Цель урока: Сформировать представление об обитателях болот, причинах накопления торфа, объяснять роль организмов и круговорота веществ в экосистеме.
Задачи урока:
- Продолжить формирование понятия “экосистема” на примере сообщества болота.
- Научить объяснять значение круговорота веществ в природе.
- Уметь называть, из чего состоит экосистема.
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
- осознание потребности в изучении экосистемы болот
- толерантное отношение к окружающим
Метапредметные (МПР):
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
Познавательные:
- наблюдение за растениями и животными болот
- умение задавать вопросы по теме
- наблюдение за ролью болот в жизни человека;
- умение работать с текстом;
Коммуникативные:
- выполнять правила работы в паре, группе.
Предметные (ПР):
- знать обитателей болот;
- определять роль организмов разных профессий в экосистеме болота;
- находить пищевые связи между обитателями болот;
- уметь задавать вопросы к прочитанному тексту
- понимать причины перехода одной экосистемы в другую
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютерная презентация,
- иллюстрации
- гербарий растений болот
- коллекция “Торф и продукты его переработки”
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Слайд 1, 2
1) Выбери правильные ответы:
- Озёра располагаются в углублениях суши
- Разрушителям в озере приходится выполнять двойную работу
- Отходы в озере полностью перерабатываются разрушителями
- Озеро со временем зарастает и превращается в болото
- Экосистема озера “двухэтажная”
- На дне водоёмов живут потребители
- Почему некоторые ответы не были выбраны? Объясните.
2) Повторение.
- Все ли профессии живых организмов есть в озёрной экосистеме?
- Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере? Почему озеро начинает зарастать?
III. Постановка проблемы. Определение основного вопроса урока.
Лена и Миша гуляли по лесу. Вдруг дети почувствовали, что под ногами зыбкая земля.
- Куда забрели дети, догадайтесь, отгадав загадку:
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
Слайд 3
С. 50 учебник. Чтение диалога Лены и Миши.
- О какой экосистеме говорит Миша?
- О какой экосистеме мы сегодня будем говорить? (Об экосистеме болота)
Слайд 4
2) Актуализация знаний о болоте.
- Где на поверхности Земли расположены болота?
- Что было прежде на месте болот?
- Что происходит с экосистемой, если в ней круговорот замкнут не полностью?
Кого из обитателей болот вы знаете?
Заполнение кластера на доске.
- Скажите, какие ещё знания нам понадобятся сегодня? (...)
Слайд 5
Вопросы для изучения:
- Как происходит превращение озера в болото?
- Кто входит в сообщество болота?
- Почему вода в болоте не высыхает?
- Что появится на месте болота с течением времени?
- Какова роль болот?
IV. Физкультминутка.
V. Решение проблемы урока. Открытие новых знаний.
1) Изучение 1 вопроса
Как происходит превращение озера в болото?
Работа в паре.
С. 50 учебник, работа по серии рисунков.
- Рассмотрите рисунки и объясните, как происходит превращение озера в болото?
- Как же озеро превратилось в болото?
(Представление своих рассказов)
Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них быстрее превратится в болото? Почему? (Бессточное озеро быстрее превратится в болото, т.к. в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек)
Слайд 6
Круговорот веществ в озере не замкнут, живые организмы не успевают использовать некоторые вещества и они накапливаются. Условия в озере меняются. Растения покрывают не только берега, но и дно, сплетаются корнями, образуя ковёр-сплавину.
2) Изучение 2 вопроса
Кто входит в сообщество болота?
Работа по группам.
Каждая группа получает конверт с изображениями производителей, потребителей, разрушителей из разных экосистем.
Задание: Заселить болото.
Выбрать и наклеить на лист ватмана, на котором изображено болото, только те иллюстрации, которые относятся к экосистеме болота. Стрелками показать круговорот веществ.
Выступления групп.
Слайд 7, 8, 9
3) Дополнение кластера на доске.
4) Изучение 3 и 4 вопросов
- Почему вода в болоте не высыхает?
