Конспект непосредственно образовательной деятельности "Когда семья вместе, так и душа на месте"

Разделы: Работа с дошкольниками


Старший дошкольный возраст

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, художественное творчество, труд, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

Цель: расширять представления дошкольников о семье, о важности любви, добра и уважении в семейных отношениях.

Задачи:

  • Воспитательные:
    • воспитание чувства любви к близким и родственникам.
  • Развивающие:
    • совершенствовать певческие навыки детей;
    • развивать эмоциональную отзывчивость детей;
    • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;
    • развивать связную речь; развивать коммуникативные способности детей;
    • развивать познавательный интерес к искусству, художественное восприятие, творчество, фантазию.
  • Обучающие:
    • формировать у детей интерес к познанию своей семьи, желание изображать генеалогическое древо;
    • учить детей создавать модель “Генеалогического древа” семьи;
    • продолжать формировать знания о жанрах живописи: уточнять знания о портрете, его видах, признаках и особенностях;
    • закреплять умения создавать образ человека (матери) на основе контура ладони в технике аппликации и рисунка.

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, CD-диски;
  • мультимедиа-система, презентация;
  • песня “Эниемэ” музыка Г.Гараевой, слова Л.Юнусовой, песня “Моя семья” слова и музыка А.Ермолова;
  • 2 детских микрофона;
  • фотографии из семейного альбома детей (в презентации);
  • картинки с изображением мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки (в презентации);
  • кружки красного, зеленого и желтого цвета;
  • двухсторонний скотч для приклеивания кружков;
  • рисунки генеалогического древа, на каждого ребёнка;
  • мольберты для самостоятельной работы детей;
  • муляжи овощей и фруктов, корзины – 1 большая, 2 корзины средние;
  • репродукции портретов (семейные, одиночные, в полный рост, погрудные, по пояс), картинки с изображением причёсок, альбом с фотографиями, образцы для аппликации “Прическа для мамы”;
  • у детей: 1\2 альбомного листа, цветная бумага, восковые мелки, ножницы, клей.

Методы и приёмы:

  • словесный – художественное слово, пословицы, поговорки, загадки, беседа, составление рассказа, упражнение на развитие лексико-грамматических категорий, пояснения;
  • наглядный – исполнение песен, презентация, показ образца; показ репродукции картин в портретном жанре, картинок с изображением причёсок;
  • продуктивный – изготовление семейного древа, портрета мамы;
  • игровой – эстафета, сюжетно – ролевая игра “Телепередача”, дидактические упражнения и игры.

Предварительная работа.

Разучивание песен, стихотворений, народных игр, пословиц и поговорок о семье и её членах. Чтение рассказа Осеевой “Сыновья”, татарской народной сказки “Три дочери”. Рассматривание семейных альбомов и репродукций картин о семье, беседы о семье и её членах, рисование на тему “Портрет моей мамы”, организация выставки детских работ.

Встреча в телестудии на передаче “Пусть говорят”.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети под музыку проходят в зал, строятся в линейку. Музыкальное приветствие.

Муз. Рук. “Исәнмесез, балалар”.

Дети. “И – сән - ме - сез”.

Муз. Рук. Хәлләрегез ничек?

Дети. “Бик ях - шы, рә - хмәт!”.

Дети.  “И – сән – ме – сез, ку – нак – лар!”

Гости. “Исәнмесез”.

Проводится музыкальное  упражнение “Здравствуй, говори”.
Дети садятся на стулья (под музыку)

Воспитатель.  Ребята, представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу “Пусть говорят”. Вы согласны быть участниками этой передачи?

Дети. Да.

Воспитатель. А  мы на передаче кем будем? с Резедой Ахатовной?

Дети. Телеведущие.

Воспитатель.  А гости, которые  присутствуют в зале?

Дети. Телезрители.

Воспитатель. А тему сегодняшней передачи, вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд № 2

На экране мультимедиа  соответствующая картинка. “7 я”

Воспитатель. Посмотрите на экран.

Дети. Семья.

Воспитатель. Верно, молодцы. Итак. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии дети из детского сада “Рябинушка” города Елабуги. Они пришли, чтобы поговорить о самом важном, что может быть у человека в жизни – своей семье!

Вместо рекламных пауз у нас будут музыкальные, поэтические, игровые.

