Урок окружающего мира по теме "Охрана растений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (727 кБ)


Цели:

  • Учащиеся должны знать
    • значение растений для людей и животных, группы, на которые растения  делятся;
    • роль Красной книги в охране растений;
    • растения, занесённые в Красную книгу;
    • меры, направленные на охрану растений.
  • Учащиеся должны уметь
    • формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,
    • сотрудничать друг с другом и учителем;
    • формулировать правила поведения в природе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • светофорчики (красный, жёлтый, зелёный)
  • 3 блок-схемы для заполнения
  • набор карточек для цепочек
  • для создания плаката – набор картинок, фраз,
  • для создания синквейна – правила

1. Оргмомент

(слайд 1) В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.
(проверка эмоционального состояния с помощью светофорчика))

2. Сообщение темы урока (самост. чтение стихотворения со слайда)

(слайд 2)

Моя планета – человеческий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»

– Какое настроение вызвало стихотворение? (Грустное, печальное, жалость к природе)
– Почему? (Природа находится в опасности)
– Как вы понимаете последнюю строчку?
– Как сформулируете тему урока? Какие цели себе поставите: что должны узнать, чему должны научиться? (слайд 3) (Тема урока – Охрана растений. Узнать, почему растения требуют охраны? Какие именно растения нуждаются в охране? Что необходимо делать, чтобы сохранить растения?) 

3. Повторение (работа в группах)

Для того чтобы ответить на вопросы, давайте сначала вспомним, какие бывают растения и выясним, какое значение они имеют в жизни людей и животных.

1 группа – группы растений
2 группа – значение растений для людей
3 группа – значение растений для животных

Заполните блоки, ответ обоснуйте, т.е. приведите примеры.

(слайд 4) А поможет вам следующая подсказка!
Обобщение и проверка работы – слайды 5, 6.

4. Работа по теме урока

Почему  растения требуют охраны?

Растения существуют на Земле с давних времен. Они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время существует около 350 тыс. видов различных растений. Но с развитием человеческого общества количество растений на Земле очень быстро снижается.

Вот факты: (слайд 7)

До появления человека на Земле один вид исчезал за 1000 лет.
С 1950 года по 1980 год – 1 вид – за 1 год.
Сейчас – 1 вид – за неделю
В дальнейшем – 1 вид за 1 час.

 Почему человек сокращает численность растений? (Обсуждение в группах)

На доске:

Уменьшение  численности  растений

(слайд 8)

Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветов. Послушайте одну историю

Экологическая сказка

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды один мальчик забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, которые стали завидовать красивому букету в руках мальчика. Они спросили, где можно собрать такие прекрасные цветы. Мальчик  был “добрым” и рассказал друзьям о поляне. Мальчишки гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки: Можно ли мальчика назвать “добрым”? Почему лось заплакал?

Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор. Почему, сорвав растение, мы уменьшаем его численность? Давайте соберём на доске цепочку!

  • Сбор цветов ––> отсутствие плодов и семян ––> отсутствие потомства ––>  уменьшение численности растений

Ученица читает наизусть стихотворение «Подснежник»

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”

(И. Абдулаева)

Во Франции на горных лугах вывешены «обращения» цветов к путешественникам. Там написано: «Не рвите нас. Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте нам произвести потомство. Цветы»

Давайте продолжим собирать цепочку!

  • Рост городов, вырубка лесов, лесные пожары ––> нарушение мест обитания ––> уменьшение численности растений
  • Вытаптывание ––> уплотнение почвы ––> ухудшение питания растений ––> уменьшение численности растений

При вытаптывании, уплотнении почвы ухудшается питание деревьев, т.к. мелкие корни – основные поставщики питательных веществ – сохнут и ломаются.

  • Загрязнение окружающей среды––> нарушение питания, дыхания ––> уменьшение численности растений

Что мы подразумеваем под загрязнением окружающей среды? Приведите примеры загрязнения почвы, воды, воздуха.
(слайд 9)

Вывод: по вине человека численность многих растений постоянно снижается.

