Цели урока.
Обучающие.
- Сформировать у учащихся понимание процесса кодирования различных видов информации.
- Обобщить основные понятия по кодированию информации,
Развивающие.
- Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
- Продолжить развитие навыков работы за компьютером.
Воспитательные.
- Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.
- Продолжить воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу.
Формы работы:
- беседа;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа.
Оборудование.
- Персональный компьютер.
- Мультимедиапроектор.
Ход урока
1. Оргмомент.
Мотивация на изучение новой темы, с опорой на знание окружающего мира, на жизненный опыт, на интеграцию знаний и межпредметные связи.
Актуализация знаний учащихся
Дайте определение операции преобразования информации из одной формы представления в другую (Кодирование). Дайте определение процессу, обратному кодированию.
- Назовите минимальную единицу информации. Какие значения она может принимать?
- Что больше: 1000 байт или 1 килобайт?
- Какие еще единицы измерения информации вы знаете?
- В компьютерном алфавите 256 символов (а-я, А-Я, a-z, A-Z, 0-9, математические и специальные символы), определите информационный вес одного символа?
2. Основная часть урока (проходит в форме этапов).
Этап 1. Испытание памяти
На слайде появляются термины под номерами. Надо запомнить их порядковый номер.
- Аналоговая форма.
- Дискретная форма.
- Пространственная дискретизация.
- Пиксель.
- Разрешающая способность.
- Глубина цвета.
- Палитра цветов.
Слова пропадают с экрана. Учитель зачитывает задания, а ребята отмечаю последовательность цифр.
- Укажите номер понятия, связанного с преобразованием графической информации из номер один в номер два.
- Укажите номер понятия, указывающее на количество информации, используемое для кодирования цвета.
- Укажите номер понятия, противоположное термину два.
- Укажите номер понятия, которое как атом в химии обозначает наименьшую величину в графики.
- Укажите номера понятий, заимствованных у художников для обозначения терминов в информатики.
Сравнение полученных результатов с правильными, распределение очков.
Этап 2. Испытание разума.
Даны смысловые равенства с двумя неизвестными. Найти их и записать.
- _____ - это код черного цвета в палитре RGB, а Rmax+Gmax+Bmax - ____цвета.
- Растровое изображение формируется из ___, а ______ из графических примитивов.
- Чем _____ амплитуда звуковой волны, тем громче _______.
- Формат jpeg относится к ____ графики, а формат _____ к векторной.
- Примером ______ редактора является AudaCity, в видео-редактора _________.
- Вес одного символа в ________ равен 2 байт, а в КОИ-8 _______ байт.
Этап 3. Испытание зрения
Верно ли утверждение, зашифрованное в магическом квадрате. Каждой букве соответствует ее номер в предложении.
Ответ – Система счисления – это алфавит. (Верное)
Этап 4. Испытание логики
Заполнить недостающие элементы в таблице.
Этап 5. Испытание внимания
Найдите ошибки в предложенном тексте. Укажите их количество. Исправьте текст на правильный.
Звук – это волна, с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем ниже амплитуда звуковой волны, тем громче звук. Чем больше частота колебания, тем ниже тон звука.
Чтобы компьютер мог отрабатывать звук, он должен быть преобразован в аналоговую форму с помощью процесса пространственной дискретизации. При этом непрерывная звуковая волна разбивается на временные участки, каждому из которых устанавливается определенный уровень громкости.
Для записи звука используется микрофон, подключенный к видео-карте. Качество получено звука зависит от цвета микрофона. Записывать звук можно в формате моно и стерео. При этом лучшим качеством обладает моно формат, так как содержит не одну, а две звуковые дорожки и занимает при этом меньше места на жестком диске.
Этап 6. Испытание эрудиции
Даны пословицы, записанные научным языком с использование различных систем счисления. Определить, какие это пословицы.
- Как показывает анализ жизненных ситуаций, выгоднее располагать сотней проверенных индивидуумов, настроенных к тебе положительно, нежели обладать 1100100 материальными ценностями в курсе национальной российской валюты.
- Прежде чем один раз разделить целое на 11 частей, необходимо произвести 111 предварительных измерений исследуемого объекта.
- Для точности анализа конкретной ситуации уместно использовать 11 частей тела, отвечающих за мыслительную деятельность, нежели применять 1 такой орган.
- Результат вычисления 1010+11 называют дюжиной, принадлежащий жителя нижних слоев астеносферы.
Этап 7. Испытание последнее
Найти слова в квадрате (читать по диагонали нельзя) и дать им определения.
К | С | Е | Л | Ь |
И | И | Т | Р | Д |
П | Л | А | А | Я |
К | У | П | З | Р |
З | В | Р | А | А |
Слова: пиксель, звук, разряд, палитра.
5. Подведение итогов игры.
6. Оценивание.