… в игре человек испытывает такое же
наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер
Об обучающих возможностях игр известно давно. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Многие коллеги скажут, что тема уже многократно обсуждалась и по ней существует большое количество материала, но разве от этого она теряет своей актуальности?
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Роль ученика состоит в том, что он становится активным участником учебного процесса. Ученики сами формируют цели, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможности пути решения проблем, применяют свой жизненный опыт. Поэтому игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре, проявив находчивость и сообразительность. Таким образом, ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Быть может, кто-то скажет, что его игра была использована мною, не буду отрицать этого, ибо работая учителем, я опиралась на опыт других учителей, собирала по крупицам идеи для проведения игр на уроках английского языка.
Но наиболее полной и точной по отношению к изучению английского языка я считаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. Игры по аудированию
Цели:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- развивать слуховую память учащихся.
Загадки о животных, предметах, профессиях
Учитель читает учащимся загадки,
учащиеся должны их отгадывать. Например:
1. It is square. It is not an animal. It has for legs. (a cat)
2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)
За каждый правильный ответ команда получает 1
очко.
Давайте порисуем
Ученик, закрыв глаза, рисует человека или животное. Ведущий называет основные части тела:
Draw a head, please.
Draw a body, please.
Draw a tail, please.
2. Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Змейка
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.
Что это?
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
3. Языковые игры
Языковые игры предназначаются для
формирования произносительных, лексических, и
грамматических навыков и тренировки
употребления языковых явлений на
подготовительном, предкоммуникативном этапе
овладения иностранным языком.
Собери пословицу
Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить ее. При правильном ответе команда получает балл.
Например:
A FRIEND IN NEED … IS A FRIEND INDEED.
4. Фонетические игры
Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
Широкие и узкие гласные
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
Sending a telegram
Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.
5. Орфографические игры
Кто больше?
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.
Word-building
Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son are so rose и т. д.
6. Грамматические игры
Цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
Комментатор
Учащиеся по очереди выполняют действия
и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am
going to the window.
Учитель даёт ученику карточку за каждое
правильно названное действие. Победителем
становится тот, который набрал большее
количество карточек.
7. Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
Угадайте род занятий
По теневым изображением ученики отгадывают, определяют род занятия людей.
8. Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
Лес
Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.
Ход игры: обучаемым
предлагается сыграть роль деревьев и растений в
лесу и прокомментировать на английском языке
всё, что происходит с ними.
Например: преподаватель предлагает обучаемым
вспомнить лес: Представьте, что вы деревья и
растения.