Цели:
Учебные:
- Вспомнить алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.
- Продолжить работу по развитию вычислительных навыков.
Развивающие:
- Развитие умения решать задачи изученных видов.
- Создание условий для формирования мыслительных операций.
Воспитательная:
- Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин)
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания. (5 мин)
Дата, классная работа.
- Дома вы выполнили задание. Все ли получилось?
- Сегодня с нами на уроке будет шведская писательница Астрид Линдгрен?(Слайд 2) Какую сказку написала эта писательница? (“Малыш и Карлсон”) (Слайд 3)
- К сожалению, Карлсон улетел, но оставил письмо.
Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.)
- Ребята, давайте скорее выполним математические задания. Если мы их выполним правильно, то к возращению Карлсона, у нас для него будет сюрприз. Итак, первое задание.
III. Устный счет (Слайд 5) (10 мин)
1. Решение цепочек (стр. 50, № 1122).
а) 2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7
б) 5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9
2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)
9
85
128
1110
624
1315
167
712
25
- Какие дроби называются правильными?
- Какие дроби называются неправильными?
- Как по-другому представить неправильные дроби?
- Из чего состоит смешанное число?(Слайд 7)
IV. Актуализация знаний. (3 мин)
Найдите лишний пример (слайд 8)
2/8 + 3/8 14/12 – 7/12 7/9 + 1/9 3 1/7 + 2 3/7 18/27 -5/27
- Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение смешанных чисел) (Слайд9)
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим правила сложения и вычитания смешанных чисел, сформулируем их.
- Сформулируйте правило сложения смешанных чисел. (Слайд 10)
- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. (Слайд 10)
Стр. 48 учебника, правило
VII. Применение правила. (7 мин)
№2
а) 3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7
б) 54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7
VIII. Физкультминутка (Слайд12 ) (2 мин)
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IX. Закрепление изученного материала (10 мин)
1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим примеры и соотнесем их с ответами. Записываем № 3 в тетрадях (Слайд 13)
3 7/13 – 4/13= 4 – В 5 2/5+1/5= 7 4/6 – О 10 2/3-6= 3 3/13 – У 2 2/7+2 4/7= 4 6/7 – Е 8 5/9-3= 5 5/9 – Х 3/6+7 1/6 = 4 2/3 – П 7 4/5-3 4/5= 5 3/5 – С
У С П Е Х О В
2. Работа над задачами.
а) Стр. 49, №1115.
Прочитайте задачу.
- Сколько конфет в одной коробке?
- Сколько конфет в другой коробке?
- Как ответить на вопрос задачи?
Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)
б) Стр. 49, № 1116.
- Чему равна длина красной ленты?
- Что сказано про длину белой?
- Что значит на 2 1/5 м короче?
Как будете решать эту задачу?
Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)
Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные, помогаете друг другу.
(прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и вернулся. Мы дарим коробку конфет. Но он хочет задать Вам несколько вопросов.
X. Итог урока (вопросы Карлсона). (5 мин)
- Что такое смешанное число?
- Как сложить смешанные числа?
- Как вычесть смешанные числа?
Это вам поможет справиться с домашним заданием. (слайд17)
XI. Домашнее задание: п.29 (выучить правило), № 1136,1137(Слайд 18) (2 мин)
Используемая литература.
- Учебник Н.Я. Виленкина Математика5, вторая часть, изд-во “Мнемозина”.М., 2011.
- Дидактические материалы Математика 5 класс В.И. Жохов, А.С.Чесноков, М., 2009.
- Интернет-ресурсы:images.yandex.ru.