Урок русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема Однозначные и многозначные слова
Цель темы

 

Задачи

Углубить представление о лексическом значении слова; уметь различать однозначные и многозначные слова; формировать умения практического использования словарей

Научить различать однозначные и многозначные слова;

Развивать навыки самостоятельной работы;

Развивать устную речь учащихся при обобщении и закреплении

Планируемый результат Предметные умения УУД
Выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;

Пользоваться толковым словарём

Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока.

Регулятивные: совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия

Познавательные: расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний о однозначных и многозначных словах. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.

Основные понятия Однозначные и многозначные слова, их стилистическая роль, словарь.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Интерактивные методики Ресурсы
изобразительное искусство, информатика и ИКТ, литература Работа со словарями.

Работа в парах и в группах.

Работа с интерактивной доской.

“1,2,4 - вместе”

“Карусель”

“Дерево познания”

-Учебник.

- Интерактивная доска.

- Раздаточный материал.

- Презентация по теме “Однозначные и многозначные слова”.

Этапы уроков

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап “Организационно-мотивационный”
Делаю запуск энергизатора, который снимает напряжение, располагает к работе, заряжает участников положительными эмоциями.

Приложение № 1

Провожу игру со словами; сопоставительный анализ слов, ответы на вопросы: Что объединяет эти слова с точки зрения лексического значения? Чем записанные слова различаются?

Слайд №2-6

Приложение № 2

Совместно с учащимися формулируем цели и задачи.

Приложение № 3

Через анализ языкового материала формулируют, цели и задачи урока Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи; умение сопоставлять, выявлять сходства и отличия Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли; комментировать и аргументировать свои наблюдения

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания
2-й этап “Актуализация знаний”
Организую воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся: интерактивный метод “1,2,4 - вместе” учащимся предлагается информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки, где происходит совместное обговаривание информации на полученных карточках

Схематизация материала

Слайд №7

Приложение № 4

Находят информацию на карточках,

навык самостоятельной парной и групповой работы

схематизация материала

Осуществляют актуализацию полученных знаний классифицируют речевой материал, применяют полученные знания на практике. Самостоятельно распределяют учебный материал Взаимопроверка. Самоконтроль правильности выполнения заданий. Осуществляют самоконтроль, находить возможные ошибки и исправлять их
3-й этап “Творческое применение и добывание знаний”
Организую:

вариативную парную работу

интерактивный метод “Карусель” учащиеся размещаются в два круга лицом к друг другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, после чего учащиеся внешнего круга перемещаются пот кругу к следующему партнёру (закрепление понятий однозначное и многозначное слово).

Слайд №8

Приложение № 5

Организует групповую работу, связанную с пониманием лексического значения многозначных слов (рисуем “словесное древо”) с опорой на словарь.

Приложение № 6

Используют загадки, применяя полученные знания об однозначности и многозначности отгаданных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют выбранные слова

Смысловое чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысловое чтение

Опознают и правильно интонируют загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют дерево многозначных или однозначных слов, участвуют в обсуждении задания в группе

Взаимодействие в парной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие в группе, умение находить общее решение, владение устной речью.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Принимать и осуществлять учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

4-й этап “Контроль, коррекция, оценка”
Организую контроль (Тестовые задания).

Приложение № 7

  Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнений     Выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению Осуществляют итоговый контроль по результату
5-й этап “Рефлексия деятельности”
Организую этап рефлексии “Дерево познания”

Слайд №12

Приложение № 8

Выбирают предметы (листья, цветы, плоды) для оценки урока и своей деятельности Осуществляют самооценку своих действий и уровня своих знаний Коллективная работа Самостоятельно выбирают определение для оценки урока Самооценка, рефлексия. Формирования положительной самооценку, уважительного отношения к мнению других.