Так что это такое семья? Как вы, думаете?

Высказывания детей:

Семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В семье папа и мама работают, они заботятся о доме и детях.

Воспитатель. Вдвоём легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинают помогать родителям.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем всем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче. 

Ребята! Сегодня гостем нашей программы будет девочка по имени Алсу. Она прислала видеописьмо с картинками, на которых изображены члены её семьи. В письме она знакомит нас со своей семьёй. Посмотрите на экран. Слайд № 3. Это сама Алсу. Слайд № 4. Этого мальчика зовут Ренат. Маму зовут Зухра, папу Рустам. Дедушку зовут Фарит, бабушку Дамира. А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Я буду показывать слайды (картинки) и задавать вопросы, а вы на них отвечать полным предложением.

Упражнение на развитие лексико-грамматических категорий.
Слайд № 5. Мальчик (Ренат) для папы и мамы кто? – Сын.
Слайд № 6. Мальчик (Ренат) для дедушки и бабушки? – Внук.
Слайд № 7. Девочка (Алсу) для папы и мамы? – Дочь.
Слайд № 8. Девочка (Алсу) для дедушки и бабушки? – Внучка.
Слайд № 9. Папа для дедушки и бабушки? – Сын.
Слайд № 10. Мама для дедушки и бабушки? – Дочь.
Слайд № 11. Мальчик (Ренат) для девочки (Алсу) в семье кто? – Брат. Девочка (Алсу) для мальчика (Рената) в семье кто? – Сестра.
Слайд № 12.

Воспитатель. Видите, как радуется этот малыш? – Значит, вы ответили правильно.

Воспитатель. Алсу с Ринатом любят играть. Рассматривать картинки в книжках. Они предлагают поиграть в игру “Какой? Какая?” по этой картинке. Слайд № 13.

Какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, и других членах семьи.

Дидактическая игра “Подбери признаки”

Дети по цепочке передают микрофон друг другу и называют слово.

  • Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
  • Папа – строгий, умный, сильный, деловой, серьёзный,…
  • Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая, заботливая,…
  • Дедушка - старый, мудрый, седой, трудолюбивый, жизнерадостный, доброжелательный,…
  • Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая, голубоглазая, светловолосая,…
  • Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный, игривый, шустрый, забавный,…

Слайд № 14.

Воспитатель. Опять наш малыш радуется – молодцы! Слайд № 15.

Муз. Рук. В своем видеописьме Алсу прислала нам музыкальное упражнение “Что такое семья?” Встали, ребята, распоемся.
На экране друг за другом появляются слайды с фотографиями детей и их родителей. Эти фотографии в приложении отсутствуют.

Воспитатель. Ребята, а кто для ребёнка самый родной, самый близкий человек?
Ответы детей. Слайд № 15 .

Мама – это самое первое слово, которое произносит малыш. На разных языках народов мира звучит оно ласково и нежно. Например, по-татарски – әни,

Мама – по-русски, по-французски – маман, по-башкирски – әсәй, по-немецки – муттер, по-английски – мазе, по-марийски – авай, ненько – по-украински.

Муз. Рук.  А по-татарски  - также ласково и нежно  - әни. Мы знаем песню на татарском языке “Әнием, син энҗе бөртегем”. 

 На экране слайды с фотографиями матерей детей. Эти слайды также исключены из приложения.                                                                             

Офтальмологическая пауза (упражнения для снятия зрительного утомления).

Муз. Рук. Наши глазки устали. Так давайте сделаем гимнастику для глаз.  Я буду говорить слова, а вы, хлопайте, ресницами, будто это крылышки у бабочки. Дети выполняют упражнение для глаз.

Воспитатель. Вы нежно, душевно и ласково исполнили песню о маме.
Сейчас послушаем стихотворения о семье.  “Моя семья”. ,"Что такое семья?

Воспитатель. Спасибо. О семье в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

  • Братская дружба, крепче каменных стен.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Когда семья вместе, так и душа на месте.
  • Нет лучшего друга, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Изба детьми, весела. 
  • Әти – шикәр, әни – бал.
  • Ялгыз агачны җил сындыра
  • Әнкәй җылысы – кояш җылысы.

Воспитатель.  Ребята, а вы родителям помогаете? Как вы это делаете?

Ответы детей.

