Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

Учебные:

  • Вспомнить алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.
  • Продолжить работу по развитию вычислительных навыков.

Развивающие:

  • Развитие умения решать задачи изученных видов.
  • Создание условий для формирования мыслительных операций.

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин)

Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания. (5 мин)

Дата, классная работа.

- Дома вы выполнили задание. Все ли получилось?

Презентация.

- Сегодня с нами на уроке будет шведская писательница Астрид Линдгрен?(Слайд 2) Какую сказку написала эта писательница? (“Малыш и Карлсон”) (Слайд 3)

- К сожалению, Карлсон улетел, но оставил письмо.

Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.)

- Ребята, давайте скорее выполним математические задания. Если мы их выполним правильно, то к возращению Карлсона, у нас для него будет сюрприз. Итак, первое задание.

III. Устный счет (Слайд 5) (10 мин)

1. Решение цепочек (стр. 50, № 1122).

а) 2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7

б) 5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9

2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)

9
8
5
12
8
11
10
6
24
13
15
16
7
7
12
25

- Какие дроби называются правильными?

- Какие дроби называются неправильными?

- Как по-другому представить неправильные дроби?

- Из чего состоит смешанное число?(Слайд 7)

IV. Актуализация знаний. (3 мин)

Найдите лишний пример (слайд 8)

2/8 + 3/8 14/12 – 7/12 7/9 + 1/9 3 1/7 + 2 3/7 18/27 -5/27

- Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение смешанных чисел) (Слайд9)

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим правила сложения и вычитания смешанных чисел, сформулируем их.

- Сформулируйте правило сложения смешанных чисел. (Слайд 10)

- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. (Слайд 10)

Стр. 48 учебника, правило

VII. Применение правила. (7 мин)

№2

а) 3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7

б) 54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7

VIII. Физкультминутка (Слайд12 ) (2 мин)

Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

IX. Закрепление изученного материала (10 мин)

1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим примеры и соотнесем их с ответами. Записываем № 3 в тетрадях (Слайд 13)

3 7/13 – 4/13= 4 – В
5 2/5+1/5= 7 4/6 – О
10 2/3-6= 3 3/13 – У
2 2/7+2 4/7= 4 6/7 – Е
8 5/9-3= 5 5/9 – Х
3/6+7 1/6 = 4 2/3 – П
7 4/5-3 4/5= 5 3/5 – С

 

У С П Е Х О В

2. Работа над задачами.

а) Стр. 49, №1115.

Прочитайте задачу.

  • Сколько конфет в одной коробке?
  • Сколько конфет в другой коробке?
  • Как ответить на вопрос задачи?

Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)

б) Стр. 49, № 1116.

  • Чему равна длина красной ленты?
  • Что сказано про длину белой?
  • Что значит на 2 1/5 м короче?

Как будете решать эту задачу?

Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)

Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные, помогаете друг другу.

(прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и вернулся. Мы дарим коробку конфет. Но он хочет задать Вам несколько вопросов.

X. Итог урока (вопросы Карлсона). (5 мин)

  • Что такое смешанное число?
  • Как сложить смешанные числа?
  • Как вычесть смешанные числа?

Это вам поможет справиться с домашним заданием. (слайд17)

XI. Домашнее задание: п.29 (выучить правило), № 1136,1137(Слайд 18) (2 мин)

Используемая литература.

  1. Учебник Н.Я. Виленкина Математика5, вторая часть, изд-во “Мнемозина”.М., 2011.
  2. Дидактические материалы Математика 5 класс В.И. Жохов, А.С.Чесноков, М., 2009.
  3. Интернет-ресурсы:images.yandex.ru.