Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.
Девиз:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать не удач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
(Н. К. Антоневич)
Правила игры:
В игре участвует две команды, по шесть человек в каждой. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Объясняет правила игры. Оценивать игру будут жюри в составе трех человек. В конце игры проводится награждение победителей.
Задание 1
Сказка «Хитрая лиса»
Повстречался медведь с лисой.
– Ты куда сестрица – спрашивает медведь.
– Домой спешу, – отвечает лиса. – Мне заяц две
морковки дал, похлёбку варить буду.
– И я домой иду, – говорит медведь, – мне заяц
тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлёбку
сварю.
– Давай, медведь, похлёбку вместе варить будем.
Медведь согласился. Развели костёр и сварили
похлёбку. Только они собрались есть, прилетел
журавль.
– Здравствуйте, – говорит журавль. – Да вы тут
похлёбку варите. Не угостите ли меня?
– Ишь, какой ты хитрый! – отвечала лиса. – Что нам
за это дашь?
– Рыбёшек, – отвечал журавль.
Звери согласились. Сели в кружок. Поделили
похлёбку поровну и пообедали. Журавль положил на
землю шесть рыбёшек и улетел. Лиса говорит
медведю:
– Тебе три рыбёшки, да мне три – поровну
разделили.
– Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше морковки,
было, значит, тебе две рыбки, а мне четыре.
Кто из них прав? Как бы вы разделили рыбу?
(Все рыбешки должен был получить медведь, так как шесть морковок были разделены поровну на троих, лиса свои морковки съела, а журавль съел две морковки, принадлежавшие медведю.)
Задание 2
«Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата,
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный – приятный,
Младший треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснулся без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Задание 3
А теперь проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним скажет пословицу или поговорку.
- Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
- Один в поле не воин.
- Один пашет, а семеро – руками машут.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- На одном месте и камень мхом зарастает.
- Одна нога тут, другая там.
- Одна рука узла не вяжет.
- От одного слова да навек ссора.
- У ежа одна сила – колючки.
- Раз солгал – навек лгуном стал.
- Руки поборют одного, знанье – тысячу.
- Трус умирает сто раз, а герой один раз.
- Первый блин комом.
и т.д.
Задание 4
Карлсон попросил у Малыша малинового варенья.
На полке стояли три банки с вареньем. На первой
написано «Клубничное или малиновое», на второй
«Вишневое», а на третьей малиновое. В какой из них
находится малиновое варенье, если известно, что
фрекен Бок все надписи перепутала.
(Ответ: Малиновое варенье находится во второй
банке.
Малыш рассуждал так: на первой банке надпись
«Клубничное или малиновое», но все надписи
неверны, поэтому в ней не может находиться ни
клубничного, ни малинового.)
Задание 5
Милостивый закон
В некотором государстве был такой обычай.
Каждый преступник, осуждённый на смерть, тянул
перед смертью жребий, который давал ему надежду
на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с
надписью «Жизнь», другую с надписью «Смерть».
Если осужденный вынимал первую бумажку, он
получал помилование; если же он имел несчастье
вынуть бумажку с надписью «Смерть», приговор
приводился в исполнение.
У одного человека, жившего в этой стране, были
враги, которые его оклеветали и добились того,
что суд приговорил несчастного к смертной казни.
Мало того, враги не желали оставить невинно
осуждённому ни малейшей возможности спастись.
Ночью накануне казни они вытащили из ящика
бумажку с надписью «Жизнь» и заменили её
бумажкой с надписью «Смерть». Теперь, какую бы
бумажку ни вытянул осуждённый, он не мог
избегнуть смерти. Так думали его враги. Но у него
были друзья, которые стали известны козни врагов.
Они проникли в тюрьму и предупредили
осуждённого, что в ящике оба жребия имеют надпись
«Смерть». Друзья убеждали несчастного открыть
перед судьями преступный подлог его врагов и
настаивать на осмотре ящика со жребиями. Но, к
изумлению, осуждённый просил хранить проделку в
строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет
спасён. Друзья приняли его за сумасшедшего.
Наутро осуждённый, ничего не сказав судьям о
заговоре своих врагов, тянул жребий – и был
отпущен на свободу! Как же ему удалось так
счастливо выйти из своего, казалось бы,
безнадёжного положения.
(Вынимая жребий, осужденный поступал так: он вынул одну бумажку из ящика и, никому не показывая проглотил ее. Судьи, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, должны были извлечь из ящика оставшуюся бумажку: на ней была написана «Смерть». Следовательно, – рассуждали судьи, – на уничтоженной бумажке была написана «Жизнь» (они ведь ничего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги невольно привели его к спасению.)
Задание 6
Игра: из букв слова «прямоугольник» составить самое длинное слово.
Задание 7
Задача о трёх мудрецах
Три неких древних мудреца вступили в спор: кто
из троих более мудр? Спор помог решить случайный
прохожий, предложивший им испытание на
сообразительность.
– Вы видите у меня, – сказал он, – пять колпаков:
три чёрных и два белых. Закройте глаза.
С этими словами он надел каждому по чёрному
колпаку, а два белых спрятал в мешки.
– Можете открыть глаза, – сказал прохожий. – Кто
угадает какого цвета колпак украшает его голову,
тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на
друга…Наконец, один воскликнул.
– На мне – чёрный!
Как он догадался?
(Мудрец рассуждал так: «Я вижу перед собой два колпака. Предположим. Что на мне белый колпак. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне тоже был белый колпак, то третий сразу догадался бы и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный». А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный.)
Задание 8 «Задачи-упражнения»
№1. Продолжите последовательность чисел:
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; …
№2. Вместо звёздочек поставьте в примерах такие знаки действий, чтобы равенства были верными:
1) 37 * 1/2 = 74
2) 33/40 * 10/11 = 0,75
3) 0,45 * 1/20 = 2/5
№3. Пользуясь признаками делимости, определите, делится ли число 37927175 на 6; 11; 15; 25.
Задание 9
Сколько волос?
Из парикмахерской вышел остриженный наголо. Лето – жарко. Иду и радуюсь. Навстречу – приятель, очень такой любознательный и хитроумный парень. Поздоровался и спрашивает: «Что же это ты столько волос оставил на голове?» Я удивился, а он продолжает. «Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове» «Метр, два, может быть, и будет, если собрать все остатки», – ответил я ему, не ожидая подвоха. Приятель рассмеялся. «Ошибся. И во много раз. Подумай, как следует, прежде чем ответить на этот простой с первого взгляда вопрос».
(Считая, что после стрижки остаются волосы длинной в 1 миллиметр, а число их в среднем на голове человека равно 200000, можно получить удивительный итог: после стрижки «наголо» остается на голове около двухсот метров волоса.)
Задание 10
Игра: из букв слова «математика» составить как можно больше слов.
Подарок или аплодисменты
Посмотрите вот сюда (показывают на ящики). Перед вами три чудесных ящика. Можете их открыть, и если вам повезёт, то вы получите приз.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить, и учится играя,
Но если с учёбой сложить развлечение,
То праздником станет любое ученье.
Литература
- Григорьева И. Г. «Математика. Предметная неделя в школе», Москва, «Глобус», 2008г.
- Акимова С. «Занимательная математика», Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 г.
- А.Ф. Фарков «Внеклассная работа по математике», Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.