Физминутка

Встали, поглядели вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья – верхний ярус. Потрясли ладошками. А теперь присядем и станем средним ярусом – кустиками. Встали опустили голову вниз и внимательно посмотрели под ноги. Мы идём (шагают) по нижнему ярусу – траве, где прячутся грибы и ягоды. Посмотрите влево, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскакали и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по-своему следу и прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Сядем и мы тихонько и продолжим урок.

Какие именно растения нуждаются в охране?

– Ребята, я сегодня была в библиотеке и взяла там одну интересную книгу. Кто знает, что это за книга? (Ответы детей)

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы, который составил мировой список животных и растений. Учёные  решили назвать этот список Красной книгой.

Ученица читает стихотворение

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

– А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не жёлтой или синей? (Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения, вспомните машину пожарной охраны и т.д.)
Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

(слайд 10 )

В Иркутской области существует своя Красная книга. О ней вам расскажут ребята из Учёного Совета:
Красная книга Иркутской области является официальным справочником о состоянии 408 видов грибов, растений и животных Иркутской области, нуждающихся в охране. Книга содержит сведения об особенностях, распространении, численности и мерах охраны редких видов.
Подготовка к изданию Красной книги Иркутской области была начата в 2008 году, после принятия правительством Иркутской области соответствующего закона. Презентация издания состоялась 20 декабря 2010 года. Тираж книги составил 1 тыс. экземпляров, над изданием работал авторский коллектив из 61 человека.
(слайд 11)
Растения, которые необходимо охранять: (слайд 12)

  • Венерин башмачок – встречается во всех районах области, зацветает на 18 год;
  • Кувшинка чисто-белая –  редкий вид, его называют лотосом севера, часто собирается на букеты;
  • Лилия – хозяйственное освоение территории, создание водохранилищ на р. Ангаре, сенокошение, сбор растений на букеты;
  • Купальница (жарки), Сон-трава (прострел, подснежник) – расплачиваются за свою красоту и изящество.

Для охраны природы в нашей стране создаются и особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки. И снова слово ребятам из Учёного Совета:

Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком. В нашей стране около 155 заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяется особое внимание. В Иркутской области расположены Байкало-Ленский и Витимский заповедники.

Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы. В Иркутской области находится

Прибайкальский национальный парк.

Для сохранения исчезающих растений создаются и ботанические сады, в которых учёные занимаются разведением тех растений, которым грозит исчезновение. Ведь если какой-нибудь вид растений совсем исчезнет в природе, его никто не сможет восстановить. Если же в ботаническом саду сохранится хотя бы несколько растений этого вида, их можно будет размножить и постараться вернуть в природу.

5. Закрепление изученного

– Итак, красивые растения страдают, как правило, от рук человека. Давайте  сейчас попробуем выработать правила поведения, создать рекомендации для людей, направленные на сохранение растений.

1 группа – разрабатывает правила друзей природы
2 группа – создаёт агитационный плакат (выбирая нужные картинки и фразы из предложенных)
3 группа – пишет синквейн

(Защита работ)

Итог  работы – слайд 13

Итог урока, домашнее задание

– Вот и заканчивается наш урок. И мне хочется закончить его строчками стихотворения:

…Давай пройдемся медленно по лугу
И здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Рефлексия

– Давайте сейчас сделаем первый шаг в охране растений – посадим полянку знаний. Выберите на парте любой цветок и продолжите фразу на нём… (Сегодня я узнал на уроке…, Мне захотелось…, Я раньше не знал…, Мне было интересно… и т.д.)

Домашнее задание:

  • Прочитать стр.84-88, выполнить задания в тетради по этой теме;
  • Составить сообщение о растении из Красной книги;
  • Нарисовать растение из Красной книги.

Приложение 1