Немного теории
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, тактильной, эмоциональной.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Положительные эмоциональные воспоминания, наоборот, тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.
Уважаемые родители!
- Кого вы считаете главным воспитателем ребенка – себя или педагога в детском саду?
- Считаете ли вы нужным заниматься с ребенком дома или достаточно занятий в детском саду?
- Если ребенок просит вас поиграть с ним, то, что чаще всего слышит в ответ?
- Какого принципа вы придерживаетесь при покупке новой игрушки?
Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно. Он запоминает, не желая того. Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.
К концу дошкольного возраста у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение. У ребенка возникает произвольное внимание и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания — это главное достижение дошкольного периода.
Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Поэтому можно сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запоминать надо всячески поощрять. Это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Уважаемые родители! Для того чтобы работа по развитию памяти была успешной, необходимо использовать специальные игровые задания. Хочу предложить вашему вниманию некоторые игровые упражнения, которые помогут развивать память вашего ребенка в домашних условиях.
Упражнение “Гуляем по зоопарку”
Ход игры.
Пусть ребенок закроет глаза и представит, что он гуляет по зоопарку. “Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я назвала”.
Тюлень, лось, волк, тигр, крокодил, лиса…
Задание 1. Перечисли всех животных, которых увидел в зоопарке.
Задание 2. Внимательно посмотри на рисунки и покажи животных, которых я назвала.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинка убирается. Ребенка просят вспомнить животных в то порядке, в каком они назывались.
Упражнение “Гуляем по лесу”
Ход игры.
Представь, что мы уже в лесу. Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила.
Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка…
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
Игра в слова
Вариант 1.
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Повтори!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы ты бы разделил эти слова?
Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: “Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели”.
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Вариант 2.
Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, ваза, слива.
Вариант 3.
Трамвай, нож, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.
Задания те же:
- воспроизведи все слова;
- раздели на группы по одному общему признаку;
-запомни и воспроизведи.
Проанализируйте игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной (культурной).
Игра “Я положил в мешок”
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.
Взрослый начинает игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: “В саду у бабушки растут…” (Порядок тот же).
В этой игре неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Часто наши дети из-за плохого зрения не могут получить полную информацию об окружающем мире. В этом им помогают сохранные анализаторы—слух, обоняние, осязание. Эти анализаторы также необходимо развивать. И делать это лучше с помощью игровых упражнений. Вот примерные игры на развитие осязательной памяти.
Развитие осязательной памяти
Вариант 1.
Вырежьте из твердой бумаги или картона несколько произвольных фигур.
Задание 1. Закрой глаза и ощупай эту фигуру.
Задание 2. Расскажи, что ты чувствуешь. Как ты думаешь, как выглядит эта фигура?
Задание 3. Фигура убирается, а ребенка просят нарисовать по памяти то, что он запомнил: “Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках”.
Вариант 2.
Вырежьте из твердой бумаги или картона несколько геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб).
Задание 1. Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.
Если ребенок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, если вы совместно придумаете подходящие для этих фигур названия.
Например, круг — это солнышко, треугольник — домик, квадрат — окно, прямоугольник — шкаф. Вариантов может быть много, но, в конце концов, надо остановиться на том варианте, который выберет ребенок.
Задание 2. Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке.
“Ты должен запомнить фигуры, которые ощупываешь”.
Задание 3. Расскажи по порядку, какая была первая фигура, какая — вторая и т.д.
Задание 4. После того, как ребенок научится запоминать последовательность фигур, можно перейти к изучению их правильных названий. Желательно, чтобы в процессе этой работы обсуждались не только определения, но и признаки этих геометрических фигур (цвет, размер).
Круг, треугольник, квадрат
Ход игры.
Круг, треугольник и квадрат разделите на несколько частей. Эти фигуры также необходимо вырезать из твердой бумаги.
Задание 1. Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.
Задание 2. Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем треугольник и квадрат.
Такого рода играми можно заниматься в любой обстановке. Они развивают не только осязательную память, но и эмоциональную. Поиграв с ребенком в эти игры, вы узнаете, какого рода информацию ваш ребенок запоминает лучше, а какую—с трудом, с помощью подсказок. Поэтому будете знать, на что обязательно надо обратить внимание. Процесс обучения всегда должен быть творческим. Поэтому фантазируйте – придумывайте свои игры, используйте подручный материал и каждую минуту для того, чтобы еще раз убедиться в народной мудрости “Что посеешь – то и пожнешь”. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью. Учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Успехов вам и вашим детям!
В конце встречи родителям предлагается буклет с вариантами игр, развивающих разные виды памяти дошкольника.