Цель урока:
- познакомить с числом и цифрой 8;
- закрепить знания состава чисел 7 и 8;
- формировать вычислительные навыки в пределах 8;
- повторить последовательность чисел в пределах 10;
Задачи:
- Деятельностные: тренировать способность к исследованию ситуации; формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности.
- Воспитательные: формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы.
- Образовательные: научить сравнивать множества по количеству; тренировать способность к составлению выражений по рисункам, сравнению выражений; научить писать и правильно использовать цифру 8.
- Развивающие: тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
УУД
- Личностные. Умение самостоятельно сделать выбор.
- Регулятивные. Умение организовать свою деятельность.
- Познавательные. Умение результативно мыслить.
- Коммуникативные. Умение взаимодействовать в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и писать цифру 8; обозначать цифрой 8 соответствующее количество предметов; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; работать в паре.
Ход урока
1. Организационный момен
Сегодня на уроке гости – это герои знаменитой сказки Николая Носова, Незнайка и его друзья. Они помогут нам сегодня на уроке. Герои этой замечательной сказки живут в солнечном городе, где много цветов.
Послушайте, какую красивую песенку поет он. (Слайд №1)
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
- Согласны вы с его содержанием? Как вы понимаете слова о том, что учение пригодиться в жизни?
- Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор.
Цветов из цветочного города будет много на нашем уроке. За правильный ответ каждый получит цветок. В конце урока мы посчитаем, у кого получится больше.
2. Устный счет.
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
- Счет до 20 вперед и обратно.(можно использовать линейку.)
- Сосчитайте от 11 до 16, от 19 до 13.
- Назовите последующее число 8. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 7, 12. На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между 6 и 8, 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 18, слева от 14?
- Назовите соседей числа 9.
- Найдите значение выражений:
7-2
3+2
5+2
- Что общего во всех выражениях? (одно действие, второе число в выражении равно 2)
- Какое выражение “лишнее”? (7-2 – это разность, а остальные суммы; 5+2 –его значение равно 7, а остальных – 5;)
3. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.
Расскажите все, что вы знаете о числе 7.
(ученики называют возможные варианты состава числа 7, учитель записывает их на доске
1+6,
2+5,
3+4,
4+3,
5+2,
6+1,
3+4
Проверим, все ли случаи мы назвали. В этом нам поможет девочка по имени Ромашка. Как вы определили?
Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить это задание? Зачем нужно знать состав чисел?
3. Организация поиска затруднения в учебной деятельности.
Семь грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принёс?
Почему мы не можем отметить это число на числовом отрезке?
4. Решение проблемной ситуации.
Вспомните, как мы изучали числа?
- Мы определим место числа 8 на числовом отрезке, дадим характеристику числу 8, построим графическую модель числа, научимся изображать число 8 цифрой, поработаем над составом числа 8.
- Давайте определим место числа 8 на числовом отрезке.
- Что для этого надо сделать?
- Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.
Расскажите, что вы знаете о числе 8.
Какой наш следующий шаг? Как получить графическую модель числа8.
5. Работа в парах над составом числа 8.
Перед вами полоски бумаги. Сколько клеточек на ней? Вам надо договориться между собой и покрасить его, синим и красным цветом. Каждый красит одним. По сколько клеточек покрасите, договоритесь сами. Мы посмотрим, что получится.
Давайте посчитаем закрашенные клеточки и запишем выражение.
1+7
2+6
3+5
4+4
5+3
6+2
7+1
Что это у нас получилось?
Теперь посмотрите на задание 2 странице 14 учебника. Почему в домике числа 8 только четыре этажа?
Решение примеров в тетради с комментированием.
Где в этих примерах целое, где части?
Как найти часть?
7. Закрепление изученного.
1. Состав числа 8 (№3, с.13)
- Что изображено на рисунке?
- Чему равно целое?
- Чему равны части?
- Выполните первое задание с комментированием у доски.
- Выполните второе задание с комментированием с места.
- Выполните третью часть задания самостоятельно.
- Проведите взаимопроверку. Если задание выполнено правильно поставьте +, если нашли ошибку - обсудите в парах правильность выполнения задания.
2. Самостоятельная работа (№4, с.13)
- Что нужно сделать? (заполнить пустые клетки)
- Выполните задание
8. Включение в систему знаний ранее изученного.
1. Сравнение чисел до 8(№2, с.12)
2. Логическое задание (№5, с.13)
9. Рефлексия урока. Давайте посмотрим, что у нас получилось: поднимите цветы, кто получил один и т.д. Давайте соберем их в одну большую корзину и подарим нашим гостям.Вот как красиво у нас получилось, надеемся у нас у всех поднялось настроение.