Обобщающий урок-игра по теме "Кодирование графической, текстовой и числовой информации"

Разделы: Информатика


Цели урока.

Обучающие.

  • Сформировать у учащихся понимание процесса кодирования различных видов информации.
  • Обобщить основные понятия по кодированию информации,

Развивающие.

  • Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
  • Продолжить развитие навыков работы за компьютером.

Воспитательные.

  • Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.
  • Продолжить воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу.

Формы работы:

  • беседа;
  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа.

Оборудование.

  1. Персональный компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.

Ход урока

1. Оргмомент.

Мотивация на изучение новой темы, с опорой на знание окружающего мира, на жизненный опыт, на интеграцию знаний и межпредметные связи.

Актуализация знаний учащихся

Дайте определение операции преобразования информации из одной формы представления в другую (Кодирование). Дайте определение процессу, обратному кодированию.

  1. Назовите минимальную единицу информации. Какие значения она может принимать?
  2. Что больше: 1000 байт или 1 килобайт?
  3. Какие еще единицы измерения информации вы знаете?
  4. В компьютерном алфавите 256 символов (а-я, А-Я, a-z, A-Z, 0-9, математические и специальные символы), определите информационный вес одного символа?

2. Основная часть урока (проходит в форме этапов).

Этап 1. Испытание памяти

На слайде появляются термины под номерами. Надо запомнить их порядковый номер.

  1. Аналоговая форма.
  2. Дискретная форма.
  3. Пространственная дискретизация.
  4. Пиксель.
  5. Разрешающая способность.
  6. Глубина цвета.
  7. Палитра цветов.

Слова пропадают с экрана. Учитель зачитывает задания, а ребята отмечаю последовательность цифр.

  1. Укажите номер понятия, связанного с преобразованием графической информации из номер один в номер два.
  2. Укажите номер понятия, указывающее на количество информации, используемое для кодирования цвета.
  3. Укажите номер понятия, противоположное термину два.
  4. Укажите номер понятия, которое как атом в химии обозначает наименьшую величину в графики.
  5. Укажите номера понятий, заимствованных у художников для обозначения терминов в информатики.

Сравнение полученных результатов с правильными, распределение очков.

Этап 2. Испытание разума.

Даны смысловые равенства с двумя неизвестными. Найти их и записать.

  1. _____ - это код черного цвета в палитре RGB, а Rmax+Gmax+Bmax - ____цвета.
  2. Растровое изображение формируется из ___, а ______ из графических примитивов.
  3. Чем _____ амплитуда звуковой волны, тем громче _______.
  4. Формат jpeg относится к ____ графики, а формат _____ к векторной.
  5. Примером ______ редактора является AudaCity, в видео-редактора _________.
  6. Вес одного символа в ________ равен 2 байт, а в КОИ-8 _______ байт.

Этап 3. Испытание зрения

Верно ли утверждение, зашифрованное в магическом квадрате. Каждой букве соответствует ее номер в предложении.

Ответ – Система счисления – это алфавит. (Верное)

Этап 4. Испытание логики

Заполнить недостающие элементы в таблице.

Этап 5. Испытание внимания

Найдите ошибки в предложенном тексте. Укажите их количество. Исправьте текст на правильный.

Звук – это волна, с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем ниже амплитуда звуковой волны, тем громче звук. Чем больше частота колебания, тем ниже тон звука.

Чтобы компьютер мог отрабатывать звук, он должен быть преобразован в аналоговую форму с помощью процесса пространственной дискретизации. При этом непрерывная звуковая волна разбивается на временные участки, каждому из которых устанавливается определенный уровень громкости.

Для записи звука используется микрофон, подключенный к видео-карте. Качество получено звука зависит от цвета микрофона. Записывать звук можно в формате моно и стерео. При этом лучшим качеством обладает моно формат, так как содержит не одну, а две звуковые дорожки и занимает при этом меньше места на жестком диске.

Этап 6. Испытание эрудиции

Даны пословицы, записанные научным языком с использование различных систем счисления. Определить, какие это пословицы.

  1. Как показывает анализ жизненных ситуаций, выгоднее располагать сотней проверенных индивидуумов, настроенных к тебе положительно, нежели обладать 1100100 материальными ценностями в курсе национальной российской валюты.
  2. Прежде чем один раз разделить целое на 11 частей, необходимо произвести 111 предварительных измерений исследуемого объекта.
  3. Для точности анализа конкретной ситуации уместно использовать 11 частей тела, отвечающих за мыслительную деятельность, нежели применять 1 такой орган.
  4. Результат вычисления 1010+11 называют дюжиной, принадлежащий жителя нижних слоев астеносферы.

Этап 7. Испытание последнее

Найти слова в квадрате (читать по диагонали нельзя) и дать им определения.

К С Е Л Ь
И И Т Р Д
П Л А А Я
К У П З Р
З В Р А А

Слова: пиксель, звук, разряд, палитра.

5. Подведение итогов игры.

6. Оценивание.