- Что появится на месте болота с течением времени?
а) Ситуация для обсуждения:
В Англии однажды был найден провалившийся в болото, несколько веков назад, закованный в латы, рыцарь вместе с лошадью. (Предположения детей)
Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болот.
Загадка.
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
Сфагновые мхи - лиственные мхи.
Слайд 10
Наблюдение. Рассматривание гербария.
б) Сообщение ученика о мхе сфагнуме
Летом, когда жаркое солнце подсушит болота, появляются среди редких осинок и березок островки снега. Загадка этих снежных островков разгадывается просто. Это мох сфагнум высох от жары и вместо салатового цвета приобрел белый. Недаром его так и называют — белый мох. Но растение не погибло, просто пережидает неблагоприятные для себя условия. А пройдет дождь — и мох как губка впитает в себя влагу и снова станет прежним. Из всех мхов только сфагнум имеет такой цвет.
На первый взгляд сфагнум выглядит очень просто: один стебелек, от которого отходят листочки. Но это не так. То, что кажется листочками, на самом деле веточки. Чем выше по стеблю располагаются веточки, тем скученнее они к верхушке. А на самом верху собираются они в плотный пучок. Листья у сфагнума — мельчайшие чешуйки. Если рассмотреть их под микроскопом, то можно заметить любопытную особенность. Лист словно зеленая сетка с белыми ячейками. Живые клетки — ярко-зеленые, а белые ячейки — это мертвые, пустые клетки. Они словно цистерны для воды. Во время дождя впитывают воду, и растение станет зеленоватым, а когда пустые, то в них воздух, и растение сразу принимает беловатую окраску.
Среди высших растений мхи — самые примитивные и самые мелкие. У них нет настоящих корней, стебли и листья устроены просто. Роста мхи небольшого — несколько миллиметров, реже сантиметров. А листья у некоторых видов настолько малы, что рассмотреть их можно лишь под микроскопом.
Круглый год мхи зеленые. Но самые добрые времена наступают для них, когда идет дождь. Сколько же времени может находиться мох сухим? Оказывается, несколько лет. Можно даже вынуть растение из гербария, напоить водой, и оно сразу оживет.
Любят мхи сосняки и ельники. А вот в лиственных лесах лишь небольшие островки. Мхи не уживаются с этими деревьями.
Во время войны сфагнум партизаны использовали вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота. Поэтому на сфагновых болотах выделяющийся сфагнол препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившиеся трупы животных.
в) Работа по учебнику.
Работа в парах.
С. 52 “Как образуется торф”
- Прочитать и придумать вопросы по содержанию текста. Задать вопросы своему товарищу.
г) Демонстрация коллекция “Торф и продукты его переработки”.
д) Учимся понимать текст.
Работа по тетради. С.26-27 (тест)
VI. Физкультминутка.
VII. Обобщение новых знаний.
Какова роль болот?
Слайд 11
Роль болот:
- Среда обитания живых существ
- Смягчают климат окружающей среды
- Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек
- Добыча сфагнума
- Добыча торфа
Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной!
VIII. Применение новых знаний.
Наш урок подходит к концу, попробуйте ответить на следующие вопросы и оценить свою работу на уроке.
Слайд 12
- Как возникает болото?
- Кто входит в сообщество болота?
- В сходство и различие экосистем озера и болота?
- Почему болотная система переувлажнена?
- Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно?
- Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет?
- Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают?
- Что произойдёт, если осушить болота на большой территории?
- Чем опасно осушенное болото?
IX. Итоги урока.
Решение кроссворда, тетрадь с.25 № 4
- Над какой проблемой мы работали сегодня на уроке? Что важного узнали?
Озеро и болото – это богатство нашей планеты. Как к ним надо относиться?
Слайд 13
X. Домашнее задание.
1. Тетрадь, с.25 №1-3
2. Опережающее задание: подготовить сообщения об обитателях луга, найти иллюстрации.