Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к утрате ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой.
В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…».
В законе РФ «Об образовании» указано, что «… одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
В Стандартах нового поколения также отмечено, что «Целями образования должно явиться воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Таким образом, на новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у студентов среднепрофессиональных учебных заведений. В свою очередь, формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации преподавателя и студентов на отечественные ценности (любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне) и вовлечения студентов в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.
Теоретическая база опыта
В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как комплекс качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций.
Ученые выделяют основные компоненты его структуры. Кним относят: гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства, гражданские поступки.
Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.
Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.
Патриотизм включает в себя: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность.
Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, духовных ценностей, отражающих специфику и развитие нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.
Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:
– военно-патриотическое воспитание;
– героико-патриотическое воспитание;
– национально-патриотическое воспитание;
– гражданско-патриотическое воспитание.
Военно-патриотическое воспитание – это формирование патриотически ориентированной личности, с глубоким патриотическим сознанием и идей служения Отечеству, уважение к военной истории, стремление к военной службе и сохранение и приумножение русских воинских традиций.
Героико-патриотическое воспитание направлено на пропаганду героической истории Отечества, знаменательных исторических дат, воспитание уважительного отношения к героизму наших предков.
Национально-патриотическое воспитание формирует у учеников чувство любви к большой и малой Родине, уважительное отношение к русским традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у детей и молодежи социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у детей гражданственности как интегративного качества личности.
Нельзя сказать, что современное поколение негативно относится к идее патриотизма. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом студенте. И задача преподавателя вывести это чувство на первый план.Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей.
Развитие гражданственности и патриотизма в ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум»
Первый этап – подготовительный. Общеизвестно, что именно с изучения истории родного края начинается путь к осознанию мира. Краеведение ориентировано на познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Коме того, краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения становится сам студент, его родословная, занятия его родителей, окружающий его мир, традиции, обычаи его предков, т.е. то, что интересно любому человеку.
На этом этапе задача состоит в том, чтобы заинтересовать студента и познакомить его с историей Кемеровской области, г. Кемерово, Сибирского политехнического техникума.
В рамках классных часов преподавателями техникума, а также студентами подготавливаются доклады и сообщения об исторических личностях, связанных с нашейобластью(например, М.Волкове). Организуются экскурсии по историческим местам области, посещения местных историко-краеведческих музеев.
С целью изучения развития химической и углехимической отраслей для студентов старших курсов организуются экскурсии на основные градообразующие предприятия г. Кемерово – КОАО «Азот», ООО «Химпром», в рамках которых студенты посещают музеи данных организаций, знакомятся с историей создания и развития производства угля, химической продукции
Для первокурсников ежегодно организуется экскурсия в музей «Сибирского политехнического техникума», который был неоднократно отмечен наградами как один из лучших музеев средних профессиональных учебных заведений г. Кемерово.
Второй этап – организация практической деятельности с целью получения студентами опыта гражданского действия.
Ежегодно студенты СибПТ принимают участие в творческих и научно-практических конкурсах. Так, студенты ежегодно готовят эссе для творческого конкурса «В благодарность ветеранам хочу сказать…» среди жителей города Кемерово, посвященном годовщине великой Победы. На протяжении 8-ми лет творческие коллективы техникума становятся лауреатами городского фестиваля студенческой молодежи среди ССУЗов «Искусство, которое есть!».Студенты техникума в номинации «хореография» заняли 1 место на Всероссийском фестивале студенческой молодежи «Не меркнет воинская слава!», который состоялся в городе Волгограде в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне.Также студенты регулярно принимают участие в городском фестивале художественного творчества «Полный вперед!». В текущем учебном году студент четвертого курса техникума принял участие в областном конкурсе «Энергия жизни», посвященном дню энергетика в номинации «Энергия молодости».
С целью патриотического воспитания регулярно организуются встречи ветеранов локальных войн (Афганской, Чеченской) со студентами.
Уже 28 лет студенты техникума несут вахту памяти выпускника Юрия Егорова, погибшего при исполнении воинского долга в Афганистане. Ежегодно в день гибели (21 ноября) проводится урок памяти, студенты возлагают цветы на могиле и у памятной доски на шоссе им. Ю.Егорова.
Студенты Сибирского политехнического техникума принимают активное участие в волонтерском движении. Это оказание самых разнообразных видов помощи нуждающимся гражданам: очистка территорий от снега зимой, от мусора осенью и весной; доставка овощных наборов малоимущим; помощь в уборке дома, в копке земли на огородах; помощь детям в доме ребенка и многое другое. Так, в текущем учебном году волонтерский отряд ГОУ СПО СПТ «Твори добро» в составе шести человек работал в рамках областной акции «Рука помощи» по доставке овощных наборов жителям Кировского района города Кемерово.
В зоне особой заботы у студентов находятся ветераны техникума, для которых ребята проводят концерты, поздравляют с праздниками, оказывают необходимую помощь. Так, 15 октября 2012 г. прошлочествование одногоиз самых уважаемых ветеранов нашего техникума Спиридоновой Лидии Васильевны, которой исполнилось 85 лет.
Регулярными стали и проводимые мероприятия, направленные на воспитание гражданственности. С 2008 г. студенты, обучающие по специальности «Правоведение», 15 мая в день семьи проводят акции в Кировском районе города Кемерово: раздают детям воздушные шары, а их родителям – буклеты с информацией из Семейного кодекса РФ.
В текущем учебном году в рамках областной антинаркотической акции«Первокурсник» студенты шести групп первого курса посмотрели фильм о проблеме употребления подростками и молодежью ПАВ и обсудили данную проблему с медицинским психологом подросткового наркологического кабинета Кировского района города Кемерово Крюковой Л.С.
Третий этап – привлечение студентов к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.
Суть поискового метода заключается в том, что преподаватель, организуя творческую познавательную деятельность студентов, побуждает их находить источники новой, не сообщавшейся им ранее, информации, самостоятельно изучать ее и получать на этой основе достоверные знания, приобретать ценные познавательные умения и навыки.
В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:
1) Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа студентов по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Цель данного поиска – обучение умению работать с книгой, библиографическими источниками: правильно цитировать текст и делать ссылку на источник, аннотировать прочитанное, пользоваться указателями, справочной литературой, каталогами, грамотно оформлять список использованной литературы.
2) Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор материала, его систематизация, анализ, иногда и реставрация. Студенты овладевают элементами методики научного исследования.
3) Составление родословной, биографический поиск.
Таким образом, на мой взгляд, преподавателями техникума прикладываются все усилия для того, чтобы выпустить из стен учебного заведения не только хорошо подготовленных специалистов, но и молодых людей с активной жизненной позицией, патриотов своего государства, сознательных граждан нашей страны.