Цели урока:
- обучающиеся должны научиться решать задачи на нахождение меньшего числа; закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания, навыки счета в пределах 9;
- обобщить полученные знания о задаче, их классификации;
- развивать творческие способности и речь.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение решать задачи на нахождение меньшего числа;
- выбор основания и критерия для сравнения, классификации объектов; умение по схеме определить, что обозначают больший и меньший отрезки; выбор наиболее подходящего способа решения задачи; приобретение начальных геометрических навыков.
Коммуникативные УУД: способность договариваться, желание помочь товарищу и оценить его действия.
Оборудование: экран, проектор, презентация, веер чисел, схемы условий задач, магнитные числа и буквы, карточки для самооценивания.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой. Слайд № 1.
Учитель: Долгожданный дан звонок -
Дети: Начинается урок.
Учитель: Ребята, покажите с помощью сигнальных карточек, вашу готовность к уроку. Я желаю вам плодотворной и успешной работы.
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять.
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
Учитель:
Это слышать мне приятно!
Математика зовёт –
Первоклашек на урок!
II. Актуализация знаний. Давайте вспомним тему прошлого урока. (Задачи на сравнение). Сегодня мы продолжим работу над задачами на сравнение и познакомимся с новым видом. Слайд № 2.
Сначала повторим изученное ранее. Вставьте вместо звёздочек знаки “+” или “-”. Задание выполните самостоятельно, а проверять работы будем в парах. (Взаимопроверка в парах при помощи эталона, показанного на экране.)
9*5*2=2 4*1*3=8 7*2*8=1 5*0*4=9
III. Устный счет.
Математика нас ждет,
Продолжаем устный счет.
Решите примеры и вы сможете разгадать зашифрованное слово. (На доске карточки задания из №6 стр.59)
Дети находят значения выражений и составляют слово при помощи магнитных букв слово.
- Что означает слово пейзаж? (Вид, изображение какой-либо местности в живописи и графике). Слово “пейзаж” французское, означает – “страна”, “местность”. Слайд № 3.
Ученица:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней, (Слайд №4)
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш – обязательно картина,
Называется ПЕЙЗАЖ. Слайд № 5.
Учитель:
Посмотрите, попали мы в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Как вы думаете, кто может жить в этом сказочном домике? В нём живёт Мудрая Сова, которая пришла к нам на урок и принесла с собой различные математические задания. (Мудрая Сова на рисунке). Слайд №6.
Для выполнения следующего задания вам надо слушать меня очень внимательно.
Приготовьте веер чисел.
Пять ворон на ветку сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
- Что вы решали?
- Почему вы считаете, что это задача? (Есть условие, вопрос).
- Что помогает записать условие задачи? (Схемы).
- Мудрая Сова просит найти подходящую к задаче схему. (На доске 4 схемы задач. Дети выбирают схему № 3). Почему?
Два орешка бурундук,
Положить хотел в сундук,
Только он не утерпел,
И один орешек съел.
Сколько орешков осталось у бурундука? (1)
(Дети выбирают схему № 3). Почему?
- Решите ещё одну задачу.
Два ежа грибы искали,
И в корзиночку их клали.
Первый ёжик 7 нашёл,
А второй за ним пошёл,
на 2 больше он нашёл.
Сколько же нашёл второй?
(Дети выбирают схему № 2). Почему?
- Какое число мы узнавали в этой задаче?
- Как мы назовём такую задачу?
- Какое правило применили при решении этой задачи?
- Как найти большее число?
- Как узнать разницу? Слайд № 7.
IV. Объяснение нового материала.
- Какая схема осталась без внимания? Как вы думаете почему?
- Что неизвестно в ней? Обозначьте на схеме названия отрезков. (Б – большее число, м – меньшее, р – разность).
- Может кто-то догадался, как узнать меньшее число?
- Прочтите вывод и сравните с нашими предположениями. Слайд №8.
V. Физкультминутка. (Звучит музыкальная физкультминутка, а на экране слайд с пейзажем леса.) Слайд №9.
VI. Работа с учебником.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 58.
- Решали мы раньше такие задачи, в которых нужно было узнать меньшее число?
- Кто сможет назвать тему нашего урока? Чему должны научиться на уроке? (Решать задачи на нахождение меньшего числа.)
- Найдите задание № 4на странице 59.
- Вот схема перед вами, А задачу составьте сами. Слайд № 10.
- Придумайте условие задачи.
- Поставьте вопрос к задаче.
- Какой знак мы будем использовать при решении задачи? Почему выбрали вычитание? (Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разность.)
- Решите задачу. (8 - 2 = 6)
- Каким будет ответ? Запишите.
VII. Гимнастика для глаз. Слайд №11.
VIII. Резерв. Слайд № 12.
Посмотрите на рисунок. Какую задачу можно придумать? Проверим ответ. Слайд № 13
IХ. Итог урока. Рефлексия. Слайд №14.
- Посмотрите, как преобразился наш лес.
Как вы думаете почему?
Наш урок к концу подходит,
Мудрая сова итог подводит.
- Чему мы научились сегодня на уроке? (Решать задачи на нахождение меньшего числа).
- При помощи какого действия они решаются?
- Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились? У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок. Слайд № 15.
- Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
- Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Слайд № 16. Все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы. Спасибо за работу.