ

По мере того, как дети называют форму, цвет, прошу кого-либо из детей положить на фланелеграф нужную бусинку, постепенно выкладываются бусы.

Молодцы, ребята! Смогли справиться с таким сложным заданием. Красивые бусы получились для царевны.

5. Подошли мы к замкам, в одном из которых спрятана царевна. В котором из замков находиться царевна? Вы сможете отгадать, если правильно соедините последовательно все точки от 1 до 9.

Что же это за дерево? Это ель. Царевна живет в замке, рядом с которым растет ель.

6. Появляется Василиса Премудрая. Она благодарит детей, за то, что они ее нашли.