Цели:
- Учащиеся должны знать
- значение растений для людей и животных, группы, на которые растения делятся;
- роль Красной книги в охране растений;
- растения, занесённые в Красную книгу;
- меры, направленные на охрану растений.
- Учащиеся должны уметь
- формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,
- сотрудничать друг с другом и учителем;
- формулировать правила поведения в природе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- светофорчики (красный, жёлтый, зелёный)
- 3 блок-схемы для заполнения
- набор карточек для цепочек
- для создания плаката – набор картинок, фраз,
- для создания синквейна – правила
1. Оргмомент
(слайд 1) В природе есть солнце. Оно
светит и всех любит и греет. Давайте сотворим
солнце в себе. Закройте глаза, представьте в
своем сердце маленькую звездочку. Мысленно
направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы
чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем
лучик, который несет мир, звездочка стала еще
больше. Я направляю к звездочке лучики, которые
несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность,
ласку. Теперь звездочка становится большой, как
солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.
(проверка эмоционального состояния с помощью
светофорчика))
2. Сообщение темы урока (самост. чтение стихотворения со слайда)
(слайд 2)
Моя планета – человеческий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»
– Какое настроение вызвало стихотворение? (Грустное,
печальное, жалость к природе)
– Почему? (Природа находится в опасности)
– Как вы понимаете последнюю строчку?
– Как сформулируете тему урока? Какие цели себе
поставите: что должны узнать, чему должны
научиться? (слайд 3) (Тема урока –
Охрана растений. Узнать, почему растения требуют
охраны? Какие именно растения нуждаются в охране?
Что необходимо делать, чтобы сохранить
растения?)
3. Повторение (работа в группах)
Для того чтобы ответить на вопросы, давайте сначала вспомним, какие бывают растения и выясним, какое значение они имеют в жизни людей и животных.
1 группа – группы растений
2 группа – значение растений для людей
3 группа – значение растений для животных
Заполните блоки, ответ обоснуйте, т.е. приведите примеры.
(слайд 4) А поможет вам следующая
подсказка!
Обобщение и проверка работы – слайды 5, 6.
4. Работа по теме урока
Почему растения требуют охраны?
Растения существуют на Земле с давних времен. Они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время существует около 350 тыс. видов различных растений. Но с развитием человеческого общества количество растений на Земле очень быстро снижается.
Вот факты: (слайд 7)
До появления человека на Земле один вид исчезал
за 1000 лет.
С 1950 года по 1980 год – 1 вид – за 1 год.
Сейчас – 1 вид – за неделю
В дальнейшем – 1 вид за 1 час.
Почему человек сокращает численность растений? (Обсуждение в группах)
На доске:
Уменьшение численности растений |
(слайд 8)
Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветов. Послушайте одну историю
Экологическая сказка
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды один мальчик забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, которые стали завидовать красивому букету в руках мальчика. Они спросили, где можно собрать такие прекрасные цветы. Мальчик был “добрым” и рассказал друзьям о поляне. Мальчишки гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки: Можно ли мальчика назвать “добрым”? Почему лось заплакал?
Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор. Почему, сорвав растение, мы уменьшаем его численность? Давайте соберём на доске цепочку!
- Сбор цветов ––> отсутствие плодов и семян ––> отсутствие потомства ––> уменьшение численности растений
Ученица читает наизусть стихотворение «Подснежник»
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
(И. Абдулаева)
Во Франции на горных лугах вывешены «обращения» цветов к путешественникам. Там написано: «Не рвите нас. Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте нам произвести потомство. Цветы»
Давайте продолжим собирать цепочку!
- Рост городов, вырубка лесов, лесные пожары ––> нарушение мест обитания ––> уменьшение численности растений
- Вытаптывание ––> уплотнение почвы ––> ухудшение питания растений ––> уменьшение численности растений
При вытаптывании, уплотнении почвы ухудшается питание деревьев, т.к. мелкие корни – основные поставщики питательных веществ – сохнут и ломаются.
- Загрязнение окружающей среды––> нарушение питания, дыхания ––> уменьшение численности растений
Что мы подразумеваем под загрязнением
окружающей среды? Приведите примеры загрязнения
почвы, воды, воздуха.