Воспитатель.  Давайте поиграем. Разделимся на 2 команды и разберем выращенный семейный урожай на овощи и фрукты. (Дети по команде воспитателя рассчитываются на “1”, “2”, игра проводится  в эстафетной форме). Молодцы, вы справились с заданием.

Воспитатеь. Чтобы была крепкая, дружная семья нужна крепкая опора, крепкие, мощные, здоровые корни. У какого растения такие корни?

Дети. У дерева. Слайд №16.

А сейчас я вам покажу один из способов изготовления семейного дерева. Слайд №17.
Посмотрите на экран, это веточка дерева. Рассмотрите её и скажите, какой величины листочки наверху дерева, а какие внизу? – вверху маленькие, а внизу большие. Ребята, ваша семья, как эта веточка, а каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. это дерево без листочков. Слайд №18.

Листочками будут кружочки. Красные – это дети, зеленые – это папа с мамой, желтые – это бабушки и дедушки.  Слайд №19. 

(Под негромкую музыку дети возле мольбертов выполняют задание ) Вот мы и увидели ваши семейные деревья, их еще называют генеалогическими. Дома вы вместе с родителями можете вместо кружочков наклеить фотографии членов семьи, можете подписать, кружочки или фотографии. Получится еще лучше. Слайд №20.

Воспитатель. А сейчас расскажите о своей семье. (Рассказы детей.)

Игра “Что бы вы хотели пожелать своей семье?” (Дети передают друг другу мягкую игрушку – сердце и проговаривают свои пожелания). Слайд №21.

На этом наша встреча подходит к концу. И в заключении давайте исполним песню “Моя семья”.

Дети, мы желаем вам, чтобы ваши семьи, ваши близкие были здоровы и счастливы.

Мы благодарим всех гостей студии и участников программы за то, что провели этот час с нами. До новых встреч в телестудии. До свидания! Слайд №22.

“Прическа для мамы”

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель.  Семья - это радость тепло и уют. Семья – это дом где всегда тебя ждут.
- О чем эти строки? - А что такое семья, по-вашему?

Дети.  Это люди, которые уважают друг друга, любят друг друга, … заботятся друг о друге, … сочувствуют друг другу.

- Какие вы знаете пословицы о семье?

Дети.  Если есть отец да мать, так ребенку благодать. У отца с матерью и на морозе тепло. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Воспитатель. А я знаю вот такую красивую пословицу: Любящая мать - душа семьи и украшение жизни. О ком эта пословица? А, вы, какие знаете пословицы о маме?

Дети.  Птица рада весне, а дитя матери. Мать кормит детей, а земля людей. Без матери и солнце не греет.

Воспитатель.  Мама - это первое слово, которое произносит в своей жизни человек. Многие поэты, композиторы и художники посвящают свои произведения матери и семье. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Григория Виеру о маме, которое выучил Вадим. А Аделина расскажет стихотворение Мориса Карема о семье “Пять пальцев”.   

  (Дети рассказывают стихотворения.) 

Сейчас я предлагаю пройти на нашу выставку картин.
Кто изображен на этих репродукциях? (Ответы детей.)

Как называется жанр живописи, изображающий  человека?  Какие еще бывают жанры живописи? (Ответы детей.)

Если видишь на картине чей-то профиль иль анфас,
Или может быть задорный и веселый чей-то глаз,
Может папа или мама может дедушка и я,
Нарисована в картине может вся моя семья,
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет.

Портреты бывают  в полный рост, по пояс и погрудные. (Дети находят соответствующие.)                                                                                                         

 - Портреты бывают одиночные и групповые (Дети находят.)

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их по наследству из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомится со своими прадедушкой, прабабушкой.  В старину не было фотоаппаратов, да фотография и не может  передать живую душу человека.  Картина, написанная художником, передает настроение и состояние человека, изображенного в портрете. (Дети ищут радостный портрет и грустный.)

Можно ли узнать, рассматривая портрет, когда жил изображенный человек? (Воспитатель предлагает найти старинные и современные портреты и спрашивает, как дети определили: по одежде и окружающим предметам.)
В наше время в каждой семье есть фотоаппарат, и каждое событие фотографируется: рождение ребенка,1 сентября, выпускной в школе, свадьба и др.