(слайд 9)
Вывод: по вине человека численность многих растений постоянно снижается.
Физминутка
Встали, поглядели вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья – верхний ярус. Потрясли ладошками. А теперь присядем и станем средним ярусом – кустиками. Встали опустили голову вниз и внимательно посмотрели под ноги. Мы идём (шагают) по нижнему ярусу – траве, где прячутся грибы и ягоды. Посмотрите влево, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскакали и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по-своему следу и прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Сядем и мы тихонько и продолжим урок.
Какие именно растения нуждаются в охране?
– Ребята, я сегодня была в библиотеке и взяла там одну интересную книгу. Кто знает, что это за книга? (Ответы детей)
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы, который составил мировой список животных и растений. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.
Ученица читает стихотворение
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
– А как вы думаете, почему назвали книгу именно
Красной, а не жёлтой или синей? (Красный цвет –
сигнал тревоги, надвигающейся опасности,
предупреждения, вспомните машину пожарной
охраны и т.д.)
Красная книга – это не только сигнал бедствия, но
и программа по спасению редких видов,
находящихся под угрозой исчезновения.
(слайд 10 )
В Иркутской области существует своя Красная
книга. О ней вам расскажут ребята из Учёного
Совета:
Красная книга Иркутской области является
официальным справочником о состоянии 408 видов
грибов, растений и животных Иркутской области,
нуждающихся в охране. Книга содержит сведения об
особенностях, распространении, численности и
мерах охраны редких видов.
Подготовка к изданию Красной книги Иркутской
области была начата в 2008 году, после принятия
правительством Иркутской области
соответствующего закона. Презентация издания
состоялась 20 декабря 2010 года. Тираж книги
составил 1 тыс. экземпляров, над изданием работал
авторский коллектив из 61 человека.
(слайд 11)
Растения, которые необходимо охранять:
(слайд 12)
- Венерин башмачок – встречается во всех районах области, зацветает на 18 год;
- Кувшинка чисто-белая – редкий вид, его называют лотосом севера, часто собирается на букеты;
- Лилия – хозяйственное освоение территории, создание водохранилищ на р. Ангаре, сенокошение, сбор растений на букеты;
- Купальница (жарки), Сон-трава (прострел, подснежник) – расплачиваются за свою красоту и изящество.
Для охраны природы в нашей стране создаются и особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки. И снова слово ребятам из Учёного Совета:
Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком. В нашей стране около 155 заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяется особое внимание. В Иркутской области расположены Байкало-Ленский и Витимский заповедники.
Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы. В Иркутской области находится
Прибайкальский национальный парк.
Для сохранения исчезающих растений создаются и ботанические сады, в которых учёные занимаются разведением тех растений, которым грозит исчезновение. Ведь если какой-нибудь вид растений совсем исчезнет в природе, его никто не сможет восстановить. Если же в ботаническом саду сохранится хотя бы несколько растений этого вида, их можно будет размножить и постараться вернуть в природу.
5. Закрепление изученного
– Итак, красивые растения страдают, как правило, от рук человека. Давайте сейчас попробуем выработать правила поведения, создать рекомендации для людей, направленные на сохранение растений.
1 группа
– разрабатывает правила друзей природы2 группа – создаёт агитационный плакат (выбирая нужные картинки и фразы из предложенных)
3 группа – пишет синквейн
(Защита работ)
Итог работы – слайд 13
Итог урока, домашнее задание
– Вот и заканчивается наш урок. И мне хочется закончить его строчками стихотворения:
…Давай пройдемся медленно по лугу
И здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Рефлексия
– Давайте сейчас сделаем первый шаг в охране растений – посадим полянку знаний. Выберите на парте любой цветок и продолжите фразу на нём… (Сегодня я узнал на уроке…, Мне захотелось…, Я раньше не знал…, Мне было интересно… и т.д.)
Домашнее задание:
- Прочитать стр.84-88, выполнить задания в тетради по этой теме;
- Составить сообщение о растении из Красной книги;
- Нарисовать растение из Красной книги.