Есть в доме семейный альбом. Как в зеркале мы отражаемся в нем.
Пусть не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Воспитатель достает из альбома фотографии и предлагает поиграть в игру “Собери цепочку”.

Игра “Собери цепочку”.

Дети раскладывают фотографии согласно возрасту и полу:      

1. Младенец - девочка – школьница – студентка - мама – бабушка.                                                              

2. Младенец – мальчик – школьник – студент – папа - дедушка.

-А теперь другая игра - “Какая мама?”. Я буду говорить, что мама делает, а вы какая она, но одним словом.

Игра “Какая мама?”

  • Если мама желает добра – доброжелательная.
  • Мама занимается хозяйством – хозяйственная.
  • У мамы большие глаза – большеглазая.
  • У мамы черные брови – чернобровая.
  • У мамы круглое лицо – круглолицая.
  • У мамы длинные волосы – длинноволосая.
  • У мамы голубые глаза – голубоглазая.
  • Если мама радуется жизни – жизнерадостная.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы мама радовалась жизни, чтобы у нее было хорошее настроение?                                                                                                                                                  

Дети. Говорить добрые слова, помогать, дарить подарки, сделанные своими руками. 

Воспитатель. Если мама себе сделает новую прическу, она будет рада. Предлагаю вам сделать сегодня аппликацию “Прическа для мамы”.

Рассмотрим, какие бывают прически. Их огромное количество. Они отличаются по форме и по фасону. В прическах могут быть использованы заколки, банты, ободки,  и даже цветы.

Отгадайте некоторые парикмахерские загадки:

Здесь любого подстригут, пышно локоны взобьют. 
А, маму так преобразят, что папа очень будет рад. (Парикмахерская)     

Каждая девчонка знает, что прическу украшает.           
Вещь мала, но не без толку. Держит волосы. (Заколка)

У маленькой Катюшки уселся на макушке                                                                                          
Не мотылек не птичка, а держит все косички. (Бант)

Нужно кудри расчесать знать трудится ей опять.                                                           

Хороша у тех прическа у кого в руках. (Расческа)

Рассмотрим   какие прически можно сделать: короткие, средней длины, длинные, уложенные в высокую прическу, украшенные заколками и цветами.

Чтобы сделать нашу аппликацию мы будем использовать свои ладошки. Таким способом мы уже пользовались. Что нам нужно сделать, чтобы получилось лицо?

Дети. Обвести ладонь, соединив пальцы.

Воспитатель. Чтобы получились разнообразные прически, ладошку будем располагать по-разному: отведя большой палец, использовать обе ладони, располагая их в разные стороны. Глаза вырезаем из маленького белого прямоугольника, сложив его пополам.

-Где на лице расположим глаза?  (На середине лица).

Все остальное: зрачки, ресницы, брови, нос, рот, рисуем восковыми мелками. По желанию, на свой вкус, украшаем прическу мамы заколками, бантами, цветами, можно сделать бусы, серьги и другие украшения. Перед началом аппликации мы с вами отдохнем

Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Простясь  до завтра с детским садом, шагает дочка с мамой рядом,
Но вот заныла по пути: “ Устала я шагать идти”.
- “Зачем шагать?” - сказала мать “Попробуй зайцем поскакать.
Вот так. Еще давай-ка! Отлично! Ай - да  зайка!
Теперь давай-ка, покажи-ка, как семенит в норе ежиха,
Теперь как бегает щенок. Ух как! Стремглав, не чуя ног!                       
Как за птенцом крадется кошка? Неслышно, вкрадчиво, сторожко…
А как ступает слон большой?  - Трясутся стены дома!
А как бельчонок? Но постой! Вот мы уже и дома!

Выполнение аппликации.

В конце занятия все вместе рассматриваем получившиеся портреты мам. Отмечаем разнообразие причесок, рассматриваем некоторые из них, находим самых веселых и
жизнерадостных мам. 

Приложение

Использованная литература

1. Немешаева Е.А. Ладошки. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 144 с.
2. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. – М.:      Педагогическое общество России, 2006. – 192 с.
3. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.  – 96 с.
4. Метельская Н.Г.100 физкультминуток на логопедических занятиях”. –      М.:    Творческий Центр Сфера. 2010.
5. Затуллина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая   группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
6. Интернет-источник - Сайт Педсовет